История Архитектуры Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.

Файлы: 1 файл

arkhitektura_e_to_piz.docx

— 366.23 Кб (Скачать файл)

в гармонии с природой

облик того или иного здания формируется  посредством объединения различных  элементов, таких, как пространство, форма, освещение, цвет, строительный материал. 
в своем стремлении к гармонии с природой исламские архитекторы и градостроители учитывали влияние света и тени, жары и стужи, господствующих ветров, аэродинамические особенности местности и сооружения, наличие воды с ее возможностью создавать прохладу, почву и рельеф местности, способный либо изолировать здание, либо уберечь его от пагубного воздействия воды, ветра и огня. небольшой фонтан в традиционном внутреннем дворике жилого дома либо на внутренней площадке мечети рождает ощущение прохлады и создает радующий глаз интерьер. это не влечет за собой расточительства природных ресурсов, но в то же время открывает взору каждого мусульманина картину некой религиозной торжественности.

другим примером выражения единства и гармонии исламской архитектуры  с природой является украшение зданий, особенно их куполов изразцами голубого цвета, символизирующего небесную обитель. помимо голубого цвета, конечно, используются и плитки других цветов, особенно семицветные, как бы отражающие небесную радугу.

исламская архитектура отражает единство человека не только с окружающим его  миром природы, но и в большей  степени также с обществом. ислам, внедряясь во все области жизни, создает ощущения универсальности  и всеобщности в череде ценностей, освященных религией, что также находит  отражение в архитектуре. мечеть в традиционном мусульманском городе не только религиозный центр, но также  и центр жизни общества, включающий в орбиту своей деятельности вопросы  культуры, социальные и политические проблемы. мусульманский город всегда концентрировался вокруг мечети (или  соборной мечети) либо усыпальницы  святого, органически развиваясь и  разрастаясь вокруг такого центра. поэтому создается впечатление, что город накрывает общий свод, порожденный этим священным центром. а общая среда мусульманского города, благодаря «слову божьему», многократно в течение дня оглашаемому с минаретов муэдзинами, приобретает особую чистоту, святость и благообразие.

роль декора

в исламской архитектуре наблюдаются  единство и гармония не только в  сооружениях религиозного и светского  характера и их декоре. между различными видами украшений и ремесел тоже существует полнейшая гармония. в  частности, в декоре зданий проявляются  единство и гармония зеркальных украшений, лепнины и изразцовые кладки, и  это достигается благодаря искусству  и мастерству исполнителей, умело  сочетающих в своем творчестве точность моделей и геометрических форм. единство и гармония блестяще воплощены в  облике мечетей, гробниц имамов и  их потомков. такие сооружения, украшенные разнообразным декором, поражают воображение  и настраивают человека на размышления.

декор таких сооружений - не только элемент украшательства, но несет  и функциональную нагрузку, все его  элементы как бы дополняют друг друга. мусульманский художник или зодчий ничего не делает ради чистого украшательства, он стремится решить поставленную перед  ним задачу, и делает это красиво, со вкусом. зодчий или художник руководствуется  в своем творчестве как желанием использовать элементы украшения (декора), чтобы сделать здание красивым, так  и намерением придать ему достойный  облик и соблюсти пропорциональность и соразмерность форм, то есть воспроизвести  то, что мы наблюдаем в природе.

например, употребление изразцовых плиток, помимо декоративного, носят еще  и утилитарный характер, в частности, для обеспечения прочности здания, сохранения кирпича-сырца от дождя, ветра и солнца, защиты самой плитки от воздействия температуры,осадков  и звуковых волн.

значение куполов и сводов

купол, выполняя функцию потолка, защищает внутреннее пространство помещения  от жары и холода. форма свода  напоминает небесный свод, через который  как бы проходит «ось мира». в этом образе олицетворяется суть связи существующего  мира с единым господом. такое впечатление  создается, когда знакомишься с  многими крупными мечетями, например, с мечетью в исфагане или куббат ас-сахра в иерусалиме, в которых  затейливы арабески и геометрические узоры сходятся в центр свода. куда бы человек не бросал взгляд, его, в конце концов, приковывает к  центру свода. внутри куполов некоторых  мечетей, например, в соборной мечети города йезда свод украшен декоративными  звездами, что напоминает небесный свод. и, конечно, это не только имитация видимого нами неба, но и намек на невидимый духовный, потусторонний  мир. ведь видимый нами небосвод лишь аналогия заоблачных сфер.

основание купола бывает восьмигранным, чем символизируется трон аллаха и мир ангелов. квадратное же основание - отражение мира земного, материального, а изогнутые линии свода - отражение  линий купола небесного, окружность которого опустилась на землю. внешняя  форма купола - символ красоты, а  минарет - знак божественного великолепия.

роль света и цвета

истинный и совершенный свет - это аллах, всевышний и великий. как он сам изрек в коране (сура ан-нур, аят 35): «аллах есть свет земли  и неба». в исламской архитектуре  использование света - особый феномен. двери галерей и айванов многих иранских мечетей, мавзолея тадж-махал - этих подлинных бриллиантов зодчества - светлы и прозрачны, они как бы излучают свет и своей лучезарностью  прославляют исламскую архитектуру. свет определяет не только пределы  пространства, но и благоприятствует строительству сооружений белого цвета, олицетворяющих чистоту пустыни, что  отрицает множественность перед  лицом единого бога в духе его  повеления: «нет бога кроме бога» («аллаха»). и в то же время использование  многоцветных зданий как бы олицетворяет рай на земле. если белый цвет - признак  неочевидного единства, то другие цвет возникающие от сияния света, отражают единство во множестве и зависимость  множества от единства. если считать, что цвета связаны с определенным состоянием земной жизни, то белый цвет - олицетворение «абсолютного бытия» - источника всего сущего. зеленый - особый цвет, связанный с родом пророка мухаммеда (да благословит аллах его и род его!). зеленый цвет купола мечети «масджид ар-расул» в медине олицетворяет цвет ислама.

мечеть - центр единения мусульман

исламское религиозное искусство, создающее материальные произведения, прежде всего проявило себя в архитектуре  мечетей и каллиграфическом написании  слова божьего. эти два вида священного художественного творчества имеют  непосредственную связь с письмом  и смыслом коранических изречений.

многочисленные и разнообразные  произведения исламского искусства, созданные  в разных регионах и в различные  эпохи, отмечены единством духа, истины и обращенности к богу. это само по себе свидетельствует о мощи эстетического  чувства, объединяющего мусульман, а также о гармонии и величии  исламской цивилизации и культуры, что проявляется почти повсеместно. такое единство исламского искусства, возникшее как следствие идеи «единства» убеждений и «единобожия», свидетельствует о том, что исламская  культура носит всеохватывающий  и умиротворяющий характер, что позволяет  исламу преодолевать время и пространство и объединять единомышленников на основе глубоких духовных и материально  осязаемых связей.

Конструктивные элементы исламской архитектуры

Зодчие, возводившие культовые  здания, брали за основу принципы построения столичных мечетей, наряду с которыми в различных областях халифата использовались местные строительные приемы и архитектурные формы. В результате получались неповторимые образцы сооружений одного и того же типа. В разные периоды, наряду с колонными, в арабских странах воздвигались четырехайванные, центрально-купольные и другие виды мечетей.Наиболее распространенными торговыми сооружениями были крытые рынки и караван-сараи, которые строились как в городах, так и непосредственно на торговых путях и предназначались для размещения на отдых караванов.Своеобразным типом архитектурных построек стали маристаны — госпитали, нередко представлявшие собой целые комплексы, которые включали помещения для больных, кухню, баню и т. п.В странах с сухим и жарким климатом сложились общие черты в типах жилых зданий. В планировке домов неизменно присутствовали внутренний двор и крытые галереи, где можно было спрятаться от изнуряющего зноя.Строительное искусство арабов в период Средневековья, так же как и культура в целом, было менее развито, чем во многих завоеванных ими странах. Это обстоятельство явилось основной причиной возникновения многообразных строительных приемов и конструкций, которые разрабатывались с опорой на опыт местных архитектурных школ.Первые культовые постройки Палестины и Сирии испытали на себе сильное влияние византийской архитектуры и раннехристианских храмов. В зодчестве Ирака, Египта и других граничащих с ними стран разрабатывались строительные приемы Древней Месопотамии. На территории Магриба до завоевания ее арабами находились римские колонии, поэтому первоначально сооружения здесь носили отпечаток древнеримской античности. Зодчие арабо-мусульманских стран многое заимствовали из архитектуры Сирии, сасанидского Ирана и древних строительных традиций Средней Азии.Для сооружения зданий арабы, согласуясь с местными условиями, использовали кирпич, бетон, камень, создавая с их помощью каркасзь-ные конструкции. Широко применялись арочные формы, которые вы- Ц ступали в сочетании с колоннами или столбами. Арки сначала были д« полуциркульными, а позднее распространились стрельчатые, подковообразные и стрельчато-подковообразные формы, впоследствии ставшие ы традиционным элементом архитектуры стран Ближнего и Среднего с- Востока. Стрельчатая конструкция обладала рядом преимуществ. Благодаря ее применению в арке значительно уменьшались силы распора, чтс I, облегчало технику кладки без использования кружал. К тому же замок арки, состоящий из двух пересекающихся кривых, был более гибким, что по сравнению с аркой классической полуциркульной формы, придавало конструкции оптимальную устойчивость при воздействии подземны> толчков. Стремление к декоративности и необычности форм, присущее искусству всех арабо-мусульманских стран, нашло отражение в трехло пастных и подковообразных очертаниях арок.В Сирии, а позднее и в Египте материалом для строительства стрельчатых арок служил главным образом камень, а в Ираке, Сред ней Азии и Иране преобладал обожженный кирпич. Подковообразная форма арок была заимствована из архитектуры сасанидского Ирана и получила наибольшее распространение на Пиренейском полуострове. Трехлопастные и стрельчато-подковообразные арки применялись в основном в Испании и Магрибе. Кроме того, в Испании стремление к увеличению общей высоты конструкции и сохранению при этом малой высоты колонн привело к созданию разнообразных многоярусны и переплетающихся аркад.Сводостроение наибольшего размаха достигло в Иране, Средней Азии и Афганистане. Так, пролеты цилиндрических сводов, сооруженных среднеазиатскими архитекторами в XIV веке, составляли около 20 м. Самым большим из известных в истории архитектуры перекрытий цилиндрической формы стал свод пролетом в 30 м, возведенный над ай- ваном мечети Алишаха в Тебризе (Иран). Его размеры были превышены лишь с появлением металлических и железобетонных конструкций.Своды обычно возводились из поперечных рядов кирпича без использования кружал. В VIII—IX веках своды полуциркульной или параболической формы уступили место стрельчатым. Их возводили из обожженного кирпича на алебастре (ганче), а при небольших пролетах — из кирпича-сырца на лессовом растворе. Поскольку крестовые своды требовали обязательной опалубки из дефицитного дерева, Широко применялись арочные формы, которые выступали в сочетании с колоннами или столбами. Арки сначала были 1 полуциркульными, а позднее распространились стрельчатые, подковообразные и стрельчато-подковообразные формы, впоследствии ставшие ы традиционным элементом архитектуры стран Ближнего и Среднего Ц Востока.I Стрельчатая конструкция обладала рядом преимуществ. Благодаря ее применению в арке значительно уменьшались силы распора, что облегчало технику кладки без использования кружал. К тому же замок арки, состоящий из двух пересекающихся кривых, был более гибким, что, по сравнению с аркой классической полуциркульной формы, придавало конструкции оптимальную устойчивость при воздействии подземных толчков. Стремление к декоративности и необычности форм, присущее искусству всех арабо-мусульманских стран, нашло отражение в трехлопастных и подковообразных очертаниях арок.В Сирии, а позднее и в Египте материалом для строительства стрельчатых арок служил главным образом камень, а в Ираке, Средней Азии и Иране преобладал обожженный кирпич. Подковообразная форма арок была заимствована из архитектуры сасанидского Ирана и получила наибольшее распространение на Пиренейском полуострове. Трехлопастные и стрельчато-подковообразные арки применялись в основном в Испании и Магрибе. Кроме того, в Испании стремление к увеличению общей высоты конструкции и сохранению при этом малой высоты колонн привело к созданию разнообразных многоярусных и переплетающихся аркад.Сводостроение наибольшего размаха достигло в Иране, Средней Азии и Афганистане. Так, пролеты цилиндрических сводов, сооруженных среднеазиатскими архитекторами в XIV веке, составляли около 20 м. Самым большим из известных в истории архитектуры перекрытий цилиндрической формы стал свод пролетом в 30 м, возведенный над ай- ваном мечети Алишаха в Тебризе (Иран). Его размеры были превышены лишь с появлением металлических и железобетонных конструкций.Своды обычно возводились из поперечных рядов кирпича без использования кружал. В VIII—IX веках своды полуциркульной или параболической формы уступили место стрельчатым. Их возводили из обожженного кирпича на алебастре (ганче), а при небольших пролетах — из кирпича-сырца на лессовом растворе. Поскольку крестовые своды требовали обязательной опалубки из дефицитного дерева, их строили крайне редко. В ряде построек использовались нервюрные конструкции, что облегчало возведение сводов и позволяло экономить опалубку.Наряду с традиционными сводами, в ряде стран появились оригинальные конструкции. Так, в Иране получил распространение монастырский свод, перед строительством которого возводили каркас. В отличие от западноевропейских образцов он строился без опалубки. В Средней Азии и отчасти в Иране квадратные в плане помещения перекрывали сводами — балхами. Кирпичная кладка при этом велась от углов помещений арками под углом 45 градусов по направлению к середине стен, где ряды кирпича соединялись «в елку».С XII века в Иране, Азербайджане и Средней Азии начали строить купола, состоящие из двух оболочек. Таковы купола мавзолея Олджей- ту Ходабенде в Султании (1305—1313 годы), мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (1404 год) и др. Большинство внешних куполов имели сфероконическую форму и иногда поднимались над внутренними на большую высоту. При этом оболочки соединялись между собой вертикальными ребрами с деревянными связями. Такая форма куполов была выбрана неслучайно: она способствовала повышению устойчивости всей конструкции и сводила к минимуму вероятность разрушения при землетрясениях.Подобно сводам, купола возводились без использования кружал. Для закрепления наклонных кирпичных рядов, которые располагались постепенно сужающимися кольцами, использовался алебастр. Пластические свойства этого материала придавали прочность купольно-сводча- тым конструкциям.Тектонические особенности архитектуры стран Ближнего и Среднего Востока во многом определялись приемами декорирования и орнаментирования отдельных элементов сооружений. Поскольку ислам запрещал изображать человека и животных, в архитектуре преобладал орнаментальный декор. Самыми древними его видами являются резьба по гипсу и фигурная облицовка стен обожженным кирпичом. В XII— XIII веках появились полихромный поливной керамический декор и резная терракота, а в XIV веке — изразцовая мозаика и майолика.Характер орнамента и его значение в композиции были различными. Например, в одних случаях он подчеркивал естественную фактуру материалов (мрамора, камня, ценных пород дерева), в других — ковер стука или резьбы по гипсу, полностью покрывавший стену, создавал особое ощущение ее легкости и богатства. В зависимости от характера  узора существует три вида орнамента — растительный, геометрический 5ку и эпиграфический, воспроизводящий надписи из Священнописаний. *ги Зачастую все они выступают элементами оформления одного и того же здания.. При создании многообразных сводчато-купольных форм зодчие стре мились придать сооружениям торжественность, стройность и великоле- али пие. Большое значение также придавалось достижению гармоничного по- и оригинального сочетания конструкции и декора.В римский и византийский периоды в Сирии и Палестине развивалась местная архитектурная школа. После того как эти страны вошли нть в состав халифата, наряду с христианскими базиликами, в них продол- ей- жалось строительство купольных сооружений. В городах возводились -а- дворцы халифов и их приближенных, а вдали от городов — каменные ро- замки, окруженные мощными стенами с башнями. В плане они пред- ую ставляли собой квадрат. В центральной их части располагался обстро- ми енный помещениями двор. Наиболее значительным сооружением подобна ного рода был замок Хирбат ал-Марфджар, построенный в VIII веке F' неподалеку от Иерихона. Кроме жилого здания, на его территории на- я- ходились мечеть, монументальная баня и другие постройки. Все помещения были перекрыты кирпичными сводами. Среди других сооружений выделялась баня — многоколонный зал квадратной формы. Над центральной ее частью возвышался купол на парусах. Богатая отделка сочетала в себе античные и восточные элементы: капители коринфского ордера, резной стук, мозаику, облицовку из мрамора и т. п. 1 Во время правления династии Омейядов начал складываться типI колонной мечети. В 705—715 годах халиф ал-Валид построил большую мечеть в Дамаске, ставшую образцом для других сооружений подоб ного рода. В этот период зодчие еще во многом ориентировались на строительные и художественные приемы предшествующих эпох, в частности ранневизантийского и даже римского времени, что нашло свое отражение и в архитектурной композиции дамасской мечети, в которой, однако, план и интерьер христианской базилики получили несколько иную трактовку. Молитвенный зал мечети делится на три нефа. Устроенный в юж ной продольной стене михраб и высокий, просторный трансепт, ведущий к нему, расчленяют все нефы посередине и коренным образом изменяют ориентировку всего здания. Продольные колоннады распола-гаются поперек движения к михрабу. В результате перестановки колонн нефы стали равными по ширине. Северная продольная стена прорезана широкой открытой аркадой, благодаря которой создается впечатление плавного перетекания пространства двора в пространство молитвенного зала. Таким образом, базилика превратилась в колонную мечеть, тип которой стал каноном мусульманских культовых построек.

Архитектура арабских стран.

Архитектура. Искусство арабских стран сложно по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят к культурам Сабейского, Минейского и Химьяритского государств (1-е тыс. до н. э. — 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных постройках Йемена, фасады которых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибе стили средневекового арабского искусства формировались также на местной основе, испытывая некоторое воздействие иранской, византийской и других культур.

Архитектура. Основным культовым зданием  ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы  в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е  гг. 7 в.). Высокое художественное решение  арабская колонная мечеть получила в  Дамаске — столице Омейядов: строители  дамасской мечети (начало 8 в.) великолепно  использовали местные эллинистические  и сиро-византийские архитектурные  традиции и украсили здание полихромными мозаиками, изображающими архитектурный  пейзаж. Величественны мечети в Кайруане (Сиди-Окба, 7—9 вв.) и Кордове (8—10 вв.). Колонный тип надолго остался  основным в монументальной культовой  архитектуре арабских стран (мечети: Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре, 9 в.; Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше, обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире, 11 в., и др.) и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687—691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и  замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.

При Аббасидах проводились большие  градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762, подобно Хатре и  Ктесифону, был городом, круглым  в плане; в центре его размещались  дворец и мечеть, а периметр был  охвачен двойным кольцом оборонительных стен. В Самарре (столице Халифата в 836—892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных  из кирпича огромных дворцов и  домов знати, имевших прямоугольные  дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные  минареты.

Особую школу арабского зодчества  представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969). Воздвигнутые из камня  городские стены образуют в плане  квадрат; сохранилось несколько  ворот 11 в., к которым вели главные  улицы города. Крепостная архитектура  отличалась выразительностью простых  монументальных форм. Фатимидский Каир украшали дворцы, каравансараи, бани, лавки, жилые дома, а также здания мечетей, из числа которых до нас дошли  грандиозные аль-Хаким и аль-Азхар, а также украшенные изящной резьбой  по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи.

С 13 в. до начало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и  др. В монументальной архитектуре  этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место  грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие  купола. Строятся величественные здания четырёхайванного (см. Айван) типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна (13 в.) и мечеть Хасана (14 в.) в Каире, мечети и медресе (духовные школы) в Дамаске и других городах Сирии. Сооружаются многочисленные купольные мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбище мамлюков в Каире, 15—16 вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15—16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Высокий расцвет пережила в 10—15 вв. арабская архитектура Магриба и  Испании. В крупных городах (Рабате, Марракеше, Фесе и др.) строились  касбы — цитадели, укрепленные  мощными стенами с воротами и  башнями, и медины — торговые и  ремесленные кварталы. Большие колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики (мечети в Тлемсене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисленные медресе 13—14 вв. в Марокко. В Испании, наряду с мечетью в Кордове, сохранились  и другие выдающиеся памятники арабской архитектуры: минарет «Ла Хиральда», воздвигнутый в Севилье зодчим Джебером в 1184—96, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде — шедевр арабского зодчества и декоративного искусства 13—15 вв. Арабское зодчество оказало воздействие на романскую и готическую архитектуру Испании («стиль мудехар»), Сицилии и других средиземноморских стран.

Захват арабских стран турками-османами в 16 в. принёс формы османского зодчества, особенно в культовую архитектуру. Но в светской архитектуре продолжали жить и развиваться местные строительные и художественные традиции.

Информация о работе История Архитектуры Древнего мира