Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого целью нашего исследования является изучение прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов в России для выявления особенностей, практики применения. В работе также обращается внимание на проблемы в ходе устранения юридических ошибок в ходе применения надзора со стороны прокуратуры, сформулированы предложения, направленные на их устранение и повышение эффективности в стабилизации и совершенствовании всего комплекса мер.
В соответствии с поставленной целью рассмотрение обозначенной темы исследования призвано решить следующие задачи:
1) Определить понятие прокурорского надзора за законностью актов местного самоуправления, его природу и юридическое содержание;
2) Выявить и анализировать порядок осуществления прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов;
3) Обобщить и проанализировать научные взгляды, существующие в юридической литературе по данным вопросам;
4) Выявить практические проблемы, возникающие в правотворческой и правоприменительной деятельности в обозначенной сфере, а также сформулировать выводы, рекомендации и предложения теоретического и прикладного характера.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и цели прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов 5
Глава 2. Порядок осуществления прокурорского надзора за законностью актов муниципальных образований. 16
Глава 3. Проблемы практики прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления 26
Заключение 31
Список использованных источников литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Инна Исаева на сдачу.docx

— 67.03 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  по образованию и науке

Ярославский государственный университет

имени П.Г. Демидова

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                                                                                ИСАЕВА

                                                                         ИННА ВИКТОРОВНА,

                                                                                       студент гр. ЮР – 41 СВ

 

 

 

 

        

 

Прокурорский  надзор за законностью правовых актов  органов местного самоуправления

 

Курсовая  работа

 

 

                                            

                                                                                    

                                                                           

 

                                                                              Научный руководитель

                                                                              Кандидат юридических наук,

                           доцент

                                                                              Вантеева Наталья Владимировна

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

                                                        Ярославль

                                                             2012

План

Введение 3

Глава 1. Понятие и цели прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов 5

Глава 2. Порядок осуществления прокурорского надзора за законностью актов муниципальных образований. 16

Глава 3. Проблемы практики прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления 26

Заключение 31

Список использованных источников литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На состояние законности в Российской Федерации, прежде всего, сказываются объективные сложности нынешнего времени, зыбкость и подвижность нормативно-правового «поля». Сейчас в России нет стабильной правовой системы, она только формируется. При отсутствии продуманной концепции правовой реформы законотворческие работы осуществляются бессистемно. Наличие пробелов в законодательстве пагубно сказывается на регулировании процессов в экономике, социальной и других сферах.

На  фоне общего падения социальной дисциплины в стране усилился правовой нигилизм. Распад прежней системы государственного и общественного контроля и надзора  не сопровождался созданием новой  целостной контролирующей системы.

Нормализовать сложившуюся ситуацию в сфере  законности актов местного самоуправления призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение  законности и правопорядка. Именно им принадлежит функция надзора  за законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и  грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит  состояние законности в РФ в целом.

Деятельность прокуратуры  должна реализовываться по приоритетным направлениям обеспечения реальной охраны прав и свобод человека и гражданина и общества в целом. Одно из таких направлений — прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления, которые являются неотъемлемыми, а в некотором роде даже главными составными частями механизма государственного управления, отвечающего за законность и правопорядок в стране на местном уровне.

Поскольку в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления возникает  риск произвола в отношении физических и юридических лиц, постольку  местное самоуправление, а также  его юридические средства деятельности ставятся под контроль права, ограничиваются некоторыми принципами, имеют соответствующие  критерии соответствия фундаментальным  ограничениям права. Основные права  человека и гражданина, местные свободы, местная демократия, принцип равенства  как правовые императивы конституционного уровня требуют их изучения и описания с точки зрения обеспечения соответствия актов местного самоуправления, а  также правового режима их формирования, реализации и исчезновения, указанным  ограничениям. Данные факторы определяют выбор темы научного исследования – «Прокурорский надзор за законностью правовых актов местного самоуправления».

В настоящее время  актуальность этой темы объясняется тем, что в сфере муниципального правотворчества наблюдается большое количество юридических ошибок, во избежание негативных последствий прокурорский надзор за законностью правовых актов местного самоуправления, являясь наиболее эффективной и последовательной формой надзора со стороны государства в очень важной для него сфере — обеспечения законности, будучи  свободным от ведомственных и местнических влияний, обладает рядом механизмов регулирования.

Исходя из этого  целью нашего исследования является изучение прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов в России для выявления особенностей, практики применения. В работе также обращается внимание на проблемы в ходе устранения юридических ошибок в ходе применения надзора со стороны прокуратуры, сформулированы предложения, направленные на их устранение и повышение эффективности в стабилизации и совершенствовании всего комплекса мер.

В соответствии с поставленной целью рассмотрение обозначенной темы исследования призвано решить следующие  задачи:

1) Определить понятие прокурорского надзора за законностью актов местного самоуправления, его природу и юридическое содержание;

2) Выявить и анализировать  порядок осуществления прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов;

3) Обобщить и проанализировать научные взгляды, существующие в юридической литературе по данным вопросам; 

4) Выявить практические проблемы, возникающие в правотворческой и правоприменительной деятельности в обозначенной сфере, а также сформулировать выводы, рекомендации и предложения теоретического и прикладного характера.

Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что наше исследование позволит получить объективное представление, основанное на анализе правотворческой, правоприменительной  практики, о сущности надзора со стороны прокуратуры за законностью  актов местного самоуправления, выделить основные факторы для более активного  влияния органами прокуратуры на состояние правовой базы муниципального уровня.

Практическая  значимость исследования состоит в возможности использования органами местного самоуправления в процессах правотворчества и правоприменения, а также органами прокуратуры, предлагаемых теоретических выводов и вариантов конкретных решений правовых проблем. Результаты исследования также могут быть использованы в качестве информативного источника для местной администрации и органов прокуратуры. 

Глава 1.  Понятие и  цели прокурорского надзора за законностью  муниципальных правовых актов

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его  отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных  органов, определяется содержанием  этой деятельности, которая состоит  в проверке точности соблюдения Конституции  РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит  в том, что он не относится к деятельности ни одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

В правовой науке нередко отмечается, что  классическая триада разделения властей  не учитывала прокурорскую власть в  силу чисто исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии. Однако зачастую заимствование  прогрессивных явлений из зарубежной практики есть механическое перенесение, принудительное вживление инородных  правовых образований в государственно-правовую материю нашего общества без учета  устоявшихся отечественных правовых традиций и институтов.

Прокурорский  надзор осуществляется от имени государства  – Российской Федерации1. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.

Российские  прокуроры традиционно уделяют  особое внимание прокурорскому надзору  за законностью актов, издаваемых органами, перечисленными в ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре в Российской Федерации», а именно: федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Перечисленные органы, реализуя возложенные на них  полномочия, издают (принимают) законы и подзаконные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы, указания) по самым различным вопросам общественной жизни, применяя многочисленные законодательные  и иные акты. При этом, как свидетельствует  практика прокурорского надзора, они  нередко допускают нарушения  применяемых законов, выражающиеся чаще в превышении своих полномочий.

Прокурорами ежегодно в ходе проверок выявляются десятки тысяч правовых актов, противоречащих действующему законодательству.

Как утверждает А.Мицыков: «Надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, является приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры, обязательным звеном в системе надзора за исполнением законов»2. Состояние прокурорского надзора в данной сфере является одним из критериев оценки работы прокуратуры города, района в целом.   

Следует иметь в виду, что издание незаконных актов помимо отрицательного влияния  на состояние законности приводит к  снижению авторитета органов и их руководителей, издавших эти акты, что  ведет к ослаблению управляемости  в районах и дестабилизации обстановки.3

Проверки  законности актов занимали в прошлом  и занимают в настоящее время  значительный объем в общем объеме проводимых прокурорских проверок.

Осуществляя надзор за законностью правовых актов, в частности, органов местного самоуправления, прокуроры одновременно осуществляют надзор и за исполнением тех законов, которые применяются при их издании. Вместе с тем в содержание проверок исполнения законов входят и проверки законности правовых актов, изданных соответствующими руководителями органов в процессе исполнения этих законов.4

Прокуратура и осуществляемый ею надзор за законностью актов муниципальных образований — важная гарантия сохранения целостности государства, средство борьбы с нарушениями законности, кем бы они ни совершались, от кого бы ни исходили.

В Законе о прокуратуре Российской Федерации говорится, что целью деятельности прокуратуры является обеспечение не только верховенства законов, но и единства законности, что конкретизирует верховенство закона и в определенной мере расширяет его. Единство законности – это соответствие Конституции Российской Федерации издаваемых законов, подзаконных актов, оно также предполагает и соответствие правовых актов нижестоящих органов правовым актам вышестоящих.

Единство законности должно быть реальным. Именно на прокуратуру возлагается обязанность его укрепления, т.е. принятия эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению правонарушений относительно законности правовых актов органов местного самоуправления. Прокурорский надзор не должен осуществляться формально, он призван быть фактическим, действенным и результативным.

Нарушение законности актов муниципальных образований, как правило, представляют собой посягательства на чьи-либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в упомянутом законе перед прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина.

Основной целью является также  повышение правовых знаний должностных  лиц, депутатов, издающих (принимающих) правовые акты, а также лиц, разрабатывающих  проекты этих актов.5

Таким образом, прокуратура, являясь многофункциональным органом, снабжена богатым набором правовых средств борьбы за законность6. Эти средства должны быть направлены на соответствующие цели: выявление нарушений законности актов, а соответственно, устранение нарушений законов (протесты на незаконные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления; представления об устранении нарушений законов)7.      

Прокурорское реагирование по выявленным нарушениям закона, кроме обычных  мер (принесения протестов, обращения  с заявлениями в суд о незаконности нормативных правовых актов органов  и должностных лиц местного самоуправления и др.) включает оценку законодательных  актов муниципальных образований, которые нередко искажают федеративные установления, что способно оказывать серьезное негативное влияние на местном уровне. Как показывает анализ Конституций и актов органов местного самоуправления, во многих случаях в них содержатся нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Понятно, что их соответствие федеральному законодательству является необходимым условием для принятия законных правовых основ на местах. Данный вопрос должен получить особое внимание со стороны прокуратур муниципальных образований и структур Генеральной прокуратуры в федеральных административных округах.

Информация о работе Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления