Речь в Интернет-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

Содержание работы

Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.78 Кб (Скачать файл)

Значительная  часть сетевого пространства представлена в полупассивной форме коммуникации: активно действующий адресант осуществляет коммуникативные акты с заранее сформированным интерактивным контентом-адресатом. В свою очередь адресат в скрытой форме ведет диалог с адресантом с помощью заранее разработанных тематических интерактивных указателей. Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера. Налаженная обратная интерактивная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную аудиторию.

 В целом  традиционная классификация видов  коммуникативных контактов вполне  соответствует комплексу коммуникативных  ситуаций в виртуальном пространстве. Так же, как и в реальной действительности, виды веб-коммуникации различаются по наличию субъектов коммуникации на межличностные, личностно-групповые и публичные (менее всего в Интернете присутствует ситуация общения в малых группах); по степени подготовленности – на спонтанные, подготовленные, частично подготовленные; по средствам и по результатам коммуникации – на эффективные и неэффективные. По условиям взаимодействия, с одной стороны, вся веб-коммуникация опосредована, так как общение происходит в письменной форме через компьютерные программы, создатели которых могут считаться пассивными посредниками, но с другой стороны, каждый участник веб-общения осуществляет прямой и непосредственный контакт с другими участником или участниками коммуникативного веб-акта. Поэтому условия взаимодействия могут быть определены в Интернете как опосредованно-непосредственные.

2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации

Известно, что  письменная форма языка удлиняет время жизни текста и усиливает  способность литературного языка  быть связью между поколениями. Письменность Интернета также способствует стабилизации языка. А.С.Пушкин утверждал, что письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но он не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков. Писать единственно разговорным языком - значит не знать языка.

«В письменной речи оформился и организовался  полный комплекс средств, позволяющих  точно и ясно передать любое движение мысли, любое чувство и впечатление, любое состояние души. В ней  сложились тончайшие нити передачи и воплощения авторского художественного  замысла, научного поиска и его результата. На ней существует богатейшая русская  литература, впитавшая в себя все  перипетии тысячелетней истории. На ней держатся жизнь общества и  связи между людьми и поколениями. Она впитала культуру обработанного  и отработанного слова и воплотила  в себе все его возможности. Она  вершина языка нации. Она наше культурное достояние» (Лаптева, 2003: с.138).

Если обратиться к традиционным факторам членения речи на функциональные стили в книжно-письменном типе современного русского литературного языка, то, с одной стороны, и научная, и деловая, и публицистическая речь сохраняют свои основные характеристики по функции, характеру речи. Так, в научных текстах сохраняется информативная направленность при речевом автоматизме и отсутствии индивидуализации. Деловая речь обладает информативностью и воздействием и также стремится к речевому автоматизму и отсутствию индивидуализации. Тексты художественной сетературы, сохраняя воздействующую и эстетическую функцию, обретают еще большую свободу и индивидуализацию. А публицистическая речь, продолжая выполнять информирующую, воздействующую и эстетическую функции, усиливает в текстах степень автоматизма, одновременно уменьшая использование книжно-письменных и общелитературных средств за счет применения разговорных речевых элементов. В виртуальном пространстве все эти традиционно книжно-письменные стили оказываются под активным влиянием разговорности и выходят за рамки книжной письменности. Все это приводит к постепенным изменениям в стилистическом регистре и сближению в веб-пространстве книжно-письменного типа речи с устно-разговорным, основным признаком которого традиционно является устность и в котором выделяется тип устно-литературной научной речи и устной речи массовой коммуникации.

В средствах  электронной коммуникации инкорпорированы  обе формы речи – и устная, и письменная. Письменная форма, благодаря  техническим особенностям гипертекста, перешла на более высокую степень  структурности, получила дополнительное пространственное измерение, приобрела  интерактивность. Письменная фиксация устной формы привела к возникновению  такого синтетического явления как  chat-talk-de facto, результата попытки передать графическим способом все особенности разговорной речи, включая эмоции, усеченные разговорные фразы, особенности произношения и интенсивности тона («звуковое письмо»). Таким образом, в книжно-письменном стиле происходит структурная перестройка, а в разговорной практике наблюдается попытка максимального сохранения на письме ее особенностей.

Классическая  трактовка различий между устной и письменной речью подразумевает, что механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи неодинаковы. При порождении письменной речи есть время для обдумывания формального  плана высказывания, поэтому высока степень ее структурированности. При  чтении всегда можно остановиться, глубже обдумать прочитанное. Это позволяет и пишущему и читающему перевести нужную информацию из оперативной памяти в долговременную. Звучащая устная речь представляет собой поток, который только при ее продукции может прерываться говорящим, а слушающий должен в своей рецепции следовать за говорящим во времени. Это речь спонтанная, одноразовая, она уже не может повториться в том виде, в каком была произнесена. Устная речь всегда индивидуальна. У каждого говорящего есть своя речевая манера (см. http://chat.skif/chat/). В Интернете индивидуальность манеры нивелируется сетевыми условиями коммуникации.

В статье «Проблемы  дифференциации спонтанной и подготовленной речи» Е.И.Галяшина справедливо выделяет и систематизирует особенности, влияющие на варьирование лингвистических признаков подготовленной и спонтанной устной и письменной разновидностей речи в зависимости от степени ее подготовленности (Галяшина Е.И. 2002. – с. 68-81). Отмечаемые ею особенности речевой ситуации и диктора сохраняют свою значимость и в речи веб-коммуникантов. Это целевая установка, сложность описываемого объекта, психофизиологическое состояние человека, общее развитие и культура речи, темперамент пишущего, степень владения выбранным объектом, характер коммуникации. Влияние данных особенностей на лингвистические признаки речи веб-коммуниканта проявляется не только на лексико-грамматическом или текстовом (письменная речь), но и на фонетико графическом (что изначально характерно для устной речи, но графически фиксируется в письменном виде в Интернете) уровнях. Так в диалогических и полилогических текстах сетевой коммуникации постоянно фиксируются наличие орфографических и пунктуационных ошибок, использование элементов просторечия, нарушение определенных норм стилистики, упрощение предложений, нарушение порядка слов, построение текста путем ассоциативного нанизывания отдельных высказываний, усиление редукции гласных, стяжение безударных гласных в один сегмент, упрощение сочетаний согласных.

В коммуникативной  среде Интернета на неофициальных  сайтах неформального общения, несмотря на письменный характер реализации, речь отвечает характеристикам ее традиционной устной разновидности: спонтанность, одноразовость, индивидуальность. В то же время  она обладает и такими характеристиками письменной речи как возможность  остановиться, глубже обдумать прочитанное. Абсолютно всем разновидностям речи в Интернете присущи те дополнительные факторы, которые к факторам членения, действующим в книжно-письменном типе, добавляет сетевая устно-разговорность: ее адресованная направленность, ситуативность и своеобразие речевой деятельности. Любая речь в Интернете всегда адресована непосредственно слушателю, причем даже при опосредованности и отсроченности ее доведения до адресата при веб-коммуникации сохраняется эффект одновременности восприятия и воспроизведения адресантом, то есть «здесь и сейчас». Принцип соотносительности разновидностей устной литературной речи с индивидуальным, коллективным или массовым характером адресата речи несколько трансформируется в Интернете. Здесь и устно-разговорная речь (индивидуальный адресат), и устная научная речь (коллективный адресат), и устная речь массовой коммуникации (массовая аудитория) предназначены одновременно для индивидуального, и для коллективного, и для массового адресата.

В веб-пространстве отсутствует ситуативная обусловленность, восполняющая смысл, не выраженный словесно, то есть любые недосказанности и  речевые неточности. Однако такие  ее признаки, как общность знаний и  жизненного опыта говорящих, допускающие  словесные намеки и обеспечивающие понимание с полуслова, в ситуациях  веб-общения присутствуют достаточно широко, причем и в коллективно  адресованном и индивидуально адресованном видах речи.

Монологический  и диалогический виды устно-разговорного типа в Интернете сохраняют разную организацию речи. Для монолога –  это посегментный синтаксис, а для диалога - краткие разговорные реплики жесткой, специфически разговорной синтаксической структуры.

В разговорной  веб-речевой практике формируются  свои четкие синтаксические модели с  неизменным набором признаков, причем в узуальности устно-разговорной нормы речи в Интернете еще активнее проявляется динамика поступательного развития языка, в котором норма всегда складывается как результат узуального отбора явлений на пути от массового узуса к стандарту. Посегментно организованная монологическая устная речь присутствует в Интернете, но в скрытой форме все равно предполагает диалогичность. Поэтому основой устно-литературной нормы, общей для разговорного типа речи в виртуальном пространстве является именно диалогическая устная речь, для которой характерны многие традиционные характеристики речевой базы устной литературной речи: повышенная глагольность, посегментная организация, явления текстовой избыточности и текстовой экономии.

Членение  на устную и письменную формы речи в Интернете теряет свою актуальность в связи с тотальной письменностью  веб-пространства. Членение речи по стилистическому  регистру на разговорную и книжную в основном сохраняется при усилении разговорности.

Таким образом, несмотря на импровизационность письменно-устной сетевой речи, последняя действительно реализует все присущие речи функции: информационную, коммуникативную, воздействия, эстетическую, при определяющей роли фатической и гедонистической функций.

Книжно-письменные типы речи представлены в Интернете специальными научными, деловыми и газетными жанрами, а также жанрами художественной литературы (см. Приложение №5).

Разнообразен  также и тематический репертуар  веб-общения: от тем бытовых и  повседневных до общественно-значимых.

Веб-коммуникация использует устноразговорный тип современного русского языка, причем разделение высказываний на непубличные (непосредственно адресованная контактная обиходно-повседневная разговорная речь) и публичные (непосредственно адресованная контактная устная научная речь и опосредованно адресованная дисконтактная речь радио и телевидения) становится в Интернете неактуальной, так как практически любые виды веб-высказываний оказываются в Интернете более или менее публичными.

Письменная  фиксация в некоторой степени  нивелирует общие современные языковые тенденции повышенной глагольности, сегментации речевого потока, языковой избыточности и экономии, а также уменьшения структурированности монологической речи.

Разделение  речи на ситуативную и интеллектуализированную в Интернете происходит не так явно, как в реальности. Однако членение речи на диалог и монолог актуально для веб-коммуникации, хотя скрытая тенденция к диалогичности влияет на все виды сетевой речи.

Стихия устности является концептуальной сущностью  веб-коммуникации и начинается там, где распространение структурной  формулы перерастает в ее трансформацию. Сегментация устно-речевого потока опирается на основные механизмы  речепроизводства, которые определяют грамматику устного высказывания.

2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации

Среди языковых средств в речевой веб-коммуникации безусловно лидируют устно-разговорные элементы. Уменьшительные образования, интимизирующие речь, выражающие вежливость и расположенность к собеседнику, мало заметны в Интернете, так как они усложняют речь и замедляют темп общения. Тенденция речевой избыточности, проявляющаяся в разговорных повторах и способствующая речевой экспрессии, не актуальна для веб-общения в связи со стремлением к стилевой телеграфности. Также в сетевой речи особенно активна тенденция экономии языковых средств и усилий.

Говорение является одним из четырех основных видов  речевой деятельности – устноречевым, который обусловлен выражением мыслей и чувств, как в инициативной, так и в реактивной формах. В Интернете говорение осуществляется в сфере неформального общения, в режиме реального времени, но фиксируется письменно, следовательно, веб-адресат этого вида веб-коммуникации может быть назван «письменно говорящим».

В Интернете, несмотря на письменную форму фиксации речи, сохраняются все предпосылки  условий говорения: коммуникативно-речевая  ситуация, которая служит стимулом говорения, цель сообщения своих  мыслей, коммуникативная направленность взаимодействия, наличие знаний о  предметном содержании, компонентах  ситуации, об объеме речевого произведения, отношение к объекту речи –  собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его  потребностей в общении, наличие  средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия (речевое умение и составляющие его навыки) и т.д.

Кроме фонационного плана звучащего текста и его  интонационно-произносительных особенностей, в сетевой коммуникации так же сохраняются и все уровни как структуры, так и содержания устного текста: мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения (ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера формируется текст), предметно-содержательный уровень (набор явлений, фактов, предметов действительности, отражающийся в вербальном общении), смысловой уровень (логическая организация предметных связей в процессе их осмысления), языковой план (совокупность языковых средств), а также речевой план (разнообразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения и индивидуальные характеристики говорящего).

Информация о работе Речь в Интернет-коммуникациях