История естесвознания от древнего мира до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 08:03, реферат

Описание работы

Цель работы — ознакомиться с историей развития естествознания, в соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть каким образом происходило зарождение научного мышления в Древней Греции, выделить особенности неклассического естествознания. Кроме того, необходимо рассмотреть классическую эпоху в естествознании.

Содержание работы

1. Введение_____________________________3
2. Природа – наш учитель и дом____________4
3. Эпоха античности______________________6
4. Эпоха средневековья___________________ 9
5. Эпоха возрождения____________________11
6. Естественные науки____________________15
7. Заключение___________________________18
8. Список литературы____________________ 19

Файлы: 1 файл

Реферат естествознание1.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ ИНСТИТУТ»

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Направление: ГОС 033400.62 – Теология

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

История естествознания от древнего мира

до наших дней

 

 

 

Работу выполнил:                                                 «___» ____________ 2015 г.

Студент 3 курса группы 5121

заочной формы обучения

                                                                                   ______________________

                                                                                подпись студента

Работу проверил:                                                  «___» ____________ 2015 г.

Научный руководитель

преподаватель Султангареевна А.Х.                   ______________________

                                                                                Подпись руководителя

 

 

 

 

 

Дата защиты ___________________    Оценка защиты _______________   

 

 

 

Казань 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение_____________________________3

2. Природа – наш учитель и  дом____________4

3. Эпоха античности______________________6

4. Эпоха средневековья___________________ 9

5. Эпоха возрождения____________________11

6. Естественные науки____________________15

7. Заключение___________________________18

8. Список литературы____________________ 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Естествознание область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое. Наука – этоне только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой.

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Начиная с эпохи Коперника история естествознания рассматривается в свете научных революций, связанных с выявлением фундаментальных принципов природы. Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти.

Формирование наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к середине XVIII в. Сформировались только четыре науки: механика, физика, математика и астрономия. Великие системы биологии, как и первые основные законы химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии находились в то время в стадии формирования»

«История естествознания»- актуальная тема в современном мире, поскольку, изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков, потому что именно там закладывались ее основы. Цель работы — ознакомиться с историей развития естествознания, в соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть каким образом происходило зарождение научного мышления в Древней Греции, выделить особенности неклассического естествознания. Кроме того, необходимо рассмотреть классическую эпоху в естествознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Природа – наш учитель и наш дом.

С древнейших времен человек находился в прочной взаимосвязи с окружающим миром. Он и был частью окружающего мира, природы в целом. Он являлся ее созданием, ее учеником, обитателем ее угодий. И с древнейших времен человек задавался вопросом, как же утроен окружающий его мир. Постепенно, с течением времени, медленно накапливались знания человека, зарождались первые науки о живой природе и окружающем мире, постепенно вошедшие в состав одной объединяющей их все науки – естествознания.

Первые предпосылки этой науки зарождаются на самой заре человечества, когда существо, некогда бывшее обезьяной, приобретает опыт и медленно превращается в человека. В этот период развития естествознания идет очень медленным путем, так как сознание человека находится еще на очень ранней стадии развития. Древний человек не может объяснить еще сложных природных явлений, не обладая достаточным количеством знаний. Он списывает все эти явления на божественную волю – кто-то более сильный и мудрый, чем он сам, решает все в этом мире за человека, он управляет природой и ее явлениями. Человек в этот период своего развития постепенно накапливает знания о природе, еще не имея возможности объяснить их с научной точки зрения, но уже объясняя с божественной.

Именно тогда процесс освоения мира, постижения реальности человеком разделяется на два потока: агрессивный путь освоения и путь гармонии.

Самые первые и древнейшие религии зарождаются в Египте и Междуречье. Жители этих мест поклоняются целому сонму божеств, каждое из которых отвечает за свои природные явления или просто занимает какую-то часть в жизни каждого человека. Но лишь несколькие избранные могут разговаривать с божествами и исполнять их волю. Это сословие получает название – жрецы. Именно они в дар от Богов получают определенные знания, они имеют право либо сохранить эти знания для будущих поколений, либо уничтожить. Они ведут летопись, проводят обряды, назначают правителей и занимают руководящие должности в государстве. В этот период времени знание является священным и божественным – следовательно, владеть им не могут простые смертные, лишь жрецы сосредотачивают в своих руках знания. Здесь господствует агрессивный путь освоения реальности – человек завоевывает окружающий мир и заставляет его служить себе. Мир существует как мастерская человека, в которой он творит ради своего блага и довольствия.

Гармоничный путь развития характерен для стран Востока, в которых главным и основным критерием познания окружающего мира было созерцание без какого-либо изменения. Люди не имели права вторгаться в обитель божию – окружающим мир, не должны были притрагиваться к нему и изменять то, что однажды было создано высшим разумом и не подлежало более изменению.

Поэтому цивилизации Запада развивались быстрее, так как полученные знания находили четкое практическое применение в повседневной жизни человека.

Постепенно происходит отмирание великих цивилизаций древности, и им на смену приходят новые. Начинается постепенное падение Египта и расцвет более молодого государства, несущего уже совершенно иной взгляд на культуру и знания – расцвет Античной Греции.

Для того чтобы понять ход развития науки и культуры в этом государстве нужно, прежде всего, понять общественный строй и уклад жизни самой Греции. Греция – торговая цивилизация, строй которой – это полисовая система, то есть каждый город и небольшая прилежащая к нему область земли является отдельным государством со своим укладом жизни и своими законами. Общий политический строй для всей Греции – демократия, а государством управляют философы – носители научной мысли. Это государство основано на зависимости одних людей от других, то есть Греция – рабовладельческое государство, которое зарождается на стыке нескольких величайших древних культур – культуры острова Крит и Египетской культуры. Греки перенимают множество обычаев и религиозных обрядов, постепенно накапливая чужие божественные культы, смешивают их со своими. И рождается новая цивилизация, в которой знание является высшим благом человека, призванным приблизить этого человека к Богу. Религия Древней Греции и последующей античности учит человека жить в гармонии с природой и прислушиваться к ее законам, к ее проявлениям. Человек считает себя лишь обитателем прекрасной школы – Природы, ее учеником, который получает знания и эти знания накапливает. Но при этом он к этим знаниям стремиться, он пытается понять и принять эти знания, каким-то образом с их помощью улучшить свою жизнь.

Человек античности жесток, рабство считается обычным и нормальным явлением, уважаются лишь те люди, которые имею рабов. Войны, постоянные конфликты с пограничными государствами характерны для Античной Греции. Именно с помощью освоения и присвоения себе других земель, культур, народов происходит накопление знания. Мысль о великом свободном эллине – человеке просвещенном и возвышающемся над всеми другими, - дает людям того времени стимул к быстрому развитию культуры и научного знания.

В это время господствуют натурфилософские представления о природе и знании в целом. Но, тем не менее, как и у любой рабовладельческой цивилизации у античности есть свои специфические черты. Например, разделение теоретического знания и практики. Знание доступно лишь привилегированному сословию, но не всему народу, большинство из которого составляют рабы и простые люди, вынужденные трудиться и просто не имеющие возможности и времени получать какие-либо знания. У привилегированного сословия практика считается трудом, а люди трудящиеся приравниваются к скоту, не уважаются и всячески отрицаются. Свободные греки пропагандируют философию и познание божественной воли, оставляя земной труд простым людям.

3. Эпоха античности

Присутствует отделение знания от мнения, ибо настоящим, истинным знанием обладает лишь природа, а человек может иметь свое мнение на окружающий мир как творение более низкого уровня, чем природа в целом. Высшая ценность античной цивилизации – знание ради знания, человек, обладающий знанием и мудростью, становится ближе к Богам.

Именно в это время и в этой стране зарождается такая наука, как философия. Это происходит в VI веке до нашей эры. Философская мысль античности разделяется на два потока – стихийный материализм и идеализм.

Первые философы начинают создавать свои собственные картины окружающего мира и теории происхождения сущего. Так философ Анаксимандр из города Милены, стихийный материалист, в VII-VI веках до нашей эры создает первую механическую модель Космоса. Центром он представляет Землю, имеющую форму цилиндра, вокруг которого вращаются колеса с ободами – Солнце и Луна, причем Солнце больше земли в 28 раз, Луна больше земли в 16 раз. Сама Земля представляет собой круглый диск, сверху над ним полусферой располагается небо, где обитают боги, а под поверхностью диска Земли в такой же полусфере лежит Тартар.

Многие философы античности занимаются созданием собственных моделей мира. Так с VII по III века до нашей эры происходит постепенная выработка научного знания и концепции мироустройства. Свои теории представляют миру такие яркие ученые, как Фалес, Анаксимандр, Ксенофонт, Парменид, Зенон, Гераклит, Анаксагор, Эмпедоктрум, Геродот, Пифагор, Филофай, Гиппократ, Архип, Протагор, Евдокс, Сократ, Платон, Аристотель и др. Наука создается по определенным направлениям, некоторые из которых, это: создание целостных картин мира с геоцентрическим строением Вселенной, развитие математики и других дисциплин. Постепенно развивается теоретическое сознание, натурфилософская идеология.

Античность и философская мысль этого периода истории дает будущим поколениям огромное количество зародышей новых наук. Практически все известные ныне науки присутствует в очень слабо развитом состоянии в античности. Таким образом, можно сделать вывод, что этот период истории оказал огромное влияние на все последующие эпохи развития научной мысли.

Практически все античные философы занимались такой наукой, как математика. Она являлась важнейшей наукой и точкой опоры в учениях большинства философов. До наших дней дошло огромное количество разделов математики, разработанные именно античными авторами. Так это Евклидова геометрия, математика Пифагора, Фалеса и других ученых. Именно эта наука получила в античности наибольшее развитие.

Одним из виднейших философов античности является Демокрит, положивший начало таких наук, как физика, химия материальная биология своим важнейшим теоретическим предположением о том, что вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты.

Демокрит жил в 460-370 гг. до нашей эры. Его учение состоит из нескольких теорий, многие из которых были очень важны для развития науки в целом. Так, например, он предположил, что атомы, из которых состоит Вселенная, неуничтожимы, вечны, а, следовательно, и сама Вселенная тоже вечна. Атомы – это неизменные, неделимые, непроницаемые кирпичики мироздания, находящиеся в постоянном движении и изменяющие свое положение в пространстве. Они также различны по форме и величине, самые малые из них по форме сферические, составляют вещество души и человеческой мысли. Все предметы образуются из комбинаций атомов разных форм. К тому же существует огромное количество миров, каждый из которых находится на своей ступени развития. Атомы не могут превышать известной величины. Число базовых форм ограниченно, причем атомы содержат в себе источник жизни.

Эти предположения позже сыграют огромную историческую роль и не все, но будут подтверждены позже исследованиями в области молекулярного строения вещества уже в конце XIX начале XX века нашей эры.

Представителем идеалистической философии является такой масштабный ученый античности как Платон. Главной основой его учения является разделения мира на мир Идей и мир Вещей, не связанные друг с другом. Идеи, как их понимает Платон, совершенно запредельны, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких понятиях и категориях числа, пространства и времени. Реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность, но в то же время идея существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов. Платон утверждает, что стремление к счастью вложено в людей самим богом. Бог — истинное бытие, он необходимо полагает себя в ином бытии, которое уже не истинно. С другой стороны, неистинное бытие, стремится утвердить себя в истинном бытие. Поэтому человек влечется к божеству. Желая познать благо, он стремится познать бога: желая обладать благами, он стремится стать причастным к сущности бога.

Чувственный мир есть нечто среднее между сферами истинно-сущего и не-сущего. И это срединное положение чувственных вещей между миром бытия и небытия не следует понимать так, будто над миром чувственных вещей непосредственно возвышается мир идей. Между областью идей и областью вещей у Платона находится еще «душа мира». Чувственный мир — порождение мира идей и мира материи. Каждая вещь чувственного мира имеет отношение и к идее, и к материи. Идее, она обязана всем, что в ней относится к бытию, — всем, что в ней вечно, неизменно. Поскольку чувственная вещь относится к своей идее, она есть ее несовершенное, искаженное отображение. Поскольку же чувственная вещь имеет отношение к матери», она причастна к небытию, в ней нет ничего истинно существующего.

Информация о работе История естесвознания от древнего мира до наших дней