Речь в Интернет-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

Содержание работы

Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.78 Кб (Скачать файл)

Дневники  – это тексты адресованной разговорной  речи, в жанре которой нередко  создаются тексты сетевых газет  и журналов. Стилистика дневника отличается точностью выражения мыслей, синонимами-конкретизаторами, синтаксической градацией, вопросно-ответными ходами, риторическими вопросами, сигналами авторской рефлексии – вводными словами и предложениями. Такой «разговор» о себе и о времени, «поток сознания» с ассоциативными подтемами «главных» мыслей дня становится излюбленным жанром авторов сетевой публицистики. В Интернете жанр дневника реализуется в форме блогов (слово образовано путем стяжения двух частей сложного слова weblog – публичный дневник или журнал юзера сети). Это один из оригинальных сетевых жанров, так как само традиционное понятие дневника исключало прежде даже предположение публичного обнародование его записей. Интимность, вынесенная на всеобщее не только обозрение, но и обсуждение, редактирование и проч., - один из результатов влияния особенностей интернет-существования на личность веб-коммуниканта.

Национальные  особенности русского менталитета, склонного к рефлексии и душевным монологам «на кухне», дают поразительные  результаты интенсивного развития блогов как по их количеству, так и по тематическому разнообразию. Причем в случае с блогами тематическая структуризация, принципиально характерная для Интернета, не так прозрачна, как, например, в каталогах, так как ключевое слово определяет сам автор дневника в соответствии со своим субъективным мнением (например, дневник автора по имени Самаритянин зарегистрирован по ключевым словам «Хе-хе, хо-хо и хи-хи», хотя его содержание вполне философское).

В Интернете  границы между речевыми жанрами  мягче и подвижнее, чем в реальной действительности. Отчасти это объясняется  продолжением их становления таких  жанров, но в целом говорит о  том, что в сети законы общения изменяются и развиваются.

Наряду с  отличиями речевые жанры в  Интернете обладают и некоторыми общими свойствами. Они все ориентированы  на более свободную и непосредственную коммуникативность. Сохраняя определенную функционально-стилевую специфику, присущую им изначально, они, вместе с тем, получают новую, виртуальную, окрашенность, будь то разговорная речь, молодежный или профессиональный жаргон или язык художественной литературы.

В сети не только обновляются старые жанры, но и рождаются  новые. К таковым можно отнести, например, презентацию, текст-заголовок, ключевое слово - свернутый запрос или  тему (как свернутую презентацию).

Специфика многофункциональности  русского языка в Интернете определяет многоуровневость жанровых классификаций. Прежде всего, по традиционно выделяемой в русском языке функционально-стилевой принадлежности сетевые тексты определяются как «устойчивые, закрепленные бытием и обстоятельствами формы жизненного общения» (Бахтин 1979: 99). В соответствии с тематическим принципом разграничения текстовые структуры возможно разделить на группы новостных текстов (соответствующую газетно-публицистическому стилю), научные публикации (научный стиль), литературно-художественные тексты (язык художественной литературы), деловые документы, включая переписку (официально-деловой стиль) и обиходно-бытовые диалоговые структуры (разговорная речь) (см. Приложение №5).

По направленности интенций тексты в Интернете подразделяются на развлекательные, познавательные, справочно-информационные, императивные и репрезентативные.

По степени  развернутости синтаксической структуры  сетевые тексты выстраиваются от свернутого текста в ключевом слове  поискового запроса до разветвленной  гиперструктуры, оформленной с помощью гиперссылок.

Языковой  контекст киберкоммуникации актуализировал вопросы разделения форм речи по концептуальному и формальному конструктивному принципу. В Интернете присутствуют как концептуально письменные (научные или публицистические статьи, деловые документы, механически перенесенные в цифровую форму), так и концептуально устные (разговоры в чате или в ICQ), причем и те, и другие формально являются письменными.

Наконец, тексты в Интернете можно разделить  на выложенные, следовательно, подготовленные заранее и подвергнутые тщательной подготовке, и появляющиеся спонтанно, но несмотря на это, не менее глубоко отражающие интернет-специфику. В каждой из выделяемых классификаций возможны межжанровые подмены и взаимопроникновения стилей. Так, все сетевые тексты: от публикаций в сетевых СМИ до реплики в чате, включая сетевую рекламу и справочно-информационные порталы, обладают как спецификой, так и обобщенной заданностью. В Интернете такими глобальными векторами являются информативная и коммуникативная функции.

Новость как  некое высказывание, обладающее новизной, является основополагающим фактором возникновения  текста в Интернете. Поисковые системы запрограммированы на поиск новой информации по запросу, посетители форумов задают вопросы и отвечают на них, чтобы сообщить нечто новое, участники чатов презентуют свою самобытность, подчеркивая ее новизну, коммерсанты, рекламируя товар или услугу, выделяют в ней то новое, что отличает ее от всего остального, разделы новостей занимают ведущее место в рубрикации каждого интернет-портала, независимо от его тематики. Стремление сообщить новость является важным компонентом текста, обеспечивающим его коммуникативность. Третьим связующим элементом функциональной ориентации сетевых текстов является их массовое предназначение (за исключением частной электронной переписки, все тексты в Интернете имеют публичное представление).

В сущности текст в Интернете становится политекстом, так как в его содержание, независимо от стилевой принадлежности, включаются и элементы живых либо статичных иллюстративных фрагментов, «бегущая» реклама, нередко обладающая и звуковым сопровождением.

По степени  включенности в веб-контент тексты разделяются на традиционные тексты, размещенные в сети; традиционные тексты, отредактированные для размещения в сети; тексты, созданные специально для сети и заранее учитывающие  её соответствующие особенности (сетевые  СМИ, презентации); тексты, рождающиеся  в сети (электронная переписка, веб-диалоги  и веб-полилоги). В отдельную группу выделяются ключевые слова и слова-запросы или темы-сообщения, а также слова-команды, являющиеся разновидностями свернутого текста.

Выдвинув  в качестве классификационного основания  модальные характеристики, мы можем  разграничить сетевые тексты на информативные, побудительные, оценочные и фатические или ритуальные. Однако и в этом случае необходимо делать оговорки по поводу сочетания в одном тексте побудительных и информативных мотиваций, либо побудительных, информативных и оценочных и т.д.

Сеть представляет собой сложноструктурированную иерархическую систему, все тексты которой можно разделить по критерию самобытности на жанры исконно сетевые и перемещенные в сеть из традиционной реальности. И те, и другие могут обслуживать различные сферы общения, существующие в сети так же, как и в традиционной реальности. К аутентичным сетевым текстам относятся, прежде всего, жанры неспециального общения – чаты, блоги и дискуссионные группы; ко вторым, например, публикации научно-технических статей или переведённый в «цифру» роман «Война и мир». (см. Приложение №5).

Таким образом, говоря о жанровой принадлежности сетевых  текстов, можно сделать три важных вывода. Во-первых, в сфере виртуального общения, так же как и в традиционно  реальной действительности, сохраняется  разделение высказываний по их функционально-стилевой принадлежности, так как в Рунете присутствуют все ситуации традиционного  общения. Во-вторых, наряду с традиционными  разновидностями текстов, в Рунете возникают собственно сетевые жанры, использующие возможности новых  информационных технологий. И в-третьих, многоплановые сочетания тематики, функциональной направленности и потенциальной  предопределенности способствуют смешению уже имеющихся жанров и вычленению новых жанровых разновидностей, оказывающих  обратное воздействие на жизнь и  функционирование русского языка вне  Интернета.

 

 

 

 

Вывод

Интернет  – самая новая форма коммуникации и это сильно отражается на речи, которая используется в данной коммуникации. Зародившись, по сути своей, как разновидность только письменной речи, интернет речь быстро стала изменяться и приобретать свойственные только ей отличия. Одним из ключевых отличий можно назвать сильную зависимость от технических возможностей. Как уж говорилось выше интернет коммуникация начиналась, прежде всего, как письменная речь, ведь на заре создания интернет технологии позволяли только такой вид коммуникации. Затем появилась возможность диалогового общения в реальном времени (чаты) и снова произошел сильный скачок в изменении речевых особенностей. Сокращения, жаргонизмы, сленговые выражения, стилистические и пунктуационные ошибки стали не только нормой общения, но и, своего рода,  показателем высокого статуса интернет пользователя. Безусловно, сейчас, данная тенденция идет на спад, но все еще имеет место быть. Можно сказать, что интернет сообщество стало заново придумывать свой язык общения. Причем это свойственно всем лингвистическим группам.

Далее, с техническим усовершенствованием каналов связи, интернет позволил пользователям применять голосовое общение, а затем и видеть собеседника в прямом времени. Как не странно, но такое усовершенствование канала связи, тем не менее, изначально не принесло резких изменений и особенностей в речи. Причиной тому является невербальный компонент и значительно потерянная доля анонимности. Стоит отметить, что, со временем, и прямая речь в интернете стала приобретать свои особенности, но их интенсивность значительно уступает изменениям, которые затронули письменную речь в интернете.

Еще одним важным элементом речи в интернете стала ее практически тотальная доступность. Комментарии и отзывы может оставить практически любой пользователи и практически где угодно. Речь, таким образом, становится все менее интимной и камерной.

Подводя окончательной итог, стоит отметить два важным момент. Первый – речь в интернет коммуникации становиться все более разнообразной и динамически меняется практически каждый день. Второе – интернет коммуникация оказывает все более сильное влияние на остальные виды коммуникаций, а значит и интернет речь все сильнее проникает в остальные виды речи, со всеми ее достоинствами и недостатками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Абелева И.Ю. «Речь о речи: Коммуникативная система человека».- М.: Логос, 2004.- 304 с.

2. Андриенко Е.В. «Социальная психология»: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.А. Сластёнина.- М.: Академия, 2001.-264 с.

3. Бандырева С.К., Мурашов А.А. Коммуникация : «От диалога межличностного к диалогу межкультурному»: Учеб. пособие / С.К. Бондырева; Рос. акад. обра-зование ; Моск. психолого-социальный институт.-М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2007.-384 с.

4. Белобрыкина О.А. «Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль: "Академия развития", 1998, 240 с.

5. Березин В. «Теория массовой коммуникации». - М. : Инфра- М, 1999. - 134 с.

6. Бодалев А.А. «Личность и общение: Избранные труды».- М.: Педагогика, 1983 - 433 с.

7. Василик М.А. «Основы теории коммуникации»: Учебник / Под редакцией проф. М.А. Василика, - М: Гардарики, 2003

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. «Русский язык и культура речи»: Учебное пособие для вузов.- Ростов Н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.- 544 с.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Культура и искусство речи».- М.: Знание, 1984.-64 с.

10. Клюев Е.В. «Речевая коммуникация: Успешность речевого взаимодействия»: Учеб. пособие для вузов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

11. Куницына В.Н. «Межличностное общение»: Учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погальша.- СПб.: Питер, 2003.- 544 с.

12. Обозов Н.Н. П»сихология межличностных отношений»: К.:Изд-во “Лыбидь” при Киевском университете, 1990.- 192 с.

13. Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации». М., К. 2001.

14. Рождественский Ю.В. «Принципы современной риторики».– 3-е изд., испр./ Под ред. В.И. Анушкина.- М.: Флинта: Наука, 2003.- 176 с.

15. Соколов А.В.» Введение в теорию социальной коммуникации»: Учебное пособие, СПб. 2002.

17. Федотова Л.Н. «Социология массовой коммуникации», Питер, 2004

18. Харрис Р. «Психология массовых коммуникаций». - М, 2005. - 403 с.

19. Г. Н. Трофимова «Журналист, пиар-специалист и массовые информационные процессы» Учебное пособие. 2011.


Информация о работе Речь в Интернет-коммуникациях