Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 04:52, контрольная работа

Описание работы

В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Обществу удалось, наконец, преодолеть скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше осознается необходимость установления и поддержания режима законности, важность закона в жизни людей и государства, приоритетность прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их охрану и защиту.

Содержание работы

Введение 3
СХЕМА «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ» 5
Органы местного самоуправления 6
Основы деятельности органов местного самоуправления 7
Принципы местного самоуправления 11
Функции местного самоуправления 14
Полномочия органов местного самоуправления 17
Заключение 18
Список использованной литературы: 20

Файлы: 1 файл

Правоведение - контрольная.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГОУ ВПО Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

 

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоведение»

 

на тему: «Полномочия органов местного самоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Петров С.И.

студент 2 курса з/о

Специальность  080109.65

Шифр: 10854

Проверил:

к.и.н., доцент  Петров В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы в  нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Обществу удалось, наконец, преодолеть скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше осознается необходимость установления и поддержания режима законности, важность закона в жизни людей и государства, приоритетность прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их охрану и защиту.

В связи с социально-экономическим  изменениями, произошедшими в нашей  стране в последние десятилетия, со сменой общественного строя на демократический объективно необходимым стало переосмысление деятельности государства. Обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан – муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления, обеспечены на провал.

Проводимые в нашей  стране коренные преобразования в различных  сферах опираются (должны опираться) на соответствующую законодательную  базу. Ее ядро составляет Конституция  РФ.

Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.1

 

 

 

История России до февральской  революции, а также международный  опыт, свидетельствуют о том, что  демократическое, правовое государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только при наличии  развитой системы самоуправления. Объем полномочий органов местного самоуправления должен определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права, свободы и интересы граждан. 
        В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории, но его функции были различны. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции.

Созданные городские  и сельские поселения призваны решать многие вопросы «на местах», при  этом все полномочия органов местного самоуправления имеют финансовое подкрепление. 
        В современной России, со времени вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местному самоуправлению определена важная роль в развитии и функционировании государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СХЕМА «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ»

 

 

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним  задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности  с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

 К органам местного самоуправления относятся:

    1. Собрания, сходы граждан - форма непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. порядок созыва и проведения С.г., принятия и изменения его решений, пределы его компетенции закреплены в уставе муниципального образования.
    2. Глава местного самоуправления— высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных образований — «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и т. п.

            3.   Представительный орган - собрания представителей  - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

             4.  Местная администрация - исполнительно-распорядительный орган в системе местного самоуправления.  Положение администрации местного самоуправления в системе органов местного самоуправления, её структура, наименование, порядок формирования, компетенция подотчетность, другие вопросы организации и деятельности определяются муниципальным образованием и закрепляются в уставе муниципального образования. Статус местной администрации определяется её взаимоотношениями с другими частями механизма местного самоуправления, подотчетностью и способом формирования.

Основы деятельности органов местного самоуправления

Для того чтобы местное  самоуправление было реальным, необходимо наличие определенных условий и гарантий.  Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определённых предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальные, организационную, финансово-экономическую.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1995 г.), другие федеральные законы; конституции (уставы), законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие муниципальную деятельность. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в РФ является ратифицированная в 1998 г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления, действующая в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г.

Территориальные основы местного самоуправления.            

 Конституция Российской  Федерации не дает однозначного  ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции РФ «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций». Конституция, таким образом, не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством, но и не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.                      

 Закон не содержит также  (в отличие от ранее действовавшего  закона о местном самоуправлении) перечня территориальных единиц, в пределах которых реализуется  местное самоуправление. Например, статья 12 Республиканского закона  «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», во-первых устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Хакасия. Во-вторых, Закон называет основные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление: города республиканского значения, города районного значения, поссоветы, сельсоветы и иные территории. Закон также относит к муниципальным образованиям и часть поселения. Речь идёт прежде всего о внутригородских муниципальных образованиях, которые упоминаются в п. 3 рассматриваемой нами статьи Закона. Таким образом, Закон, по существу, закрепляя те же территориальные единицы, которые были и в предшествующих законах основами местной власти, оставляет этот перечень открытым и не связывает его жёстко с административно- территориальным делением.           

 Статья 12 Федерального  закона о местном самоуправлении  гласит: «Население городского, сельского  поселения не может быть лишено  права на осуществление местного  самоуправления». Это право может  быть реализовано путём: а) создания самостоятельного муниципального образования; б) присоединения к какому-нибудь муниципальному образованию; в) организации территориального общественного самоуправления, правовые гарантии которого, к примеру, закреплены в статьях 55-60 Закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия».

 

Организационные основы местного самоуправления.           

 Понятие «организационные  основы местного самоуправления»  характеризует:           

 а) структуру органов  местного самоуправления;           

 б) порядок, формы и принципы  деятельности органов местного  самоуправления;           

 в) организацию  муниципальной службы.

Конституционный принцип  самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления означает, что вопрос о структуре органов может решаться населением как непосредственно, так и через избираемые им органы. Законодательство о местном самоуправлении фактически связывает решение данного вопроса с принятием устава муниципального образования. Согласно статье 8 Республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» в уставе указываются структура и порядок формирования органов местного самоуправления; условия и порядок организации муниципальной службы и другие организационные основы деятельности органов местного самоуправления. Кроме представительного (выборного) органа местного самоуправления, наличие которого Закон считает обязательным (ст. 13), муниципальное образование должно определить в своём уставе, опираясь на законодательство , какие органы, должностные лица и на основе каких принципов должны осуществлять исполнительно-распорядительные функции в системе местного самоуправления.

 

Финансово-экономические  основы местного самоуправления.            

 Финансово-экономические  основы местного самоуправления составляют:                       

 а) муниципальная  собственность;                       

 б) местные бюджеты  и иные финансовые ресурсы  местного самоуправления;                       

 в) имущество, находящееся  в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.           

 В целях обеспечения  этой основы органы государственной власти:

·   регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

·   передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

·   разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

·   регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

·   обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

·   обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

·   компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

·   участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

Принципы местного самоуправления

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ.

К общим принципам  местного самоуправления относятся:

    1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путём местного референдума, муниципальных выборов, сходов, других форм волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. 
    2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. Основное содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих. Вместе с тем муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия. 
    3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Законодательство предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения: наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления, а также вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учётом исторических и иных традиций, и другие вопросы местного самоуправления (ст.8 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления