Акты органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи с быстротечностью и многообразием развития явлений жизни общества, возникает потребность в фиксации различных видов деятельности и состояний общества и государства в целом и каждого гражданина в частности, в зависимости от конкретной ситуации. То есть существует необходимость документирования и удостоверения общезначимых фактов, событий и явлений.
Невозможно представить осуществление государственной власти без документирования определенной информации.

Содержание работы

Введение……………………………….…………………………….………………3
Глава 1. Нормативная база актов органов местного самоуправления, их система и функции …………………………………………………………………………..7
1.1 Нормы Конституции РФ о местном самоуправлении ………………………7
1.2 Система и функции актов (должностных лиц) органов местного самоуправления в Российской Федерации ………………………………………8
Глава 2. Осуществление актов органов местного самоуправления в РФ ………16
2.1 Проблемы подготовки и принятия актов органов местного самоуправления ………………………………………………………………………………………16
2.2 Вступление в силу муниципальных правовых актов ……………………….22
Заключение…………………………………………………………………...........25
Список литературы……………………………………………………………26-27

Файлы: 1 файл

курсовая работа Акты органов местного самоуправления .doc

— 825.50 Кб (Скачать файл)

 Национальный Открытый Институт России г. Санкт-Петербург

Кафедра Государственное и муниципальное управление

Дисциплина Основы местного самоуправления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студентки группы 24614

 

Фальман Марины Владимировны

 

Тема Акты органов местного самоуправления

 

                                                       

 

Проверил____________________

 

                                                        Дата________________________

                                                                              

Оценка______________________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                        

                                                                          стр.

Введение……………………………….…………………………….………………3

 

Глава 1. Нормативная  база актов органов местного самоуправления, их система и функции …………………………………………………………………………..7

1.1 Нормы Конституции РФ о  местном самоуправлении ………………………7

1.2 Система и функции актов  (должностных лиц) органов местного самоуправления в Российской Федерации ………………………………………8

Глава 2. Осуществление актов органов  местного самоуправления в РФ ………16

2.1 Проблемы подготовки и принятия  актов органов местного самоуправления  ………………………………………………………………………………………16

2.2 Вступление в силу муниципальных правовых актов ……………………….22

Заключение…………………………………………………………………...........25

Список литературы……………………………………………………………26-27

Приложения……………………………………………………………………28-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деятельность органов  местного самоуправления находит своё выражение в правовых актах, которые выполняют различную роль в регулировании общественных отношений. Правовые акты занимают важное место в механизме правового регулирования, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования, особенно к их качеству, порядку подготовки и принятия.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи с быстротечностью и многообразием развития явлений жизни общества, возникает потребность в фиксации различных видов деятельности и состояний общества и государства в целом и каждого гражданина в частности, в зависимости от конкретной ситуации. То есть существует необходимость документирования и удостоверения общезначимых фактов, событий и явлений.

Невозможно представить  осуществление государственной  власти без документирования определенной информации.

Статья 7 Федерального закона № 131 от 06 октября 2003 года "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в установлении системы правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления принимают участие как субъект Российской Федерации, так и муниципальные образования. Это предполагает, как теоретическое осмысление полноты регулирования отношений в сфере местного самоуправления законодательством субъекта Российской Федерации и уставами муниципальных образований, так и изучение уставов муниципальных образований, исследование системы правовых актов, закреплённой уставами муниципальных образований.

Тем не менее, на практике при разработке правовых актов возникают огромные проблемы. На примере муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области хочется отметить, что в последние два года, на основании внесенных изменений в устав о наделении правотворческой инициативой Волховской городской прокуратуры,  разрабатывать и принимать правовые акты стало значительно проще, так как в случаях возникновения определенных трудностей при их разработке прокуратурой в органы местного самоуправления направляются так называемые «модельные» правовые акты, что, конечно, облегчает процесс, поскольку в большинстве сельских поселений, в том числе и в администрации муниципального образования Хваловское сельское поселение, нет ставки юриста.

В соответствии с Федеральным  законом № 8 от 09 февраля  2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», практически каждое муниципальное образование в Российской Федерации активно использует интернет-ресурсы, имеет свой сайт, на котором действующим федеральным законодательством предусмотрено обязательное размещение нормативной базы.

В то же время степень  научной разработанности проблемы правовых актов местного самоуправления не отвечает запросам практики. В научной литературе недостаточно полно освещаются вопросы принятия правовых актов на местном референдуме, собрании (сходе) граждан, органами территориального общественного самоуправления и др.

Так же в отечественной  литературе нет монографий, рассматривающих  правовые акты местного самоуправления как единую целостную систему. Ранее издавались работы об особенностях правовых актов местных Советов и их исполкомов, о процессе их подготовки и принятия. Они в определённой мере не потеряли своего значения, однако требуют переосмысления для использования в современных условиях.

В специальной литературе в последние годы предметом исследования являются проблемы становления правовой базы местного самоуправления, закономерности функционирования местной власти, практическая деятельность органов местного самоуправления.

В большинстве публикаций вопросы правовых актов местного самоуправления затрагиваются незначительно, исследования по ним носят, как правило, фрагментарный характер, а комплексному исследованию правовых актов местного самоуправления уделяется недостаточное внимание. По этим вопросам муниципальному образованию Хваловское сельское поселение оказывает методическую и практическую помощь комитет по местному самоуправлению Правительства Ленинградской области, который очень тесно сотрудничает с муниципальными образованиями по всей области.

Объектом настоящего курсового исследования выступают акты Федерального законодательства и субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении.

Предметом курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и правовые акты, принимаемые при осуществлении непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Целью курсового исследования является теоретическая разработка системы подготовки, принятия и действия актов органов местного самоуправления.

Перед исследованием  ставится ряд задач:

- рассмотреть нормы  Конституции РФ о местном самоуправлении;

- выявить подходы к  определению системы и функций  актов органов местного самоуправления;

- рассмотреть проблемы, возникающие в процессе разработки  и принятия актов органов местного  самоуправления;

- изучить процесс осуществления  муниципальных правовых актов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные методы познания социальных и правовых явлений и процессов.

В зависимости от решаемых задач применялись общие и  специальные методы познания предмета: системный анализ, исторический, структурно-функциональный, формально-логический, программно-целевой, сравнительно-правовой, социологический и другие.

Эмпирическая база курсовой работы составлена на основе Конституции Российской Федерации, анализе законодательства Российской Федерации и Ленинградской области о местном самоуправлении, устава муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.

 

Глава 1. Нормативная  база актов органов местного самоуправления,

их  система и функции

1.1 Нормы  Конституции РФ о местном самоуправлении

Безусловно, что важнейшим  документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. На основании ст.12 Конституции местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации. Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления, в соответствии со ст.72, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Глава 8 Конституции Российской Федерации целиком посвящена  местному самоуправлению. В ст.130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. В Конституции отмечена обязательность учета исторических и иных местных традиций при осуществлении местного самоуправления. Населению муниципальных образований дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Изменение границ территории муниципального образования возможно также только с учетом мнения населения. По Конституции Российской Федерации  органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством. Конституцией местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией и федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти.

Местное самоуправление является одним из институтов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.

Это придает черты  устойчивого характера местному самоуправлению в обществе.

1.2 Система  и функции актов (должностных  лиц) органов местного самоуправления  в Российской Федерации

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Муниципальные правовые акты действуют в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие правового акта по кругу  лиц определяет два вида муниципальных  правовых актов:

- акты, действующие на  всех жителей муниципального  образования;

- акты, распространяющиеся  на отдельные категории граждан  и должностных лиц.

В систему муниципальных правовых актов входят (по убыванию юридической силы):

- Устав муниципального  образования - правовой акт высшей  юридической силы;

- правовые акты, принятые  на референдуме либо сходе  граждан;

- нормативные и иные  правовые акты представительного  органа;

- правовые акты главы  муниципального образования;

- постановления и распоряжения  местной администрации;

- правовые акты иных  органов местного самоуправления  и должностных лиц, предусмотренных  уставом муниципального образования.

Все акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

- наименование муниципального  образования;

- перечень вопросов  местного значения;

- формы, порядок и  гарантии участия населения в  решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

- порядок назначения  представительным органом собрания  граждан, проводимого по инициативе  населения;

- структура и порядок  формирования органов местного  самоуправления;

Информация о работе Акты органов местного самоуправления