Информационная доступность и гласность в деятельности органов местного самоуправления: формы и средства их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Информационная доступность и гласность – это базовые принципы осуществления властных полномочий на всех уровнях власти и во все времена. И, если раньше существовали различные ограничения в этом смысле, например, политические – закрытый политический процесс (как во времена Советского Союза), технические - не было иной технической возможности, кроме печатных СМИ, а затем радио и телевидения, - то современный век компьютерных технологий открывает широкие возможности для повышения гласности методами информационных технологий. Этим положением и объясняется актуальность темы нашей работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………5
1.1. Информационная гласность и доступность в органах местного самоуправления………………...............................................................................5
1.2. Формы и средства достижения информационной доступности и гласности в органах местного самоуправления………………………………..13
1.3. Сайт муниципального образования как основной метод достижения информационной гласности и доступности …………………………………...17
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..21
2.1. Сравнительный анализ информационных сайтов администраций городов Ульяновска и Самары на предмет совершенствования механизмов гласности и информационной доступности……………………………………………..…21
2.2. Практические рекомендации по улучшению информационной доступности администрации города Ульяновска……………………………...25
2.3. «Обратная связь» – как показатель доверия граждан к органам местного самоуправления………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая гму.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

Среди недавних политических и правовых событий, говорящих об актуальности этой темы, стоит также назвать разработку «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года».9 30 июня 2012 года подписан Указ Президента РФ «Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии».10

Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации Электронного Правительства, проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях. Их модели должны представлять интегрированную систему и базироваться на документ-ориентированных технологиях с функциями управления информационными ресурсами и реализовать следующие функции:

    • создание единого информационного пространства;
    • повышение доступности для населения государственных услуг;
  • организация электронного документооборота между органами государственной власти;
  • создание системы общественных центров доступа населения к государственным и муниципальным информационным ресурсам, в том числе - государственной системе правовой информации.

Таким образом, информационное обеспечение муниципального управления – это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей информацией. И основной целью информационного обеспечения является повышение качества и оперативности принятия управленческих решений, особенно эффективно и экономно это можно сделать с помощью создания Интернет-сайта муниципального образования.

Основные задачи сайта муниципального образования – представление муниципального образования для внешнего мира (гостей, инвесторов, партнеров, вышестоящих органов власти), улучшение инвестиционного имиджа муниципального образования и развитие его информационной среды, предоставление справочной информации и так далее.

Следующая глава работы будет посвящена анализу портала муниципального образования для того, чтобы применить на практике полученные теоретические знания по совершенствовании гласности и информационной доступности органов местного самоуправления.

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Сравнительный анализ информационных сайтов администраций городов Ульяновска и Самары на предмет совершенствования механизмов гласности и информационной доступности

 

Для того, чтобы описать портал администрации города Ульяновска11, мы сравнили его с сайтом администрации городского округа Самары12.

Такой выбор города обусловлен следующими положениями:

– города являются крупными промышленными центрами;

– они примерно одинаково заселены и обладают сходной инфраструктурой;

– имеют симметричный доступ ко всем целевым программам и мероприятиям по финансированию «из центра».

Прежде чем проводить сравнительный анализ сайтов администраций этих городов, нам необходимо выделить критерии для сравнения:

1) дизайн, эффективность работы, простота интерфейса;

2) наполнение  и объем информации;

3) обратная связь: скорость, качество;

4) защита  информации;

  1. предоставляемые возможности.

Первый критерий. Именно интерфейс сайта и простота использования электронного ресурса во многом влияют на его посещаемость.

С точки зрения данного критерия, самым прогрессивным дизайном обладает сайт мэрии Самары. Это выражается в простоте поиска информации, качественном и подробном рубрикаторе, удобному расположению карты сайта.

С точки зрения дополнительных визуально-графических особенностей, нельзя не отметить наличие на портале администрации Ульяновска   версии для слабовидящих людей. Здесь позволяется изменять режим просмотра, размер и цвет шрифта и фона, что качественно улучшает жизнь слабовидящих людей и пенсионеров. Тот факт, что на сайте администрации Ульяновска есть возможность перевода на английский язык - это не только улучшает имидж города, но и в разы увеличивает инвестиционную привлекательность региона в связи с открытостью к международным связям. 

 Второй критерий – наполненность информацией и объем ее предоставления. С этой точки зрения выгодно отличается сайт администрации Ульяновска. Любому инвестору требуется целостная и комплексная информация, которая содержит в себе всё необходимое для принятия правильного решения. Такая информация содержится в Инвестиционном паспорте города Ульяновска. Он включает в себя информацию об истории города, культуре, социально-экономическом развитии, экологической обстановке, туристических возможностях. На страницах паспорта представлены разделы «Визитная карточка города», «Экономика города», «Инвестиционные предложения города», «Законодательство», «Справочные данные» и другие. Есть итоги инвестиционной деятельности за 2013-2014 год.

На Самарском сайте представлены лишь инвестиционные проекты, а в электронном приложении «Самарские стратегии» говорится больше о миссии и генеральной цели развития городского округа.

Третий критерий - для сравнения скорость и качество обратной связи. По данному критерию на первом месте находится сайт городского округа Самары. Здесь обилие справочных телефонов, имеются ответы на часто задаваемые вопросы (по направлениям).

На сайте мэрии Ульяновска есть лишь контакты и режим работы приемной администрации, а вопросы с ответами сгруппированы по мере поступления.

Со стороны защиты информации, на обоих сайтах нет входа в личный кабинет, то есть нет возможности обмениваться с порталом зашифрованными данными.

С точки зрения предоставляемых возможностей, можно вернуться к наполненности сайтов информацией: если сайт мэрии Ульяновска под рубрикой «Гостям города» предлагает лишь виды города, то самарский сайт обеспечивает целую культурную программу. Под рубрикой «Самара – город славный» - большой перечень экскурсий и, самое главное, указаны те фирмы, которые их реализуют. Даются рекомендации и насчет того, что посетить – какие музеи, галереи, выставки. И везде – контакты: телефоны, сайты, юридические адреса, - что очень удобно и для желающих в первый раз посетить город, и для пользователей интернетом (максимум информации на одном сайте!).

 Очень  информативна рубрика «Бизнес  в Самаре». Здесь представлены  координаты международных компаний  и организаций, работающих в регионе. Данная информация безусловно заинтересует тех, кто собирается найти свою нишу на городском рынке труда.

Итак, были рассмотрены сайты двух крупнейших городов Поволжья   с примерно равными показателями:

- по населению,

- площади,

- инфраструктуре,

- близости к центру и доступности всех возможностей.

Проанализировав их по заданным критериям, можно прийти к выводу о том, что оба сайта примерно одинаковы по всем показателям, в том числе по открытости и гласности. Тот сайт, который лучше в одном, где-то отстает в другом и наоборот.

 

 

Дальнейшая задача - по итогам проведенного анализа попытаться сформулировать предложения по совершенствованию сайта администрации города Ульяновска для оптимизации и совершенствования его работы, - чему и будет посвящен следующий параграф данного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Практические рекомендации по улучшению информационной доступности сайта администрации города Ульяновска

 

В этой части работы будет приведен перечень практических рекомендаций по совершенствованию механизма гласности и информационной доступности для сайта администрации города Ульяновска. При этом предложения по совершенствованию портала распределятся по пяти критериям, о которых велась речь в предыдущем параграфе.

Первый показатель – дизайн и простота интерфейса. С точки зрения этого показателя, подразумевается внесение следующих изменений:

1) установить веб-камеру (например, осуществить наблюдение за главной улицей или площадью города в режиме обновления кадра);

2) завести книгу жалоб и предложений;

3) добавить несколько различных рубрикаторов, например, «Ваше              мнение  о …» (проблемный блок), гостевая книга;

Второй показатель – наполнение и объем информацией. С точки зрения наполнения, сайту администрации города Ульяновска не хватает данных по следующим направлениям деятельности органов местного самоуправления:

1) персоналии – сотрудники управлений и комитетов органа местного самоуправления и информация о возможности связаться с ними или записаться на прием;

2) список оказываемых услуг и возможность записаться на прием к любому специалисту дистанционно;

3) большее количество контактной информации по всем направлениям деятельности.

Третий критерий совершенствования – скорость и качество обратной связи. Несмотря на видимость отлаженного механизма обратной связи, скорость ответов на запросы пользователей можно назвать очень низкой.

Предложения по этому критерию будут следующие:

1) увеличить скорость ответов  на запросы граждан;

2) поменять режим ответов на вопросы, усовершенствовать механизм и принципы;

3) предложить список ответов на часто задаваемые вопросы по направлениям деятельности.

Четвертый критерий – защита информации. Сайт работает в режиме ориентации на внешнюю аудиторию, однако упускается возможность того, что он может стать качественным средством коммуникации и по внутреннему направлению. Для этого необходимо предоставить возможность сотрудникам работать с зашифрованной версией сайта. Нужно предоставить им доступ в личный кабинет и на должном уровне защитить информацию.

Пятый критерий – предоставляемые возможности. После анализа (первый параграф второй главы) очевиден вывод о том, что сайт администрации города Ульяновска предоставляет стандартные возможности своим пользователям. Однако с целью повышения его посещаемости и увеличения эффективности работы будет целесообразно ввести дополнительные возможности. Полный их перечень необходимо обсудить с представителями органов местного самоуправления - только они могут внести конструктивные предложения в работу портала администрации города Ульяновска на своем уровне.

Хотелось бы вынести следующие предложения:

  1. Продумать механизм он-лайн трансляции из приемных руководителей ведущих подразделений муниципального образования,
  2. Наладить он-лайн трансляцию с избирательных участков во время выборов федерального и местного значения.

Понятно, для того чтобы сайт по-настоящему превратился в интернет-портал, он должен стать интерактивным, - только тогда с его помощью пользователи смогут активно производить различные операции (например, оплачивать счета, бронировать места в гостиницах, заказывать билеты на транспорт или в театры и т.п.). Словом, сайт как кристалл должен расти, обрастая новыми функциями и возможностями. Только тогда он сможет послужить платформой для деловых контактов, виртуально соединить все хозяйствующие субъекты для обмена информацией и сотрудничества.

Важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности могли бы сыграть специализированные межмуниципальные информационные системы и базы данных. Из имеющихся в России таких систем наиболее известна информационная сеть Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Информационные Банки этой сети (их свыше 10) позволяют получать информацию о социально-экономических показателях городов – участников сети, принятых муниципальных правовых актах и так далее. Правда, для этого каждый город должен регулярно размещать в сети свою информацию13. Ульяновская администрация могла бы стать инициатором в создании подобной ассоциации в Поволжском регионе.  

По результатам анализа можно прийти к выводу о том, что при повышения открытости и гласности именно перечисленные выше мероприятия способны увеличить эффективность работы сайта администрации города Ульяновска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. «Обратная связь» – как показатель доверия граждан к органам местного самоуправления

 

          Всплеск гражданской активности в начале 2010-х годов стал знаковым событием в общественно-политической жизни нашей страны и дал определенные надежды в плане развития гражданского общества, включения большего числа россиян в различные формы и практики коллективной самоорганизации, в том числе и местного самоуправления. В целом повседневная жизнедеятельность местных сообществ, их функционирование и развитие зависит от того, в какой степени граждане принимают участие в реализации местного самоуправления.14

В этом параграфе выясним: насколько активно граждане обращаются за помощью в органы местного самоуправления, прибегают ли к услугам интернет-приемной и что необходимо сделать для того, чтобы люди поверили, что они действительно способны напрямую повлиять на принимаемые властями решения.

Согласно Федеральному закону от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,15 информация о режиме работы приёмной администрации города Ульяновска по приёму граждан, график проведения личных приёмов граждан руководством города, а также извлечения из федеральных и региональных нормативно-правовых актов размещены на официальном сайте администрации города. 

В администрации Ульяновска и ее подразделениях действует система контроля и исполнения поручений по обращениям граждан. Все поступившие в администрацию города обращения граждан подлежат обязательной регистрации и учету в автоматизированной информационно-поисковой системе «Мотив», с сентября 2013 года в работе с обращениями граждан используется система электронного документооборота.

Информация о работе Информационная доступность и гласность в деятельности органов местного самоуправления: формы и средства их совершенствования