Организационные формы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864 год) и городская реформы (1870 год) Александра II, целью которых было децентрализация управления и развитие начал местного самоуправления в России. Эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, так как они ввели ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиняться.

Содержание работы

Введение
Территориальная организация местного самоуправления
Территориальная основа местного самоуправления
Понятие «территории муниципального образования»
Особенности организации местного самоуправления в приграничных регионах
Ассоциации и союзы муниципальных образований
Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


 

 

ПЛАН

 

стр.

     Введение          3

 

1. Территориальная организация  местного самоуправления

  1. Территориальная основа местного самоуправления

2.1. понятие «территории  муниципального образования»                                 

  1. Особенности организации местного самоуправления в приграничных регионах
  2. Ассоциации и союзы муниципальных образований

4.1. Понятие и функции ассоциаций  и союзов муниципальных образований

    4.2. Виды ассоциаций  и союзов муниципальных образований

     Заключение

     Библиографический список                                                                              

    5

    8

    8

  

   11

   15

  

   15

   16

   19

   20

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории местного самоуправления административно-территориальный принцип его организации прошел длительную эволюцию, пока не утвердился в современном виде.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864 год) и городская реформы (1870 год) Александра II, целью которых было децентрализация управления и развитие начал местного самоуправления в России. Эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, так как они ввели ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиняться. Положением о земских учреждениях от 01.01. 1864г. создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами. Земское избирательное право было обусловлено имущественным цензом; выборы строились на сословном начале. Городовым Положением от 16.06.1870г. была основана по сути на тех же принципах, что и земское самоуправление. Органами городского самоуправления являлись городская дума и городская управа. Земские и городские органы самоуправления не были подчинены местной коронной администрации, однако, свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов. Таким образом, существовало две системы управления на местах: государственное управление и земское, городское самоуправление. При Александре III были пересмотрены Положения с целью устранить недостатки, которые заключались в отсутствии единства и согласия в действиях правительственных и земских властей. Эта попытка также не увенчалась успехом, как и попытка временного правительства провести реформу местного самоуправления после февральской революции 1917 года, приняв 21.05.1917г закон о земской реформе, так как случилась октябрьская революция 1917г. Казалось бы, традиции местного самоуправления дореволюцонной России должны были получить свое развитие в практике государственного строительства советской России. Ведь социалистическая революция, согласно К. Марксу, знаменует собой процесс обратного поглощения государственной власти обществом. А в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу. Однако идея местного самоуправления, предполагающего известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой своей природе государством централизованным. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства. Интерес к идее местного самоуправления возрос во второй половине 80-х годов, что было связано с началом реорганизации государственной власти в нашей стране. Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении» от 06.07.1991 года сыграл важную роль в становлении и развитии начал местного самоуправления в нашей стране: он ввел понятие муниципальной собственности, повысил роль суда в защите прав субъектов местного самоуправления и др.

Изучим,каким образом определяется уровень осуществления местного самоуправления, какие территории объединяет каждый из этих уровней. Рассмотрим территории муниципальных образований в Российской Федерации, их состав, порядок установления или изменения территории муниципального образования, его границ и наименования, особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях, понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований, их виды.

 

 

 

 

 

 

 

1. Территориальная организация местного самоуправления

 

Местное самоуправление может осуществляться в рамках небольших  территориальных единиц и в границах достаточно крупных территорий. В дореволюционной России, например, оно осуществлялось и в уездах, и в губерниях. Причем наряду с уездными и губернскими земскими органами самоуправления действовали уездные и губернские органы государственного управления.

Как решается этот вопрос сейчас в нашем законодательстве? Ст. 131 Конституции РФ 1993 года содержит положение о том, что местное самоуправление в РФ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, то есть Конституция РФ в качестве территориальной основы местного самоуправления признает городские и сельские поселения и допускает возможность осуществления местного самоуправления и на других территориях.

Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления на территории РФ» воспроизводит  в статье 12 вышеназванное положение  Конституции РФ и в нем отмечается далее, что «территории муниципальных образований – городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований – устанавливаются в соответствии с законом субъектов федерации.

В этой статье раскрывается также, что понимается под территорией муниципального образования. Территорию муниципального образования составляют земли городских и сельских поселений; прилегающие к городам и селам земли общего пользования; земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.1

В статье 12 подчеркивается, что «вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении  внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно, в соответствии с уставом города.

А порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законами субъектов Федерации и осуществляется с учетом мнения населения, исторических и иных местных традиций.

Административно-территориальный принцип организации местного самоуправления получил окончательное оформление в мировой муниципальной теории и практике в результате длительного исторического развития.

Решающее значение в  этом процессе сыграло развитие городов  как административно - территориальных единиц. Город постепенно трасформировался в центр социально-экономической и культурной жизни, своего рода «общественное ядро», которое воплощало уровень и особенности общества, его социальной стратификации и культуры в широкой в широком смысле слова. В городе собиралось население, численность ,и главное, плотность которого была много выше, нежели в окружающих сельских поселениях. Постепенно в них концентрируются все функции общества, постепенно отрывающиеся от непосредственного труда на земле: распределение и обмен, промышленность и транспорт, денежное производство и обращение, строительство и т.д. В результате именно здесь концентрируются управление, резиденции правительства и элиты, институты власти и др.1

Вместе с тем, именно город дает возможность  постоянно общаться между собой представителям практически всех общественных групп, формируя их социальные установки, представления, интересы, потребности. Таким образом, в городе складывается и наибольшее количество различных общностей – как формальных, так и неформальных. Городская жизнь постепенно оказывается буквально пронизана ими, как бы состоит из них и в них реализуется. Каждый горожанин оказывается в центре перекрещения многих кругов общения. Городская практика, во многом благодаря этим ассоциациям, постепенно привела к выработке выборных органов управления, опыт которых стал основой формирования системы местного  (городского) самоуправления. Город (городское поселение) стал основой административно-территориальной единицей в формировании территориальных основ местного самоуправления.

Став основным, административно-территориальный  принцип организации местного самоуправления обусловил проведение многочисленных реформ территорий и границ муниципальных образований. Многие из этих реформ зависели от решения вопроса, каким уровнем управления ограничивать систему местного самоуправления. Разные страны решали этот вопрос с учетом как исторических традиций, так и в зависимости от тех задач, которые решало государство в ходе тех или иных административных или муниципальных реформ.

Длительную историческую эволюцию прошел административно- территориальный принцип организации местного самоуправления и в России. В нашей стране получили распространение как традиционные административно-территориальные единицы – сельские и городские поселения, волость, уезд, губерния, а в ХХ веке – город, район, поселок, район, область, так и весьма специфические с точки зрения российских традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Территориальные  основы местного самоуправления  в

Российской Федерации

 

Территориальной основой организации  местного самоуправления в нашей  стране является современное административно- территориальное деление субъектов Российской Федерации. На их территории сегодня насчитывается более 40 тысяч муниципальных образований, в том числе поселков городского типа – 2070; городов – 1067, в т.ч. 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург; районов – 1867.

Конституция РФ в статье 131 закрепила три важнейшие нормы  определения территориальных основ местного самоуправления:

-местное самоуправление  осуществляется в городских, сельских  поселениях и на других территориях; таким образом законодатели, выделив в качестве основного уровня осуществления местного самоуправления в Российской Федерации – городское и сельское поселение, не стали жестко определять необходимость осуществления местного самоуправления на иных уровнях;

-территориальные основы  местного самоуправления определяются  с учетом исторических и иных местных традиций;

-изменение границ  территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Понятие  «территории муниципального образования»

 

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» раскрыл содержание понятия самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно- территориальных образованиях; органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают и изменяют законы, определяющие территориальные основы местного самоуправления в регионе, территории муниципальных образований; регулируют законами особенности, в том числе территориальной организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций; устанавливают и изменяют порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, устанавливают и изменяют их границы и наименования; имеют право проявлять инициативу установления и изменения границ муниципального образования, в том числе и при образовании, объединении преобразовании или упразднении муниципальных образований.

Наряду с этим, федеральный  закон усилил ключевое значение городских и сельских поселений в системе муниципальных образований. «Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления».1

Закон допускает только ограничение прав граждан на осуществление  местного самоуправления на отдельных  территориях федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Содержание понятия  «территория муниципального образования» составляют:

-земли городских, сельских  поселений, т.е. муниципальные  земли;

-прилегающие к ним  земли общего пользования;

-рекреационные зоны; землями рекреационного назначения в соответствии с земельным законодательством признают выделенные в установленном порядке: 1) земли, предназначенные и используемые для организационного массового отдыха и туризма населения (земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристских баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотника, детских туристских станций, парков, лесопарков, учебно-туристских троп, маркированных трасс и др.; на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая их использованию по целевому назначению;

  • земли, необходимые для развития поселений;
  • территория муниципального образования может включать и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Реальная муниципальная  практика расширяет понятие территориальных  основ местного самоуправления, создает  необходимое разнообразие территорий муниципальных образований. В частности, уже сегодня законодательством ряда субъектов Российской Федерации достаточно подробно регулируются территориальные основы местного самоуправления, предусмотрено существование территорий со специальным статусом.

При определении территориальных основ отдельных муниципальных образований необходимо бывает учитывать и тот фактор, как расположенные на их территориях промышленные, научные и культурные центры. Как правило особенности местного самоуправления на территориях определяются или уставом данного муниципального образования, или особыми законодательными актами органов государственной власти.1

 

 

 

 

 

 

3.Особенности организации местного  самоуправления в приграничных регионах

Информация о работе Организационные формы местного самоуправления