Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является правовой анализ полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов.
В соответствии с поставленной целью, автор выделил следующие задачи:
- дать классификацию полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов;
- исследовать оценку деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере управления земельными и природными ресурсами;
- изучить надзор за исполнением земельного законодательства органами местного самоуправления;
- рассмотреть осуществление отдельных полномочий органами местного самоуправления в области использования и охраны земельных и природных ресурсов;
- проанализировать конституционно-правовые основы определения полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений;
- установить виды разрешенного использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………….……7
1.1. Классификация полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов……………………….….7
1.2. Оценка деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере управления земельными и природными ресурсами……...17
1.3. Надзор за исполнением земельного законодательства органами местного самоуправления…………………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………...29
2.1. Полномочия органов местного самоуправления по выделению земельного участка………………………………………………………………………………29
2.2. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды………………………………………………………………...36
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………42
3.1. Конституционно-правовые основы определения полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений……………………....42
3.2. Виды разрешенного использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления……………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....69

Файлы: 1 файл

Дащенко Я.И. ВКР. полномочия МСУ в области охраны земли.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Характеристика полномочий органов  местного самоуправления в области  использования и охраны земли  и природных ресурсов………………………………………………….……7

    1. Классификация полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов……………………….….7
    2. Оценка деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере управления земельными и природными ресурсами……...17
    3. Надзор за исполнением земельного законодательства органами местного самоуправления…………………………………………………………………….25

Глава 2. Осуществление отдельных полномочий органами местного самоуправления в области использования и охраны земельных и природных ресурсов………………………...29

2.1. Полномочия  органов местного самоуправления по выделению земельного участка………………………………………………………………………………29

2.2. Полномочия  органов местного самоуправления  в области охраны окружающей  среды………………………………………………………………...36

Глава 3. Некоторые актуальные проблемы правового  регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений………………42

3.1. Конституционно-правовые  основы определения полномочий  органов местного самоуправления в сфере земельных отношений……………………....42

3.2. Виды разрешенного  использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления……………………………...55

Заключение…………………………………………………………………..…66

список использованных источников……………………………....69

 

 

Введение

 

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена следующими обстоятельствами. В условиях проведения правовой реформы актуальным является исследование полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений. В п. 2 ст. 11 ЗК РФ содержится не исчерпывающий перечень их полномочий, в связи с чем необходимо использовать многочисленные нормативные правовые акты. Это приводит к тому, что органы местного самоуправления нередко выходят за рамки дозволенного и принимают муниципальные правовые акты, противоречащие действующему федеральному законодательству.

Основными нормативными правовыми актами, определяющими  полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, включая и полномочия в сфере  регулирования этих отношений, являются: Земельный, Градостроительный кодексы РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права. Подобная норма содержится и в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящем к полномочиям органов местного самоуправления принятие уставов и муниципальных правовых актов, в том числе регулирующих земельные отношения.

Согласно п. 1 ст. 8 и ст. 30 Градостроительного кодекса  к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие правил землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения публичных слушаний при утверждении правил землепользования и застройки. Перечисленные нормативные правовые акты определяют режим использования земель в муниципальных образованиях, и таким образом органы местного самоуправления регулируют земельные отношения. Необходимо отметить, что органы местного самоуправления регулируют земельные отношения в соответствии с полномочиями, которые прямо закреплены в федеральном законодательстве, возможно и принятие муниципальных правовых актов, не указанных в законодательстве, но без которых невозможно применение федерального законодательства в муниципальном образовании. В любом случае принятие муниципальных правовых актов должно осуществляться в соответствии с Конституцией, федеральными законами, законами субъектов РФ, а также подзаконными нормативными актами Федерации и субъектов РФ.

Принятые муниципальные  акты, содержащие нормы земельного права, должны отвечать признаку нормативности, то есть должны быть направлены на регулирование  отношений неопределенного круга лиц, подлежать опубликованию в установленном порядке и т.д. И в этом аспекте их следует отличать от других актов, не имеющих нормативного содержания, - актов применения (например, распоряжение главы администрации о предоставлении земельного участка).

В ст. 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов  местного самоуправления в области  земельных отношений относятся  резервирование земель, изъятие, в том  числе путем выкупа, земельных  участков для муниципальных нужд, а также установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации полномочий органов местного самоуправления  в области использования и охраны земли и других природных ресурсов.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие проблемы осуществления полномочий органов местного самоуправления  в области использования и охраны земли и других природных ресурсов.

Целью выпускной квалификационной работы является правовой анализ полномочий органов местного самоуправления  в области использования и охраны земли и других природных ресурсов.

В соответствии с поставленной целью, автор выделил следующие задачи:

- дать классификацию полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов;

- исследовать оценку деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере управления земельными и природными ресурсами;

- изучить надзор за исполнением земельного законодательства органами местного самоуправления;

- рассмотреть осуществление отдельных полномочий органами местного самоуправления в области использования и охраны  земельных и природных ресурсов;

- проанализировать  конституционно-правовые основы определения полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений;

- установить  виды разрешенного использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Методологическую и  теоретическую основу исследования составляют диалектический материализм, а также такие частно-научные методы, как исторический, логический, системно-структурный, функциональный и аксеологический, сравнительного правоведения. Эмпирической базой дипломной работы служат обобщения материалов опубликованной судебной практики, данные других исследователей, работающих над этой проблемой.

В научной литературе имеются попытки теоретического осмысления полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов. Это нашло отражение в работах А.П. Анисимова, А.П. Алексеева, А.О. Бобылева, В.И. Васильева, С.В. Раскошновой и др.

Структурно выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов

 

    1. Классификация полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов

 

В рассматриваемых  сферах управления у органов местного самоуправления полномочия имеют межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления либо могут являться субъектами тех или иных общественных отношений в сферах охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования, либо они вправе, имея объекты управления в собственности, распоряжаться (управлять) ими для решения тех или иных вопросов местного значения.

Так, от имени  городских, сельских поселений и  других муниципальных образований в лесных отношениях могут участвовать органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Муниципальные образования являются участниками  водных отношений. В их собственности  могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной собственности.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать  места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определять иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований1.

Органы местного самоуправления по согласованию с федеральным  органом исполнительной власти в  области управления использованием и охраной водного фонда могут  устанавливать условия общего водопользования  на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности.

Использование водных объектов для любительского  и спортивного рыболовства может  разрешаться органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти в области  управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной рыбных ресурсов и федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование  отношений недропользования в пределах предоставленных им полномочий.

К таковым относятся:

1) участие в  решении вопросов, связанных с  соблюдением социально-экономических  и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2) развитие минерально-сырьевой  базы для предприятий местной  промышленности;

3) предоставление  разрешений на разработку месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление  работ, связанных с пользованием  недрами, на земельных участках  в случае нарушения положений  законодательства;

5) контроль за  использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых2.

В сфере земельных  отношений к полномочиям органов  местного самоуправления относятся  изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен публичный  сервитут в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать  о возможном или предстоящем  предоставлении земельных участков для строительства или об изъятии  землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд3.

Земли для размещения и постоянной деятельности органов  управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск безвозмездно могут предоставляться им в постоянное или временное пользование органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления