История Архитектуры Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.

Файлы: 1 файл

arkhitektura_e_to_piz.docx

— 366.23 Кб (Скачать файл)

Жилые дома. В Помпеях, на много веков оказавшихся погребенными под слоем пепла, сохранилось много античных жилых построек. В домах поскромнее вестибюль вел в атрий – дворик, посреди которого был устроен маленький бассейн для сбора дождевой воды. Портики двора вели в жилые помещения и столовую. Напротив входа, за атрием, располагался таблинум, сердце дома, где хозяин принимал близких друзей и где поклонялись божествам домашнего очага – ларам и пенатам. В более роскошных домах устраивали еще один двор, окруженный колоннадой, и сад. В доме Веттиев вокруг атрия размещались службы и конторы, где хозяин встречался с клиентами, а вокруг более удаленного от входа и скрытого от посторонних глаз перистильного двора проходила жизнь семьи. Архитектура такого дома ориентирована на внутреннее пространство. Снаружи украшали только фасад. Иногда в нем проделывали несколько небольших окон, но часто их вообще не было, поскольку через атрий и перистильный двор в дом попадало достаточно света. Скульптура, мраморные рельефы и фрески украшали нарядные покои, во дворике нередко сооружали фонтаны.

Поздняя римская  архитектура. Раздвигая границы покоренных земель, завоевывая Галлию, Испанию, Британию, Грецию, Северную Африку и страны Ближнего Востока, римские легионы несли с собой достижения римской цивилизации, в том числе характерные для Рима архитектурные формы (см. также ПЕТРА). Акведуки и храмы, термы и театры распространились по всему средиземноморскому миру. Эпоха господства Рима длилась несколько столетий, но уже в 3 в. начался упадок империи. Изменился и характер римской архитектуры. Дворец Диоклетиана в Сплите на берегу Адриатического моря напоминает по своему устройству римский военный лагерь. С трех сторон он был окружен оборонительной стеной с башнями, а прямоугольник его плана разделен на четыре части улицами, пересекающимися под прямым углом. В архитектуре дворца Диоклетиана непреложные каноны нарушены. Колонны держат уже не горизонтальный архитрав, а арку. Часто колонны вообще играют сугубо декоративную роль: поставлены на выступающую из стены консоль и более не являются силовым звеном конструкции. Многие традиционные детали заменены новыми, трактованными более свободно элементами классического ордера. Такого рода трансформации ознаменовали начало нового этапа в развитии европейской архитектуры.

 

Вода в архитектуре  Дренего Рима

Греция, наложившая свой отпечаток  на все, что только касается внешней  формы, играет зато весьма ничтожную  роль в истории сооружений чисто  утилитарного характера. Мы видели, что  греки не имели ни регулярно функционировавших  дорог, ни прочных мостов, так как  они не пользовались сводами. Честь  проведения воды по горам (Альбанский водоспуск) и осушения болотистых местностей подземными каналами (водоспуск Ла-Марта, клоака Максима) принадлежит этрускам. Римляне приписывали проведение первых мощеных дорог карфагенянам, но монументальный характер был придан этим трем видам общественно-полезных сооружений (дороги, мосты и акведуки) уже самими римлянами.

Водопроводы. — Римляне, считавшие изобилие воды первой потребностью больших городов, оставили нам монументальнейшие водопроводы. Римская Кампанья исчерчена акведуками; подходы к большим городам, как например к Фрежю и Лиону или к Аспендосу в Азии, отмечены линиями водопроводов.

Греки применяли в качестве водопроводов только желоба с непрерывным уклоном; римляне же впервые осмелились спускать воду по склону долины, чтобы заставить  ее вновь подняться по противоположному склону. Этого результата они достигли, только заключив воду в свинцовые  трубы, но так как свинец не может  сопротивляться сильному напору, то при  пересечении ложбин переход всегда, смягчался рядом арок (рисунок 345, В), которые заполняли часть пересекаемой долины. Мы видим это на примере Лионского акведука.

   
   

Римляне были, кроме того, знакомы  с разрушительным действием гидравлических ударов. Чтобы предупредить таковые  и дать вместе с тем выход воздуху, содержащемуся в воде, пониженные части водопроводов прерывались  водонапорными колоннами А. Вода поднимается в них, достигая на мгновение  своего естественного уровня, и затем  снова падает. Такие разделенные  водопроводы допускали более  легкое исправление аварий и давали возможность производить частичный  забор воды из резервуаров, расположенных  наверху у водонапорной колонны.

Мосты, акведуки. — К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок. Мост в Римини дает нам образец стиля этих сооружений : ничего, кроме нескольких украшений на тимпанах и карниза с кронштейнами. Еще проще и строже оформление моста св. Ангела в Риме, моста Фабриция и римских мостов в Везоне и Сомьере.

Для больших мостов и очень высоких  акведуков применялись параллельно  две системы: в высоту возводилось  по два и даже по три ряда аркад, образовывавших как бы мост в несколько  ярусов. Мы видим такое разрешение задачи на примере Гардского моста. В других же случаях быки пропускались во всю высоту, но стягивались посредине  арочными связями. Система отдельных  быков применена в мосту Нарни; Сеговийский акведук построен по системе быков, соединенных связями.

Из деревянных мостов римлян пользуются известностью мост Цезаря на Рейне  и мост с тройными арками, переброшенный  через Дунай при Траяне (рисунок 316).


2.История архитектуры  индо-буддийской традиции периода  средневековья

Архитектура Индии

Индия и Юго-Восточная  Азия. Когда моголы вторглись в 16 в. в Индию, их ожидала встреча с одной из древнейших мировых цивилизаций. Около 3000 до н.э. город Мохенджодаро в долине Инда имел регулярную планировку; из-за сильной влажности большинство построек было выполнено из обожженного кирпича. Жаркий климат требовал устройства внутренних двориков; их окружали просторные покои; сточные воды из кухонь и многочисленных бань поступали в городскую канализационную систему.

Ступа (первоначально – надгробный памятник) стала одной из архитектурных  форм буддизма вскоре после его возникновения  в 6 в. до н.э. Ступа I в Санчи, расположенная  на вершине огромного холма, окружена каменной оградой, форма которой  свидетельствует о происхождении  от деревянной конструкции. Ограда имеет  четверо ворот, ориентированных  по сторонам света. В скульптурных рельефах – буддийские символы и эпизоды  из жизни Будды. В буддийских монастырях, как в скальном храме в Карли (185–80 до н.э.), устраивались залы – Чатья. Ступа несколько меньших размеров занимает место, которое в христианской церкви отведено алтарю. Процессия  верующих совершала обход ступы. Веками формировался храмовый комплекс на горе Кайласа в Эллоре (600–850), в состав которого входят джайнский, буддийский и индуистский монастыри.

Раннеиндуистский храм Дурга в  Айхоле (320–600) имеет невысокую целлу (со святилищем); массивные каменные колонны, поставленные перед ней  на общий парапет, образуют портик. К портику с одной стороны  примыкает приземистая пирамидальная  башня. Со временем целлу стали делать меньшей по размеру, а башню –  более высокой, усиливая наклон ее стен по мере приближения к вершине, что  можно видеть на примере храма  Лингараджа в Бхуванешваре 10 в. Четырехгранные башни (гопурам) храма Мадуры 17 в. почти  полностью покрыты скульптурными  изображениями, их архитектурная форма  практически скрыта. Таким же обилием  скульптурной декорации отличается джайнский храм в Маунт Абу 11 в.; здесь скульптурой покрыты колонны, арки, консоли, потолок.

Яванская культура при царях  династии Шайлендра сформировалась под индийским влиянием. Гигантская ступа Боробудур (8 в.) имеет в плане  квадрат, ориентированный по странам  света. Войдя в главные ворота с восточной стороны, паломник мог  обойти ступу кругом по многоярусным галереям, украшенным сплошным скульптурным фризом. Сначала его глазам представали  сцены войн и насилия, затем эпизоды  из жизни Будды и совершенные  им чудеса. Над шестью квадратными  нижними террасами поднимаются  еще три, круглые в плане. Рельефы  повествуют о мире духовном, по контрасту  с миром телесным, представленным в изображениях, расположенных внизу. Количество скульптуры, высеченной из грубого вулканического камня, поразительно: более 400 больших статуй Будды и 5000 метров рельефов.

Когда в 9 в. яванцы захватили Камбоджу, они оказались в стране, архитектурные  традиции которой восходили к  индийской культуре эпохи Гуптов. Однако архитектура города Ангкортхом, и храм Ангкорвоа не несут следов индийского или яванского влияния. В основе планировки города система  пересекающихся осей. Широкие улицы  вели к массивным воротам, а в  расположенных вдоль улиц широких  портиках были расставлены многочисленные статуи. В центре города находился  храм Байон, на 51 башне которого были высечены гигантские лики. На основе системы  осевой симметрии выстроен и храм Ангкорвоа (12 в.). Вертикали башен  центральной части комплекса  уравновешиваются горизонталями террас и галерей.

ЯВА АРХИТЕКТУРА

южной части Явы неподалеку от Джокьякарты, возвышается памятник искусства Индонезии средних  веков. Он называется Ступа Боробудур. Памятник был построен в 778-856 годах. Он представляет собой ступенчатую пирамиду из камня, которая имеет 10 ярусов. Высота памятника – 34 метра. На стенах пирамиды, являющихся символом горы Меры, есть около полторы тысячи рельефов, описывающих жизнь Будды и сюжеты «Махабхараты» и «Рамаяны». На круглых террасах и в нишах находятся статуи Будды. Огромное сооружение опоясывает «Дорога процессий». На вершине расположено святилище. Его диаметр – 15 метров. Оно является символом духовной свободы. Ступа Боробудур – величайший памятник буддизма, существующий в южном полушарии.

В 17 км к северо-востоку от Джогьякарты  на равнине находится храмовый комплекс Прамбанан, относящийся к 9 веку нашей  эры. Этот величайшая святыня индуизма посвящена богу Шиве, ему же посвящен главный храм на территории комплекса;два  других основных храма посвящены  Брахме и Вишну; вокруг в четыре ряда выстроились еще 280 храмов, многие из которых не реставрированы.

Храм бога Шивы был предназначен для захоронения одного из королей, его высота 50 м - самый высокий  в стране. Галереи ведут к барельефам, настенные барельефы воспроизводят  сюжеты древнеиндийского эпоса Рамаяны. Весь комплекс был построен без использования  какого-либо связующего раствора, камни  особым способом подогнаны друг к  другу. Рядом с Прамбананом находится  театр под открытым небом, где, начиная  с 1960 года, устраиваются представления  с национальными танцами, основанные на сюжете Рамаяны.

После посещения Прамбанана Вас  ждет обед под звуки живого выступления  гамелана, традиционного ансамбля средневековых  инструментов. Обед этот будет в  настоящем дворце султана, приспособленном  под ресторан.

Еще 42 км к северо-западу от Джогьякарты  по современному скоростному шоссе, мимо рисовых полей и колоритных пейзажей Явы, и Вы въезжаете на территорию другого храмового комплекса, величайшей буддийской святыни, храма Боробудур. Возведение храма относится к 750-850 годам нашей эры и приписывается  династии Сейлендра из Центральной  Явы. Почти полностью разрушенный  подмывшими его сточными водами, храм был заново отстроен при содействии ЮНЕСКО и правительства Индонезии  к 1983 году. В основании и стенах храма возведены специальные  ирригационные системы; храм буквально  разобрали камень за камнем, затем  камни обработали и заново собрали  храм. Расположенный на холме в  окружении рисовых полей и  кокосовых пальм, простирающихся до подножия вулканов, где клубится туман, Боробудур напоминает снизу огромную ступу и представляет собой девятиуровневую  пирамиду шириной 122 м. Стены шести  первых уровней покрыты барельефом, рассказывающем о жизни Будды (1500 рельефных панелей, многие из которых  прекрасно сохранились до наших  дней); три верхних уровня символизируют  нирвану, на этих уровнях расположены  статуи будд в резных ступах (название Боробудур означает "много будд"). В архитектуре храма ощущается  влияние персидское, греческое, вавилонское  и индийское. Даже если Вы не буддист, Вас обязательно охватит волнение от грандиозного вида, открывающегося с верхних уровней Боробудура. Считается,что если Вы сможете дотронуться  до мизинца Будды, находящегося в  ступе, дотянувшись через одно из резных отверстий, то Вас ждет удача.

Паганское царство

Паган. Историко-архитектурный комплекс Паган привлекает туристов со всего мира. Считается, что во времена Паганского царства (11-13 в.в.) было возведено более 10 000 строений: дворцов, пагод, храмов и монастырей. К сегодняшнему дню из 5 000 каменных храмов и пагод сохранилось 2217. Среди наиболее известных памятников каменного зодчества - храм Ананды (Ананда Пэя), строительство которого было завершено в 1091 г. при третьем правителе Пагана царе Чанзите. К 12 в. относится возведение знаменитого храма Табиннью, высота которого достигает 70 м, а также одного из самых прекрасных архитектурных сооружений древнего Пагана - храма Годопалин. Выделяется оригинальной архитектурой пагода Швэгуджи, построенная в первой половине 12 в. при царе Алаунджитсу. Другой известный храм - Дхамаянджи, расположенный в километре к юго-западу от древней городской стены. В храмовом комплексе пагоды Щвэсандо, воздвигнутой при царе Аноратхе в 1057 г., можно осмотреть статую лежащего Будды Шинбинтальяунг. Кульминация древнего бирманского зодчества - храм Тхиломинло (1211) и пагода Мингалазейди (1284) представляют собой последние великие сооружения паганской эпохи. Достойна также упоминания ступа Швезигон, которая находится в местечке Ньяунг У. Интересно побывать на местном рынке, а также в ремесленной мастерской по изготовлению традиционных лаковых изделий в Мьинкаба.

Царство Калинга

Этими местами  управляли разные династии: Чхолы, Калинга-гагна, орисские Викрама Гаджапати, цари Виджаянагара.

Шрикурмам – один из древнейших и известнейших храмов Индии. Исторические данные свидетельствуют  о том, что построен он был во 2 веке н. э.

Временем расцвета храма был период правления династии Чхола, которую сменила династия Калинга Ганга Раджей, во время  которой храм развивался в разных направлениях, и в 7 веке обрел известность.

Надписи на стенах храма гласят, что в 12 веке царь Анангабхима  из династии Ганга построил в этом храме пол и купол. Архитектура  храма, с его знаменитыми черными  гранитными колоннами, в стиле Гандхарва-шилпа-сампада (коих здесь насчитывается около  двух сотен), стали памятником правления, имени и славы династий Калинга  и Андхра.

В Калинге, штат Орисса, или Уткале, как она была известна в 10 веке, в  кульминационный период активного  строительства, находятся три основных группы храмов, демонстрирующих пик  мастерства развивающейся веками традиции Нагара. Даже не интересующиеся этим люди слышали о великолепных храмах в  храмовых городах Бхубанешвар и  Пури и о Черной Пагоде на берегу моря в Конараке. Сохранившиеся памятники  религиозной архитектуры в этом районе были в основном сооружены  представителями династии Кесари, а  некоторые храмы были построены  династией Ганга, которые правили  после них. Они элегантны по форме, сложны по архитектуре, а их верхушки, шикхары, выше, чем у всех других храмов Индии. Действительно, сооружавшие  эту группу храмов средневековые  архитекторы ставили своей целью  создание таких высоких шпилей.

Что касается храмового наследия Ориссы, древние документы дают социологически ценные и любопытные факты не только о финансировании, планировании, сооружении храмов и инфраструктуре, необходимой  для проектов таких огромных масштабов, но также позволяют понять изнутри  религиозные традиции, в которых  воспитывались и работали архитекторы.

Хотя орисские храмы в целом  более или менее следуют единому  типичному образцу, все же все  они отличаются друг от друга. Они  были квадратными в сечении, с  пирамидальной крышей, и состояли в основном из двух помещений – garba grha (алтарь) или деул, как его здесь  называли, и вестибюля (antarala) или, как  его здесь называли, портика (jagmohan). Часто дополнением к этой планировке были один или два холла (mandapa-s). Внутреннее пространство отличалось простотой, если не считать резных потолков и настенных  барельефов в святая святых, но витиеватость и сложность украшений фасадов  зданий возрастали с течением времени. Стиль скульптуры был детализированным и четким, но без чрезмерного преувеличения, характерного для Южной Индии.

Некоторые памятники архитектуры  Бхубанешвара, столицы современного штата Орисса, - самые древние  в этом районе. Действительно, это  один из самых главных храмовых городов  в Индии, шумный и грязный, место  расположения сотен храмов разного  возраста, переполненный паломниками  и туристами. С трудом верится, что  когда-то, очень давно, единственное, что было здесь, это густой лес  манговых деревьев.

Шива пребывал в унынии. Святой город Варанаси был осквернен  неверными, и бог почувствовал, что  пришло время оставить это временное  жилище в поисках нового. Так, послушав совет мудреца, он выбрал густой лес  манговых деревьев, , который, как оказалось, был уже найден и освящен Вишну. Шиве пришлось просить разрешения другого  бога, и тот позволил ему при  условии, что Шива никогда не вернется в Варанаси. На это бог не соглашался до тех пор, пока Вишну не заверил  его, что новое место имеет  все достоинства его старого  жилища.

Таким образом, местом паломничества (tirtha) стал владеть и управлять  Вишну, а Шива остался в орисском лесу в форме линга. Этот лес, спустя вечность, превратился в город  Бхубанешвар (правитель мира), священный  город, поклоняющийся Шиве. Согласно другой легенде, город был основан  великим правителем Яяти (Yayati), основателем  династии Кесари, который сделал Бхубанешвар  городом «могущественных религий».

Священное озеро Бинду Сагар, размером 1200 на 650 футов, согласно местному мифу, содержит воду всех святых водных источников страны и когда-то был окружен 7000 храмов. Сегодня их осталось менее 500. В середине озера находится маленький  остров с павильоном, посвященным  Шанкаре, где раз в году его  статуя погружается в священную  воду.

Информация о работе История Архитектуры Древнего мира