Речь в Интернет-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

Содержание работы

Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.78 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования «КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА»

Институт социальных технологий

Кафедра истории и связей с общественностью

 

Специальность 030602

Курс III

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО «ОСНОВАМ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»

Тема: Речь в Интернет-коммуникациях.

 

 

 

Выполнил студент группы 7371

Богдасариан Роман Радикович

Научный руководитель:

 кин, доцент кафедры ИСО

Феоктистова И.Р.

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2013

Содержание

Вступление – стр. 3

1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.

2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.

2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.

2.2 Специфика  письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.

2.3 Жанровые особенности интернет  коммуникации – стр. 38 – 44.

Вывод – стр. 45 – 46.

Список использованных источников – стр. 47 – 48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Актуальность данной темы: речь является основным средством человеческого общения, без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. При общении человек непроизвольно использует различные функции речи, в результате чего в одной из видов коммуникации задействована та или иная функция речи. Однако, практически все виды коммуникаций были прекрасно изучены с этой точки зрений, исключением является интернет коммуникация. Являя собой динамически меняющуюся среду, интернет коммуникация, становится прекрасным объектом исследования, для выявления речевых особенностей и изменений в современном обществе. Стоит так же отметить, что интернет коммуникация является одной из самых новых форм коммуникации, что позволяется нам быть уверенными в актуальности данного исследования.

Объектом данного исследования выступает речь в интернет коммуникации.

Предметом является изучение речи в интернет коммуникации.

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в  интернет коммуникации.

Задачи курсовой работы:

1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций

2. проследить изменения речи в интернет коммуникации

3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

 

 

 

 

Особенности веб-коммуникативного речевого акта

Как новое  измерение пространства, в котором  существует человеческое сообщество, Интернет становится своеобразным тиглем, в котором переплавляются все  виды, типы, жанры и стили речи, причем одни из них смешиваются, другие, наоборот, дробятся, третьи сохраняют  свои основные характерные черты, четвертые  исчезают, пятые возрождаются, а  шестые появляются в речевой практике впервые.

Одним из таких  новых явлений стала письменная фиксация устно-разговорной спонтанной речи. Ее исследование особенно важно, так как область ее функционирования в Интернете – сфера интерактивной  межличностной коммуникации - относится  к разряду революционных преобразований традиционной коммуникативной среды.

В свое время  североамериканцы заложили и развили  основы письменной англоязычной речи посредством Интернета. Киберпространство  заполнили тексты, порожденные спонтанно (в рамках электронной почты, телеконференций, чатов или коммуникации в ходе групповой игры) и представляющие собой в каком-то смысле оппозицию  хорошо организованным текстам. Составленное сообщение стремится стать более  плотным, более сжатым, без излишеств. Оно сильно направлено, переработано, чтобы устранить излишние повторения, и намеренно составлено так, чтобы  максимально увеличить информационный объем. Родоначальниками Интернета  введены и упрочены принципы сетевого этикета (netiquette), тематика электронной переписки (к примеру, тысячи тематических ньюсгрупп Usenet и листов рассылки ListServe, форумов в гостевых книгах и др.) и ее стиль (фамильярный, снисходительный к неисправленным опечаткам, изобилующий смешением латиницы и кириллицы, аббревиатурами и единицами компьютерно-сетевого жаргона, «смайликами» с ироничными «никами»-псевдонимами, с цитированием фрагментов из предшествующих сообщений и т.д.). В то же время в Интернете в процесс человеческого общения, познания и игры вернулась «живая» стихия спонтанной речи в отсутствии редакторской правки. Динамичная культура Интернета оказывает заметное воздействие даже на далекого от этого мира человека, например через рекламу, которая непременно содержит ссылки на соответствующие сайты (кстати, один популярный телеведущий, представляя адрес сайта своей программы, называет www – «тройное дабл ю»), а также и через другие реалии: в Подмосковье недавно появился новый указатель поворота к дачному поселку «Мамошино.ru».

В разговоре  о киберкоммуникации необходимо определиться в разграничении ее разновидностей. Прежде всего, коммуникация в Интернете является пассивной и активной. К пассивным видам коммуникации относятся работа с программным обеспечением, поиск информации, покупка товаров. Активными формами коммуникации в Интернете выступают электронная переписка, участие в онлайновых опросах, конференциях или форумах, визиты в гостевые книги на сайтах, а также интерактивное общение на чатах.

Акт коммуникации в Интернете, кроме присутствия  коммуникантов, обусловлен еще и наличием необходимых технических средств, а также достаточного уровня их технической и языковой грамотности. При побуждении к коммуникации ее участники преследуют определенные цели и имеют целеполагающие мотивы. Таким образом, формирование мотивов коммуникации происходит не только на предварительном этапе ее подготовки к коммуникации, но и непосредственно в процессе коммуникативной деятельности.

Одновременно  коммуниканты становятся и субъектами, и объектами речевого взаимовоздействия. В ходе речевого взаимодействия возникает общение или акт коммуникации, в процессе которого развертывается диалоговый текст, состоящий из череды последовательных высказываний, каждое из которых обусловлено предыдущим. Причем сами высказывания несут в себе как верхний, вербальный план, так и глубинный, подтекстный. В таком случае общение как таковое возможно лишь в том случае, если коммуниканты проявляют общность знаний о реальном мире и пользуются одинаковыми средствами общения (языковыми знаниями).

В целом любая  деятельность человека в Интернете  непосредственно связана с его  речевой деятельностью и со стремлением  воздействовать через эту речевую  деятельность на своего потенциального или непосредственного собеседника, так как Интернет коммуникативен по своей концептуальной сущности. С этой точки зрения, для Интернета особенно значима функциональная сторона языка, ведь язык в его существовании в Интернете есть система средств выражения, используемых в целях совершения определенного действия.

Текст является продуктом совместной речевой деятельности двух или нескольких людей, воздействующих друг на друга с помощью вербальной знаковой системы. Минимальной единицей такого текста является высказывание, обладающее определенной задачей, степенью экспрессии. В Интернете текст следует рассматривать и как самоценную сущность, и как средство достижения целей говорящего. Поэтому при исследовании особенностей функционирования русского языка в Интернете следует отдельно рассматривать оба аспекта. В качестве самоценной сущностной единицы текст представляет интерес для рассмотрения особенностей влияния Интернета на отдельные уровни языковой системы, в том числе и синтаксический (законченность, завершенность, цельность и другие лингвистические характеристики). В коммуникативном аспекте исследования текстов Интернета важно определить границы речевого высказывания, установить характеристики речевых действий по достижению поставленной цели общения и условия ее достижения. Следовательно, предметом речевой деятельности языковой личности в Интернете являются в конечном счете общественные отношения, что еще раз подтверждает коммуникативную сущность веб-реальности.

В дискуссионной  ситуации между участниками сетевой  дискуссии возникает разнообразная  сеть отношений и многослойная структура  формирующегося текста, которая требует  осмысления на грамматическом, тематически-пропозициональном  и интеракциональном уровнях. Особенностью сетевого диалога при этом является функциональная раздвоенность его участников, которые одновременно являются и инициаторами, и ответчиками. В условиях интернет-коммуникации особенно важно уметь максимально точно формулировать целеполагающую установку общения, чтобы адресат мог быстро, без лишних усилий понять именно то, что нужно адресанту. Сетевое общение по сути является специфической формой координированной речевой активности участников коммуникации, координация индивидуальных действий которых реализуется в их высказываниях. В таком случае их коммуникативные действия организуются в трехчленную секвенцию: ожидание понимания, ожидание реакции, подготовка внимания.

Условия существования  Интернета и интернет-сообщества требуют от веб-коммуникантов соблюдения максим Грайса, регулирующих правила коммуникации на основе кооперативного принципа. За исключением участников веб-коммуникации на общедоступных чатах, где собираются случайные люди, представители виртуального сообщества особенно внимательно относятся к тому, чтобы вклад в речевое общение соответствовал принятой цели разговора.

Актуализация  внутренней речи как одного из трех компонентов речевого мышления (слово, мысль и внутренняя речь) происходит в Интернете в жанрах неспециальной  коммуникации и сопровождается стремлением  приблизить скорость высказывания к  темпу мыслительного процесса. В  Интернете высказывания осуществляются только в письменной форме, минуя  артикуляционно-голосовое преобразование речевых мыслеформ в звучащую вербальную структуру. Так возникают многочисленные условные сокращения, позволяющие интенсифицировать процесс сообщения.

Речевое мышление рассматривается как сложное  динамическое целое, в котором отношение  между мыслью и словом строится как  движение через целый ряд внутренних планов, переход от одного плана  к другому. Мотив, порождающий какую-либо мысль, инициирует оформление самой  мысли через ее опосредование сначала во внутреннем слове, а затем – в значениях внешних слов и, наконец, в словах. Общение в Интернете также опирается на законы речевого мышления. Но, в отличие от традиционной устной разговорной практики, в разговорной речи, обслуживающей неформальное веб-общение, движение от мотива, порождающего мысль, заканчивается на этапе ее опосредования в значениях внешних слов. В процесс формирования высказывания не включается механизм внешнего воспроизводства слов, что в значительной мере облегчает и ускоряет работу речевого мышления. Пальцевая механика набора текста на клавиатуре гораздо проще и быстрее автоматизируется. В то же время, на письме возможности усечений, сокращений, создания аббревиатур без ущерба для смысла (так как воспринимаются они не на слух, а визуально и статично) гораздо шире. Следовательно, стремление активных коммуникантов в сети создать целые словники таких удобных сокращений вполне справедливо и объективно и перспективно, абсолютно не противоречит языковой системе и подлежит не осуждению, а изучению для дальнейшего совершенствования в рамках лингвистических законов и традиций.

К формированию речевого высказывания виртуальной  личности вполне применимы общие  принципы моделирования порождающих  механизмов речи. Планирование с опорой на эвристичность в поиске психолингвистической конкретизации высказывания осуществляется веб-коммуникантом с особенной интенсивностью вследствие того, что все действия, связанные с освоением интернет-пространства, и прежде всего, поиск речевых адекватных средств, носят эвристический характер. Вероятностное прогнозирование в процессе осуществления акта коммуникации, также остро актуализируется в связи с изначальной прагматической настроенностью коммуникантов. Активный характер процесса восприятия речи обусловлен особыми социально-психологическими характеристиками языковой личности в Интернете. В этом аспекте понятия Плана и Образа, выдвинутые бихеоверистами, актуализируются в коммуникативной среде языкового функционирования, так как веб-пространство значительно более детерминировано мотивацией активного побудительного характера, нежели традиционная офлайновая действительность.

В Интернете  становится возможной современная  интерпретация опережающего отражения  действительности и обратной связи, основанная на принципе вероятностного прогнозирования (трансформированная «модель будущего») Н.А.Бернштейна: «Выбор речевого высказывания, который в числе других факторов направляется накопленным организмом вероятностным опытом, и есть выбор действия, наиболее вероятного с точки зрения достижения цели» (Леонтьев, 1969, с.220).

Известно, что  любая модель порождения речи состоит  из нескольких последовательно осуществляемых этапов: определения мотивации, формирования замысла высказывания, осуществления  замысла и сопоставления реализации замысла с самим замыслом (Леонтьев, 1969). Как и вне Интернета, схема  формирования речевого веб-высказывания реализуется за несколько шагов. На первом этапе конкретизируется внутренний смысл свернутого речевого высказывания, так сказать «семантическая запись» (Лурия, 1979). Этот процесс организуется одинаково как вне Интернета, так и на его виртуальной территории. Этап стабилизации внутренних речевых установок, в результате которого внутренний смысл переводится в систему синтаксически развернутых речевых конструкций, также одинаков для обеих ситуаций существования языка. Следующее за этим формирование развернутого речевого высказывания более конкретизировано учитывает ситуацию общения, мотивы говорящего, содержание информации, отношение к ней слушающего (в Интернете – читающего). При виртуальных условиях реализации необходимо отдельно рассматривать каждый из этих принципиальных компонентов.

Информация о работе Речь в Интернет-коммуникациях