История Архитектуры Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.

Файлы: 1 файл

arkhitektura_e_to_piz.docx

— 366.23 Кб (Скачать файл)

В эту эпоху был построен собор  Сан Марко в Венеции. Его план представляет собой т.н. греческий  крест (четырехконечный, равносторонний). Такой была композиция возведенного Юстинианом храма св. Апостолов в  Константинополе. Интерьер и фасад  Сан Марко богато украшены мраморной  инкрустацией и мозаиками.

Средневизантийский период истории  и культуры завершается захватом Константинополя крестоносцами  – участниками 4-го крестового похода – в 1204. После этого потрясения Византия так и не смогла полностью  восстановить свои силы, но в 13–14 вв. на Балканах было построено немало церквей. Обычно они невелики по размерам и  при небольших различиях в  плане, как правило, имеют купол, поднятый на высокий барабан, так  что здание кажется похожим на башенку. В 1453 Константинополь был  захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. В течение  тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории  существования византийской культуры, называемый поствизантийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.

Средние века. Одна за другой волны варварских нашествий – готов, вандалов, бургундов, гуннов, свевов – хлынули на территорию Западной Римской империи. Понадобились века, чтобы из хаоса возник новый порядок. От периода 500–800, часто называемого «темными веками», осталось не много произведений архитектуры; причиной тому – не только малые масштабы строительной деятельности, но и последующие перестройки и разрушение памятников. Так, от эпохи Карла Великого до нас дошли только Ахенская капелла и небольшая группа церковных построек. Создатель Ахенской капеллы взял за образец юстиниановскую церковь Сан Витале в Равенне. Оба здания представляют собой восьмигранные сооружения с колоннами, расставленными в пролетах между главными опорными столбами.

Среди других построек этой эпохи  – небольшая украшенная мозаиками  церковь в Жерминьи ле Пре. Согласно одной из существующих реконструкций, ее угловые компартименты были перекрыты  куполами, а в центре находилась башня. В Англии сохранилось много  церквей, возведенных еще до норманнского завоевания. Они маленькие, очень  высокие, с массивными, грубо сложенными сводами

Трансформация пространства византийского храма

Крестово-купольный  храм

Крестово-купольный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

На смену древнейшим христианским храмам, строившимся в виде базилик, начиная с V века стали появляться центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм (круглые, граненые, крестообразные и др.) возводились как крещальни (баптистерии) и мартирии (от лат. martyr) — постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий, а также места погребения мучеников. Самый известный мартирий — ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Таким образом первоначально функции центрических купольных сооружений и храмов-базилик, в которых совершалась литургия, четко различались.

Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V—VIII вв. Постепенно именно центрический, а не базиликальный тип храма стал преобладающим в восточной части христианского мира. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью сделалось крестообразное пространство интерьера. Однако, прежде чем крестово-купольный тип храма появился в законченном виде, было создано множество разнообразных центрических построек, благодаря которым можно увидеть, как интенсивно шёл процесс осмысления образа христианского храма.

С одной стороны, центрические храмы  сформировались на основе раннехристианских  мартириев. С другой стороны, сам  старый тип храма-базилики подвергся  трансформации и был соединен с куполом.

Центрические храмы возникшие  на основе мартирия

Центрические христианские постройки  опирались на богатые традиции римской архитектуры, достигшей в возведении купольных сооружений большого совершенства (мавзолеи, залы дворцов, помещения терм и иные постройки). Великим купольным сооружением Рима был Пантеон. В восточной половине Римской империи, где процесс формирования центрических храмов шёл особенно интенсивно, христианская архитектура могла опираться на опыт местных языческих святилищ, в частности на шестигранный двор в храме Баальбека[1].

Центрические постройки Палестины IV века, возведенные при Константине Великом на местах земной жизни Иисуса Христа представляли собой простые ротонды или октогоны (восьмигранники) без апсиды и дополнительных пристроек. Со временем у них появилась апсида, функция которой первоначально не обязательно совпадала с алтарем храма. В апсиде могли совершать начальную часть литургии с чтением Евангелия, а Евхаристия совершалась в центре здания под куполом[2]. Со временем ротонды дополнялись пристройками, например, помещениями для паломников, посещавших святые для христиан места.

В этом процессе важную роль играла архитектура  Сирии, давшая многочисленные примеры  центрических церквей.

В Антиохии Сирийской — одном из важнейших центров раннего христианства — была своя яркая архитектурная школа. Антиохийские зодчие возводили здания подобного типа ещё для римских императоров (Дворец Диоклетиана в Сплите). В самой Антиохии по заказу Константина был построен так называемый «Золотой октогон»[3].

Приблизительно в VI веке сформировался  тип октогона вписанного в прямоугольный  или квадратный план. К угловым  граням октогона примыкали полукруглые  ниши, занимавшие углы прямоугольника. К такому типу относились храм св. Георгия  в Эзре (515 г) и гробничная церковь  в Русафе (на месте погребения мученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (512 г)[4] представлял в плане квадрат с вписанной окружностью. В свою очередь центр этой ротонды, ограниченный колоннами, имел форму квадрифолия. Таким образом средняя часть интерьера имела форму креста-четырёхлистника, увенчанного куполом. Внешняя часть ротонды образовывала круговой обход, а с востока примыкали алтарные помещения.

Размеры этих храмов были столь велики, что чаще всего их нельзя было перекрыть  каменным куполом. Кровля делалась деревянной. В отличие от римских ротонд с  каменными куполами покоящимися  на толстых стенах, сирийские храмы  имели тонкие стены и сложное  пространственное решение. Только некоторые  подобные постройки имели каменное перекрытие, что вызывало восторг  современников. Таким был храм в Эдессе VI века[5], возможно также храм в Эзре[6].

Особой постройкой был грандиозный  ансамбль монастыря преподобного Симеона  столпника (Калат-Семан), построенный в 476—490 гг. Он, представлял собой крест, образованный четырьмя сходящимися к центру базиликами, восьмигранное пространство между которыми было перекрыто деревянным шатром, под которым стоял каменный столб-башня — место аскетического подвига преп. Симеона[7].

  • Более редкими были примеры центрических храмов на западе средиземноморья.

Огромный храм Сан-Лоренцо в Милане[8], построенный во второй половине IV века, несмотря на перестройку в XVI столетии, в целом сохранил свои формы. Они не характерны для римских мартириев. Сан-Лоренцо скорее имеет аналогии в антиохийской архитектуре. Пространство построено очень сложно. Внешние стены имеют квадратный план с выступающими по сторонам плоскими полукружьями. Внутреннее подкупольное пространство имеет аналогичную форму квадрифолия, состоящего из квадрата с округлыми выступами. Основание купола было восьмигранным. В настоящее время храм венчает купол XVI столетия, первоначальное перекрытие могло быть деревянным, так как стены здания очень тонки. Круговой обход храма сделан двухэтажным, то есть храм имеет хоры. Церковь совмещала в себе функции придворного храма и усыпальницы (отсюда тип мартирия, хотя для самих погребений имеются специальные пристроенные к зданию капеллы).

-В VI веке были построены два  великолепных храма связанных  непосредственно с архитектурой  столицы — Константинополя.

Первый из них — Церковь Святых Сергия и Вакха, построенная в Константинополе в 527—529 гг.[9] Юстинианом Великим. Храм являлся одновременно и мартирием (местом хранения мощей этих святых), и храмом для общественного богослужения. Его архитектурное решение основывается на уже существовавшем опыте подобных построек. В плане храм представляет собой квадрат с вписанной окружностью — подкупольным пространством. Купол несут восемь опор, между которыми сделаны ниши-экседры. По углам они полукруглые, а по сторонам света — прямоугольные. Храм имеет внутренний круговой обход с хорами.

Позднее по образцу этого столичного храма была возведена знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне (527—548)[10]. Итальянский город был в то время возвращен Византийской империи, и постройка нового храма знаменовала победы Юстиниана на её западных границах. Церковь имеет форму двух восьмигранников, вписанных один в другой. Грани внутреннего восьмиугольника прорезаны полукруглыми экседрами. Алтарная апсида соединена с подкупольным пространством длинным прямоугольным проходом. Круговой обход храма также двухэтажный (с хорами). В отличие от превращенного в мечеть константинопольского прототипа Сан-Витале сохранила почти все свое мозаичное убранство.

Постройки Юстиниана подвели итог поискам формы купольного храма  на основе типа мартирия. В них в  полноте можно увидеть новое  понимание архитектуры храма  и особое византийское чувство пространства. Купол как бы парит над храмом. Несущие конструкции не вызывают ощущения тяжести. Тектоничность здания не подчеркивается, а напротив скрывается. Все выглядит легким и невесомым. Стены и колонны не поднимаются от пола вверх, а воспринимаются скорее спускающимися сверху, с небес. Эти образные черты во многом будут справедливы для всех последующих византийских церквей.

Перечисленные в этом разделе постройки  не привели непосредственно к  созданию крестово-купольного храма. Мотив  креста в них встречается редко, как правило в форме квадрифолия. Но в них ярко выразилось желание  создать именно центричный купольный  храм, способный заменить тип базилики.

Превращение базилики в купольный  храм

Вторым важным процессом было видоизменение  базиликального типа. Именно этому  процессу принадлежит решающая роль в создании крестово-купольного типа храма, во многом сохранившего структуру  базилики — деление интерьера на нефы. Здесь ведущая роль принадлежала Константинополю — столице Восточной Римской империи. Уже в IV веке в Константинополе был построен храм Апостолов, представлявший собой крестообразно соединенные базилики. По его образцу были построены некоторые храмы VI века, в том числе храм Иоанна Богослова в Эфесе представлявший собой крест с удлиненным западным концом. Его интерьер был разделен на квадратные ячейки, завершенные шестью куполами[11].

Попытки соединить тип базилики с купольным завершением делались в странах Восточной Римской империи начиная с V века. К ним относятся базилика «В» в Филиппах в Греции, церковь в Майа-фаркине в Малой Азии, а также монастырские церкви Египта.

Храм монастыря Алахан (современная Турция), построенный во второй половине V века, представлял собой трехнефную базилику, завершенную не сохранившимся деревянным куполом пирамидальной формы. В западной части нефы разделены каменными столбами, а восточнее, по бокам от подкупольного пространства двухъярусными аркадами на колоночках. Благодаря этому в интерьере наметилось и поперечное движение, что в будущем привело в образованию подкупольного креста[12].

В VI веке подобные постройки стали  многочисленны.

Величайшим храмом, в котором  совместились базиликальный план и  венчающий огромное пространство купол, стал Софийской собор Константинополя, возведенный в 532—537 гг. В нём — самой яркой и грандиозной постройке эпохи Юстиниана Великого — удивительно полно воплотилось и христианское миропонимание и эстетическое чувство византийских зодчих. Огромное пространство среднего нефа перекрыто господствующим над всем куполом и благодаря поддерживающим его полукуполам имеет продольную ориентацию. Над боковыми нефами и нартексом вокруг подкупольного пространства проходит обход — хоры. Пространство боковых нефов и хор отделено от центра храма двумя ярусами аркад, над которыми стоят люнеты боковых стен, прорезанные окнами. Между ними также возникает поперечная перекличка, хотя крест в интерьере храма ещё никак не намечен.[13].

Церковь Карс-ибн-Вардан (Сирия, 564 г.) во многом повторяет замысел Софии, хотя и в скромном масштабе. В ней части боковых нефов, отделенные от подкупольного пространства аркадами, сильнее связаны именно с центральной частью храма. Они обособляются от продольного движения нефов. Этому способствуют арки, переброшенные от аркад к внешней стене поперек боковых нефов[13].

Церковь Успения в Никее (VII — начало VIII века, разрушена во время греко-турецкой войны 1917—1922 гг.) уже имела ясно выявленный в интерьере подкупольный крест с короткими одинаковыми рукавами. Он образован благодаря тому, что отделяющие боковые нефы аркады отодвинуты дальше от центра здания. Из-за этого стали открытыми мощные несущие купол столбы, которые прежде скрывались от глаз за легкими аркадами[13].

Ещё одним примером трансформации  базилики в крестово-купольное сооружение является храм Климента в Анкаре датируемый очень широко V—IX вв. В нём подкупольный крест также имеет очень короткие ветви (они перекрыты даже не сводами, а узкими арками), но отделенные аркадами боковые и западное пространства гораздо сильнее связаны именно с центральным крестом, они становятся его продолженнием. Это подчеркивает и особая форма столбов, несущих аркады. Они имеют прямоугольную в сечении форму и развернуты так, что поддерживают движение каждой ветви креста от центрального пространства к краям храма[13].

Информация о работе История Архитектуры Древнего мира