Речь в Интернет-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

Содержание работы

Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.78 Кб (Скачать файл)

Ситуации  веб-общения изначально определяются по их прагматической направленности в зависимости от потребностей участников формирования интернет-контента. Эти  потребности и являются по сути мотивами речевых интенций. От них в конечном итоге зависят и содержание информации и отношение к ней воспринимающего. Сознательный выбор нужных речевых компонентов из многих альтернатив происходит более интенсивно при непосредственном общении в Интернете. В то же время создание исходной схемы, определяющей последовательность звеньев развернутого речевого высказывания и облегчающей контроль над протеканием всплывающих компонентов высказывания, в веб-коммуникации осуществляется более конструктивно. Сами всплывающие компоненты в сознании веб-коммуниканта также более упорядочены и могут быть подвергнуты систематизации, что облегчает выполнение задач интернет-общения, осложненного условиями письменной реализации.

Специфика виртуальной  сферы бытия состоит в ее чрезвычайно  активном, деятельном характере, который  отражается на всех присущих ей речевых  жанрах, существующих исключительно  в письменной форме. Особенно наглядно меняется стиль эпистолярного жанра, то есть жанра личной переписки (электронные  письма). Произвольная и неограниченная частотность обмена посланиями (письмами, сообщениями), доступность в получении, устойчивое впечатление продолжения  одного и того же разговора, - все  эти новые качества придают эпистолярному  жанру ускорение в сторону  легковесности, сначала в стилистике, а потом и в содержательной стороне. Электронные письма, с одной  стороны, являются свидетельством возрождения  практически умершего эпистолярного  жанра в принципе, а с другой, конечно, видоизменяют жанр, сдвигая  его к более компактным, живым  по языку и непосредственным по чувству  коротким «записочкам», наподобие тех, которыми обмениваются школьники во время занятий. Путем эксперимента нетрудно проверить, что при составлении  электронного письма автор, во-первых, постоянно работает над построениями внутренней речи, делая их на выходе как можно более короткими, как  бы выжимая из них все ненужные по сути или недостаточно точные по выразительности слова. Также стилю  э-писем частного характера свойственны усечения приветственных и прощальных конструкций (как будто разговор не прекращался). Также усиливается диалогичность высказываний. Другое дело – официальная переписка. Здесь в ходу шаблоны начала и завершения письма, цитирование фраз, отражающих суть обращения и другие приемы, убыстряющие работу с ответами на письма.

Еще активнее в сторону разговорности сдвигается стилистика разговорной стихии в  сетевых жанрах непосредственного  и спонтанного общения – в  чатах и группах IRC и ICQ, где временная  дистанция между репликами сокращена  до минимума. (Тем не менее, она все  равно больше, чем при устном общении).

В то же время, в отличие от устной разговорной  речи, ее письменная разновидность, широко внедрившаяся в Интернет, линейна  и дискретна. Количество участников такой коммуникации неограниченно, место не определено. Каждый из них  высказывается, находясь в своей, индивидуальной ситуации, и реагирует только на те реплики, которые привлекли его внимание. Последовательное появление реплик на экране дает картину одновременного звучания всех высказываний, реплики отдельных диалогов, перемешиваясь друг с другом, представляют очень характерное для Интернета явление – всеобщий разнонаправленный мультиполилог, в котором адресата реплики приходится специально отмечать. Однако отдельный интерес для лингвиста представляет именно такой, на первый взгляд, хаотичный и качественно новый полилог, в котором одновременно сочетается много мнений, мотивов и коммуникационных интенций.

Тем не менее, наблюдается стремление к именно такой форме общения (в противном  случае двое участников могли бы сохранить  конфиденциальность своих переговоров  в электронной переписке, не вынося их на всеобщее обозрение). Следовательно, в данном случае мы имеем дело с  новым явлением – комплексно вырабатываемых коммуникационных мотиваций.

В отличие  от многоканальной устной разговорной  речи с ее экстралингвистическими факторами  воздействия, в письменной речи веб-общения  их отсутствие компенсируется эмотиконами (см. Параграф «О невербальных средствах общения») и эффектом настоящего действия (который создается путем использования глаголов в настоящем времени). Эффект действия призван приблизить ситуацию общения в Интернете к имитации реального живого общения, быть сигналами включенности в диалог.

Задачи повышения  эффективности коммуникативного воздействия  стоят сегодня не только перед  потребителями различных видов  киберкоммуникации, но и перед теми, кто использует пространство Интернета в деловых, коммерческих и иных прагматических и профессиональных целях. Возможности письменной разговорной речи и ее специфическую стилистику необходимо хорошо знать и сетевым имиджмейкерам, и журналистам, и специалистам по рекламе и ПР, и коммерсантам. В ситуациях общения собеседники одновременно выполняют и роль инициатора общения (говорящего), которая связана с передачей информации, и роль слушателя, которая заключается в восприятии информации и принятии решения о реактивных действиях. Таким образом, веб-коммуниканты единовременно становятся и адресатами и адресантами в коммуникативном акте. Намерения, мотивы, цели инициаторов веб-общения, кроме обусловленности их социальной или профессиональной деятельностью, связаны также с их общими интересами, взглядами на жизнь.

Виртуальные ситуации действительности, в которых  осуществляется вербальная веб-коммуникация, организуются в зависимости от сферы интернет-пространства. В конкретной ситуации общение характеризуется не только речевой формой, но и предметным содержанием – совокупностью последовательных фактов и явлений, которые заданы темой и опосредованы интерпретацией автора высказывания. Краткость и разорванность высказываний, отсутствие четких, структурированных, законченных диалогов или смысловых единиц, неуправляемый стихийный полилог на чатах и реплики в никуда убедительно демонстрируют в речи веб-коммуникантов преобладающее стремление выразить себя.

Одновременное общение большого количества людей, разница культур этих людей, невозможность  использования невербальных средств  коммуникации, обеднение эмоционального компонента общения, анонимность и  снижение психологического риска в  процессе общения, легкая смена формальных атрибутов, - таковы основные характерные  признаки веб-коммуникации.

Принципы  членения коммуникативного веб-пространства в целом совпадают с традиционными. Набор социальных признаков каждого члена данного социума (возраст, пол, профессия, образование, место проживания, семейное положение и т.п.) формирует репертуар его социальных ролей, соотносимых с типом коммуникативного пространства. Определяющее членение на сферы коммуникации: дом / вне дома в Интернете выявляет ситуацию «вне дома», при которой реализуются не только постоянные (профессиональные), но и временные роли (разные типы внесемейного локуса). Такое членение соотносится с границами неофициального / официального взаимодействия и, следовательно, с функционально-стилистической дифференциацией языка (РР / КЛЯ). В то же время именно виртуальное пространство позволяет участнику веб-коммуникации скрыть свой подлинный набор социальных признаков и реализовать социальные роли, недостижимые по тем или иным причинам в традиционной реальности.

Городское общение  соотносится с той или иной разновидностью пространства города: открытое городское пространство (улица), городские объекты, связанные преимущественно  с целеориентированной (нефатической) коммуникацией (административные учреждения, банки, поликлиники, аптеки, магазины, рынки, предприятия сферы обслуживания, транспорт и т.д.), городские объекты, связанные преимущественно с коммуникацией фатического характера (музеи, театры, дискотеки, клубы, рестораны и др.). Все эти разновидности пространства виртуально представлены и убедительно существуют в Интернете, и в каждом из них коммуникация происходит в тех речевых жанрах, которые наиболее адекватно позволяют придти к искомому результату.

Временные характеристики коммуникации – временной объем (ограниченность во времени, протяженность), повторяемость коммуникативного акта, - важные для описания основных жанров городского общения – микродиалогов и стереотипов – сохраняют свое значение и при веб-общении. Проблема временных ограничений в Интернете не существует с точки зрения адресата, так как он может ознакомиться с высказыванием в любое, удобное для него, время. Но при интерактивном веб-общении в режиме реального времени вопрос своевременности несколько больше обостряется, чем в реальном общении, что заставляет коммуникаторов торопиться и пропускать в письменной фиксации своих реплик ошибки и опечатки, а также по возможности сокращать речевой объем высказывания, и использовать различные графические символы или аббревиатуры. Временное членение на будни / праздники и рабочее время / свободное время на общение в Интернете практически не влияет, так как веб-коммуникаторы имеют дело с четко разграниченным, каталогизированным веб-пространством, части которого предполагают заранее распланированные виды и жанры общения.

Вопрос о  первичности мышления, языка или  материального мира решается в настоящее  время различными исследователями  по-разному. По мнению Эдварда Сепира, «люди живут не только в объективном  мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это  обычно полагают, они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного  общества». Его мнение о том, что  «реальный мир» в значительной мере бессознательно строится на основе языковых норм данной группы» во многом спорно. Однако в отношении Интернета  нельзя оспорить тот факт, что языковые нормы интернет-сообщества, которые, безусловно, в системно-типологических параметрах адекватны языковой структуре вообще, и в то же время приобретают ряд веб-особенностей, предполагают определенную форму выражения, влияющую на особенности восприятия явлений окружающей действительности. В Интернете в значительной мере повышается ответственность личности за свое языковое поведение, поскольку, вербальное засорение интернет-контента – это реальная угроза его существованию.

Реальная самопрезентация личности в Интернете имеет определенные ограничения, от которых зависит качество ее представления. Если рассматривать Интернет в целом как совокупность технологий, контента и участников коммуникации, становится понятно, что и технологии, и контент обусловлены спецификой третьего компонента, а именно, людьми, чьи потребности определяют и развитие контента, и развитие технологий. Если и в традиционной реальности людей в значительной мере оценивают по уровню их вербальности, то в веб-реальности текстовой компонент оказывается решающим для формирования представлений о веб-личности. Несправедливым посылам к постмодернистской трактовке человека в его уподоблении некой совокупности текстов противостоит тот объективный факт, что Интернет лишь в некоторых деталях корректирует речевые характеристики, подстраивая их под условия веб-общения. В то время как языковой багаж, знания, лексический запас, всю языковую систему веб-личность берет из реального измерения своего существования. Тексты в Интернете не определяют, но регламентируют существование личности в Интернете. Такие тексты размещает в веб-контенте либо сама личность, либо те, кто ее представляет. Сама личность формирует самопрезентационные тексты двоякого формата: заранее спланированные описания и спонтанные речевые реакции. В первом случае мы имеем дело с информационным представлением о личности, а во втором – с проявлениями ее характера.

Тем не менее, в Интернете ориентация между  отдельными личностями, конечно, строится на вербальной основе. Через тексты веб-личности знакомятся, сближаются или  уходят от контакта. Следовательно, справедливо  выделяя предварительную стадию общения - стадию распознавания личности, мы утверждаем, что эффективность  общения на этой стадии зависит, прежде всего, от качества владения вербальными  средствами выражения своих мыслей, а также от элементарного уровня грамотности. Более того, сегодня  актуальным является вопрос так называемой «мультиграмотности», то есть навыков и умений оперировать электронными средствами познания и общения, в том числе мультимедийными и гипертекстовыми средствами, что помогает личности создавать тексты более грамотные, адекватные ситуации и отвечающие требованиям как мира офлайн, так и веб-действительности – двух измерений современности.

Речевой акт  как выражение определенного  коммуникативного намерения говорящего строится из коммуникативных компонентов, имеющих различные коммуникативные  функции. Коммуникативные значения могут формировать предложения  как речевые акты определенного  типа, служить основанием для старта речевого акта и модифицировать компоненты речевых актов внутри одного типа. Коммуникативная стратегия говорящего в интернет-коммуникации определяется его решением, хочет ли он сделать сообщение, задать вопрос, представить себя и свои возможности или обратиться с просьбой. Эти намерения являются примерами коммуникативных значений или коммуникативных функций, носителями которых, в свою очередь, являются компоненты коммуникативных структур. В них и воплощаются коммуникативные стратегии.

При определении  типа речевого веб-акта важную роль играют определенный коммуникативный режим, стиль и жанр. Преимущественный коммуникативный  режим в Интернете, безусловно, диалогический, стиль - разговорный, а жанры очень  разнообразны. Среди них встречаются  и стихи, и анекдот, и лозунг, и  рекламный призыв, и лекция и многие другие.

Все пять основных типов речевых актов, существующих в русском языке, - сообщение, вопрос, императив, восклицание и обращение - активно функционируют в Интернете. Они имеют регулярные средства выражения, однако в отличие от традиционной реальности, чаще всего используются в их первичной коммуникативной  функции. Другие возможные коммуникативные  функции - клятвы, жалобы, советы и угрозы, - которые паразитируют на регулярных речевых актах, возникая, благодаря  лексике и соответствующей семантической  интонации, также присутствуют в  Интернете, однако их презентация осложняется  отсутствием возможности семантического интонирования.

Информация о работе Речь в Интернет-коммуникациях