История Архитектуры Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.

Файлы: 1 файл

arkhitektura_e_to_piz.docx

— 366.23 Кб (Скачать файл)

Храм

Храм был квадратным в плане, имел вертикальные стены с одним, тремя или пятью входами, которые  вели в одно или несколько помещений; вход мог быть прямым или через  портик, если было несколько дверей. Входы закрывались пологами или  циновками, привязанными внутри к вмонтированным в стену "кольцам", по три с  каждой стороны. Храмы обычно не имеют  окон, но в некоторых случаях могут  иметь маленькие отверстия-вентилы. Внутреннее пространство храмов сильно варьировало - от крошечных святилищ Петена до обширных помещений Паленке.

Элементом, свойственным архитектуре  майя, был "кровельный гребень". Он представлял собой высокую конструкцию, возведенную на крыше храма, подчеркивавшую вертикальность ансамбля пирамида-храм и идею приближения к небу. "Кровельный гребень" нес большую часть, а  иногда и весь комплекс символических  декоративных элементов. Внутреннее очень  тесное пространство было обусловлено  толщиной стен, так как они должны выдерживать огромный вес массивного "кровельного гребня", имевшего большую высоту и широкое основание. Если же "кровельный гребень" состоял  из одной или двух стен, покрытых известкой, то его вес был значительно  меньше, стены делались тоньше, и  поэтому внутреннее пространство заметно  увеличивалось.

Когда в храме за портиком имелось  несколько помещений, то центральное  служило святилищем, а боковые  были, вероятно, кельями жрецов. В  некоторых районах в центральном  помещении возводилось небольшое  святилище со стенами, кровлей и  входом, и таким образом подчеркивалось большое значение центральной части, сердцевины храма, где на барельефах изображалось божество.

Дворец

Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем  для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки  использовались как административные помещения и торговые лавки. Обычно они располагались на платформах и могли состоять из одного или  нескольких длинных помещений, разделенных  поперечными стенами на удлиненные комнаты. Некоторые постройки имели  несколько этажей.

Вместе с жилыми помещениями  или отдельно располагались паровые  бани и туалеты.

Погребальная архитектура

Погребальная архитектура включает следующие варианты: яма неправильной формы, выложенная грубыми камнями (циста) без перекрытия; прямоугольная  яма, обложенная плоскими кахмнями и  прикрытая одной или несколькими  плитами; камера со стенами и сводчатыми перекрытиями, обычно украшенная настенными росписями и рельефами из штука; курган, явно насыпанный для укрытия  одного или нескольких захоронений  названных выше типов; необычный  ансамбль гробницы храма-пирамиды в  Паленке.

Ориентация

Ориентация построек майя в классическую эпоху имеет тенденцию к совпадению со странами света, но в пересеченной местности расположение архитектурных  сооружений зависело и от рельефа.

столицей мог быть Тикаль, в котором  находятся самые высокие храмы  и пирамиды всей области майя; для  него характерны большие группировки  зданий, обширная территория и полугородской  тип расселения.

Архитектура ацтеков

Великий храм ацтеков в Теночтитлане...  
Ацтеки поселились на небольших островах озера около 1325 г. Сначала они попали под власть правитель Айкапопалько, от которой смогли освободиться лишь в 1425 г.  
Впоследствии воинственные ацтеки захватили обширные земли по всей Мезоамерике. Свою столицу Теночтитлан ацтеки застраивали красивыми каменными домами, дворцами и храмами. Острова они соединили между собой и материком дамбами. Город пересекали большие и малые каналы. Это была настоящая «индейская Венеция» — четко спланированный город на сваях. В центральной его части находилась широкая площадь с 46-метровой пирамидой — Великим храмом Теночтитлана в честь бога Уицилопочтли и множеством более мелких зданий — часовен, святилищ и резиденций целой армии Жрецов.  
Грандиозное строительство, содержание жреческого сословия, армии и дома верховного правителя требовало огромных средств. Неудивительно, что ацтеки вели бесконечные войны с соседними племенами, грабили их и, что было самым возмутительным, уничтожали всех пленных  
Жестокость ацтеков по отношению к побежденным не знала границ. На алтарях Великого храма совершались тысячи человеческих жертвоприношений. У кого-то жрецы ритуальными ножами вырезали трепещущие сердца, кого-то расстреливали из луков, привязав к ритуальным столбам, некоторых медленно поджаривали на огне, а затем, уже у полумертвых, вырывали сердца.  
Однажды, мстя за эти зверства, мужчины племени уэшотдин-ки тайно проникли в город и сожгли храм богини Тонатцин. Ацтеки ответили очередным военным походом. С приходом испанцев почти все племена составили коалицию, поддержавшую Кортеса, и в 1521, г. ацтеки были окончательно разгромлены, Белые завоеватели разрушили Теночтитлан, а вместе с ним и Великий храм.  
В знак окончательного покорения ацтеков на месте их пирамид и храмов, площадей и жертвенников был воздвигнут испанский, вернее, колониальный город Мехико — столица современной Мексики. Остатки Теночтитлана остались под фундаментами католических соборов, дворцов знати, общественных зданий вице-королевства Мексики. Раскопки Великого храма продолжались до конца 1982 г. В команде с археологами работали реставраторы, биологи, химики, геологи и другие специалисты по древнейшей истории. После почти пятилетнего непрерывного труда удалось подвести первые итоги. Как выяснилось, главный фасад храма был обращен на запад. Он стоял на широкой платформе, покоившейся на стилобате с двумя лестницами, которые вели к святилищам бога войны Уицилопочтли с южной стороны храма и бога дождя и плодородия Тлалока — с северной. Перед входом в святилище Уицилопочтли лежит жертвенный камень, а перед святилищем Тлалока раскрашенная фигура Чакмоола, божественного посланца, собирателя жертвоприношений. Основание храма с четырех сторон украшено курильницами и змеиными головами. Среди прочих украшений — каменные лягушки, ягуары и огромные морские раковины.  
Во время пятилетних раскопок было найдено всего около семи тысяч предметов приблизительно из 100 мест жертвоприношений. Сами археологи отмечают, что расположение предметов в местах жертвоприношений не случайно, оно соответствует неразгаданной еще символике. Иными словами, эти предметы и их размещение, точнее ориентация по сторонам света, имеют свой язык. Например, два жертвоприношения, найденные одно посередине южной, другое — северной стороны, содержали одинаковые наборы предметов: внизу уложенные в направлении с севера на юг раковины, над ними — крокодилы, сверху змеиная голова, в основании Великого храма - статуэтки сидящего божества, как полагают, бога огня Шиутекутли, охраняющего центр мироздания. Справа от этих фигурок — морской коралл, а слева — глиняный сосуд с изображением Тлалока.  
Среди находок, сделанных в Великом храме, множество различных масок и фигурок, алебастровые головы оленей и статуэтки сидящих божков, морские раковины, рыбьи кости, головы рыбы-пилы, кораллы, крокодилы и ягуары. Находки, относящиеся к культу бога войны Уицилопочтли, представляют собой курильницы с рельефами в виде черепов и ритуальные ножи текиатль, украшенные глазами и зубами, сделанными из морских раковин. Монументальный каменный рельеф богини Койолыпауки лежал, как выяснилось, у подножия святилища бога войны, а рядом нашли небольшой алтарь с двумя каменными лягушками по бокам.  
Можно только представить, сколь изуверски жестокой была религия ацтеков, если даже их богиня оказалась четвертованной своим братом.  
Многие современные мексиканские астрологи полагают, что «освобождение» Койольшауки несет с собой отрицательные последствия для процветания страны, и пытаются найти способы борьбы с ее энергетическим полем...  
Великий храм Теночтитлана, ныне стоящий на Дне огромного котлована, вырытого вокруг него, прежде возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и стадион для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также драматические действа с человеческими жертвоприношениями. Последние составляли важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов и практиковались, как полагают, для того чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла. Человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование людей.  
Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но чаще жрецы убивали жертву, распарывая ей ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собой божество, при других убивали множество пленников.  
Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая — от ягуаров, вторая — от ураганов, третья.— от всемирного пожара, четвертая — от потопа. Современная эпоха Пятого Солнца, по представлениям ацтеков, должна завершиться страшными землетрясениями.

Архитектура Вавилона и  Ассирии

Одним из основных видов монументальных зданий Ассирии и Вавилона были совершенно особой формы креспости и дворцы, доминирующие над храмом — полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте.

Характерным примером великой архитектуры  Ассиро-Вавилонии является дворец Саргона II, царя Ассирии (VIII в. до н. э.), расположенный  в Хорсабаде. Дворец имел прямоугольную  форму, в центре располагался самый  большой двор, слева от него находились жилые помещения, перед ним —  парадные залы и справа — хозяйственные. Каждая часть дворца имела свои дворы, более маленькие, они располагались  подобно лабиринту, выполняя оборонительную функцию. В Вавилоне и Ассирии  наблюдалась нехватка дерева, из-за этого применение в строительстве  обожженного кирпича было ограничено, по этому, колоннады вокруг дворцов, так часто используемые в архитектуре Египта не были распостранены в этих государствах. Стены, окружавшие большие дворы, часто обрабатывались высеченными в них башнеобразными пилонами, ритмически их расчленявшими.

Самым крупным храмом Ассура являлся  двойной храм богов Ану и Адад. С одной, главной стороны ко двору  примыкали святилища богов Ану  и Адад, располагавшиеся рядом. С  основным объемом здания были связаны  две храмовые башни — зиккураты. Зиккураты в какой-то мере напоминали ступенчатые пирамиды Египта. Но если пирамиды были гробницами, то зиккураты имели сплошную кладку без внутренних помещений.

Орнамент в архитектурных сооружениях  и прикладном искусстве Ассирии  и Вавилона носил в основном геометрический характер (розетки, звезды). Он включал  также стилизованные изображения  растений, в частности шишки пиний, плоды граната, фантастических зверей, рыб

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА:

Строительство

-основные стройматериалы:большей  частью-необожженный и  обожжен-

ный кирпич.Основы всех всех дворцов  и храмов возводились из  нео-

божженного кирпича.

Несущие конструкции-напротив,из обожженного.

Архитектура

-в эпоху возвышения  в Шумере  царской  власти  и  усиливающегося

влияния  жречества  происходит  расцвет  храмовой  архитектуры  и

культуры.Стремление  утвердить  могущество  божества  посредством

воплощения в геометрической простоте.

В основе храма лежал параллелепипед,гладких  стен не имелось,всю-

ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло  максимума

создания многоступенчатой башни Зиккурата.

Обычный зиккурат-поставленные одна на другую  усеченные  пирами-

ды,окрашенные в разные цвета.

Культура

-храмы и дворцы украшались  культовыми  скульптурами,изображающи-

ми людей,быков и крылатых львов.

Скульптуры  выполнены  очень  реалистично.Особую  ценность   как

произведения искусства  имели царские принадлежности.

Культура Междуречья оказала  огромное влияние на всю  последующую

культуру стран и народов.

Архитектура Хараппы

Следует отметить высокий уровень  строительного искусства. Обнесенные могучими стенами городские поселения  культуры Хараппы иногда занимали сотни  гектаров. Прямые и широкие основные улицы городов пересекались под  прямым углом. Дома располагались геометрически  правильно. Обычно двухэтажные здания строились из обожженного кирпича, занимая иногда площадь в несколько  сот метров.

Эти дома не имели украшений и  окон, выходящих на улицу, но были достаточно благоустроены, имели отдельные  колодцы, канализационные сооружения и комнаты для омовений. Общегородская  система канализации Мохенджо-Даро является наиболее совершенной из известных  ученым канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела отстойники, магистральные  каналы, стоки для дождевых вод.

Все названные сооружения были досконально  продуманы и прекрасно сделаны. Раскопки показали наличие искусно  сооруженных, выложенных кирпичом колодцев, свидетельствующих о хорошо налаженном водоснабжении.

До сих пор ученым не удается  расшифровать надписи из Мохенджо-Даро и Хараппы. Вполне возможно, что эта  письменность была широко распространена. Однако ее образцы не сохранились  в больших количествах.

Писчие материалы в виде коры деревьев, листьев пальмы, кожи и  ткани во влажном климате Индии  очень быстро разрушались. Множество  гирь и обломок сделанной из раковины измерительной линейки с точно  нанесенными делениями позволяют  судить о том, что основная единица  веса равнялась 0,86 граммам, а основная единица длины — 6,7 миллиметрам. Система исчислений уже тогда  была десятичной.

Об имущественном и социальном размежевании говорят нам материалы  раскопок. Обнаружены различные по величине и качеству жилые постройки, среди которых встречаются как  самые настоящие дворцы, так и  строения казарменного типа для слуг, вольных работников, даже рабов. Следует  обратить внимание на тот факт, что  поселения Мохенджо-Даро и Хараппы  имели мощные цитадели, которые как  бы господствовали над городом. В этих крепостях сосредотачивались административные здания, крупные зернохранилища, что позволяет думать о существовании в указанный период времени сильной государственной власти, в распоряжении которой находились большие материальные ресурсы.

Генезис самого раннего этапа индийской  культуры связан как с достижениями Хараппской цивилизации, так и с  реликтами иных доарийских культур, переживших ко времени прихода индоариев  разные этапы эволюции.

Городские центры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной  и Средней Азией, областями юга  Индии. Высокого развития достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась  письменность. Она пока не расшифрована, однако находки позволили установить, что жители Хараппы писали справа налево.

Основные центры цивилизации на Инде — Хараппа и Мохенджо-Даро — были крупными городами (Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 кв. км и насчитывал не менее 100 тыс. человек), построенными в соответствии со строгим планом. Главные улицы их достигали 10 м  в ширину и шли параллельно  друг другу. Дома возводились на высоту двух-трех этажей. Кроме жилых построек, в городах имелись и общественные здания — храмы, амбары для хранения зерна и т. д., действовала система  водоснабжения и канализации.

О социально-экономической структуре  общества в известной мере говорят  различия в жилых постройках и  погребениях, наличие цитадели, где  располагались местные власти и  была ставка правителя.

У носителей Хараппской цивилизации  были развиты культы богини-матери, животных, деревьев, связанные с  тотемистическими представлениями. Поклонялись  жители также огню и воде. В Калибангане  открыты остатки алтарей, а в  Мохенджо-Даро — огромный бассейн, имевший сакральное назначение.

Хараппская цивилизация была одной  из самых крупных на древнем Востоке.

В Калибангане, в южной части  цитадели, индийские археологи открыли  платформы из сырцового кирпича, на которых помещались алтари. Тут  же были обнаружены сосуды с остатками  золы и терракотовые изделия, служившие, видимо, культовым даром божеству. Ритуальное назначение самих сооружений не вызывает сомнения. По всей вероятности, здесь совершались не индивидуальные обряды, а пышные церемонии с участием жрецов.

Исследователи Хараппской цивилизации  считают, что некоторые здания в  главных центрах на Инде имели  явно сакральное назначение. Как полагает М. Уилер, “серия строений” к востоку  от цитадели в Мохенджо-Даро составляла часть храмового комплекса (в  одном из помещений еще экспедицией  Дж. Маршалла был найден стеатитовый  бюст “бородатого мужчины”, который  в научной литературе условно  именуется “жрецом”).

В начальный период своего пребывания в стране индоарии не возводили крупных  сооружений (уклад их жизни был  совершенно иным), для Хараппы же монументальная архитектура была весьма характерна, строительные приемы, которые  использовались при создании городских  поселений в долине Ганга, вырабатывались не без влияния этих древних традиций. Исследователи полагают, что Хараппа  повлияла и на сам процесс “вторичной”  урбанизации, возродившийся через  много столетий, уже в других исторических условиях.

Информация о работе История Архитектуры Древнего мира