История развития танца от древних времен до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Танец - ритмичные, выразительные движения, выстраиваемые в конкретную композицию и исполняемые с сопровождением музыки1. Танец — одно из древнейших искусств: и дает возможность человеку передавать другим свои печаль или радость языком тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Со временем танец изменялся, принимал художественные формы, и как итог появилось искусство танец. Изначально танец был тесно связан со словом и песней, но со временем обрёл самостоятельность. Большинство жизненно важных событий первобытных людей сопровождались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного.

Файлы: 1 файл

От бала к дискотеке – танцевальные мероприятия в повседневной жизни человека..doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Танец - ритмичные, выразительные движения, выстраиваемые в конкретную композицию и исполняемые с сопровождением музыки1. Танец — одно из древнейших искусств: и дает возможность человеку передавать другим свои печаль или радость языком тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Со временем танец изменялся, принимал художественные формы, и как итог появилось искусство танец. Изначально танец был тесно связан со словом и песней, но со временем обрёл самостоятельность. Большинство жизненно важных событий первобытных людей сопровождались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танцевальные па (фр. pas — "шаг") произошли из основных способов движения людей — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний2. Различные комбинации данных движений преобразились в па традиционных танцев. Во всех видах танца присутствуют следующие характеристики:

  • ритм — это либо быстрое, либо медленное повторение и смена основных движений;
  • рисунок — комбинирование движений в композиции;
  • динамика — скорость и амплитудность движений;
  • техника — мастерство и качество выполнения движений и па. В большинстве танцев большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Танец присутствовал и присутствует во всех традициях культуры любого общества. В течении всего времени танец неуклонно изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время можно выделить огромное количество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец позволяет высказаться, дает возможность выражаться посредством движений тела, помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

Хореографическое искусство, в наши дни, сочетает в себе и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Искусство танца присутствует во всех формах культуры каждой этнической группы. И это не является случайностью, народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как во времена ранних цивилизаций, так и сейчас, Хореография – один из институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

 

 

  1. История танца, как вида искусства

 

 Зарождение танца как искусства наблюдается во времена глубокой древности. Этому свидетельствуют наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные предположительно в период неолит (8 – 5 тыс. лет до н.э.).

В настоящее время нет единого мнения о первенстве появления танца, песни или музыки, ясно только одно – рождение танца тесно связано с пониманием ритма, как сопровождение конкретной комбинации движений3. Эти ритмические движения несли различное содержание, что привело в последствии к появлению различных теорий о рождении танца (его предшественниками называли игру, магические или религиозные ритуалы, эротические инстинкты и т.п.). Каждая теория может быть верной, а также не может быть единственной. Их изучение позволяет сделать вывод –танец всегда имел очень важное значение в жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии.

Уже в начале существования танец отображал действительность в общественной форме, отбирал основные его черты, придавая им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были шум звенящих браслетов и амулетов, звуки барабанов, звуки барабанов, первым опытом выразительности танца было подражание повадкам различных животных, а первым гримом – раскрашивание лиц. Всё это довелось увидеть исследователям в начале XX века у индейцев Бразилии и некоторых индейцев Северной Америки.

Танец нес не только подражательную, но и воспитательную функцию.

1.1 Танец в культуре древности

Танцы древности имели иное значение и были далеки от того, что сейчас называют этим словом. Своими движениями люди передавали мысли и взгляды на окружающий мир, вкладывая в них своё настроение, своё состояние души. Выкрики, пение, жесты были взаимосвязаны с танцем. Во все времена танец был неотъемлемой частью жизни и быта людей. Каждый танец отражает дух и характер общества, у которого он зародился. Танец тесно связан с народным творчеством, поэтому при изменении социального строя или уровня жизни, менялся и сам танец.

Танцы были очень популярны среди людей древнего мира. Танцующие хотели, чтобы каждый элемент танца выражал какую-нибудь мысль, действие, поступок.  Все танцы были привязаны к каким-либо общественным событиям. Почти все праздники сопровождались танцами.

Для первобытных людей танец — это способ жизни и мышления. В танцах отрабатывались и изучались приемы охоты на животных, в танцах были вложены молитвы об урожае, о дожде и о других явлениях необходимых племени. Любовь, труд и обряд изображаются в движениях танца.

Древние танцы обычно исполняются большим количеством людей. Хороводы имели конкретные цели: защита от злых духов, отвести болезнь, отогнать от племени беду. Одно из главных движений — топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку4. В первобытных танцах в основном присутствуют такие движения, как прыжки и кружения. Танцоры чаще всего не одевались, а раскрашивали свое тело и надевали маски или головные уборы. Вместо музыки, чтобы держать ритм люди применяли хлопки, топанье, игра на дудках и барабанах.

В то время не было определенной техники танца, но хорошая физическая подготовка позволяла танцующим выполнять движения с полной самоотдачей. В наше время такие танцы встречаются в Африке, на островах южной части Тихого Океана, и в Южной Америке.

О том, как танец был связан с культурой Древнего Египта можно узнать из рельефов, иероглифов, изображений, высеченных на камне и разных предметах из древних гробниц. В том месте, где, по поверьям египтян, был похоронен бог Осирис, — во время летнего солнцестояния проходили обряды с танцами и музыкой. Во всех храмах были группы людей, которые танцевали священные танцы, посвященные богам. Из всех праздников с танцами был обряд, который был посвящен быку Апису, исполняемый «прислужниками» быка.

Чувство театральности было очень развито у людей Древнего Египта. Даже их храмовые танцоры исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно видеть женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт.

Церемониальные и погребальные танцы были очень простые, но отличались строгостью. Позже возникали и другие виды танца. Рабов обучали танцам для развлечений. В Египет привозились танцовщики из других стран. Также были группы профессиональных актеров, путешествующих по стране. Они ставили номера, исполняли акробатические трюки под аккомпанемент бубнов и кастаньет.

Даже в литературных произведениях поэтов и писателей встречаются описания танцев и их участников, рассказываются правила исполнения.

Например, в «Илиаде» Гомера описан хоровод, а в «Одиссее» -  дуэт на фоне танцующих юношей. Описания танцев мы можем встретить и у Аристотеля, в трагедиях Софокла, Эсхила, Еврипида, в комедиях Аристофана.

Также древнегреческие танцы изображены на многочисленных барельефах, в вазописи, в скульптуре. Более всего известны следующие произведения: вазовая живопись «Кордакс», барельеф «Танцующие молодые гречанки», скульптуры – «Танцующая гречанка», «Танцующая Менада», знаменитые Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркуриий»5.

В основном древнегреческие танцы делятся на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

В Грецию священные танцы пришли из Египта. Орфей увидел их во время храмовых обрядов египтян. Но жесты и движения он переделал на свой ритм, и тем самым придав им характерность и духовность греков. Аккомпанементом к танцам служили лиры, отличавшиеся строгой красотой. Танцы так же как и праздники были посвящены разным богам: Афродите, Дионису, Афине.

Военные танцы в Древней Греции были направлены на воспитание патриотизма, смелости, мужества и чувства долга. Чаще всего военные, которые так же называли, пиррические, танцы исполняли дуэты. В основном данные танцы исполняли юноши и в танце они показывали бой, всевозможные перестроения, смены боевых позиций. Все танцы сопровождались атрибутикой: мечи, ножи, щиты, факелы, стрелы и луки, копья и дротики. И восславляли подвиги различных героев, а также знаменательные военные события.

Древнегреческие сценические танцы были тесно связаны с театром, для каждого из жанров были свои виды танца. Во время выступлений такт отбывался в основном ногами, при помощи специальных железных или деревянных сандалии, реже такт делали используя кастаньеты из раковин моллюсков.

Общественно-бытовые танцы были частью домашних и семейных праздников, а также присутствовали на всех городских и общегосударственных праздниках. Делились на домашние, сельские и городские. Общественно-бытовые танцы очень сильно различались по тематике, стилю исполнения, составу танцующих и именно они сыграли большую роль в возникновении сценического танца6.

1.2 Танец в культуре средневековья

В Средние Века очень сильно развился культ страха смерти; иллюстрации смерти, так же, как и дьявола, очень часто можно встретить в средневековой символике. Именно в эту эпоху образ смерти приобретает немыслимую силу. «Танец смерти» получил широкое распространение во время эпидемии чумы в Европе. В социальных рамках этот танец, так же, как и смерть, равнял все сословия. Во время чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье.

Из Средневековья пришло очень много фактов, доказывающих одержимость танцем. Во время церковных праздников люди неожиданно начинали танцевать у церквей и храмов, чем мешали священнослужителям проводить службы. Эти маниакальные танцы имели место практически во всех странах. В Германии его называют «пляска св. Витта», а в Италии – «тарантелла»7.

Танец был необходим не только для разрядки, но и являлся главным развлечением для людей того времени.

Танец Средневековья оставался произвольным действом. Люди предпочитали хороводы, но не было конкретных установок. Рыцарство и культ любви в XII веке изменил танец, уменьшив непристойность.

На закате Средних Веков танцевальная культура терпит изменения и начинают выделятся придворные танцы и групповые деревенские танцы, хотя серьезного социального деления еще не было. В народном танце все так же не было конкретики и исполнялся он непосредственно, а танцы придворные становились все более серьезными и обретали манеры. Главной чертой дворцовой культуры был фигурный танец, в котором танцоры сменяли определенные построения в установленной последовательности.

В то время начинают появляться учителя, которые занимались профессиональным обучением знати и выступали основоположниками манерности и этикета во дворцах.

С самого зарождения танец служил предметом общественного выражения всех народов и этносов, и нес в себе разнообразные культурные значения. Из которых можно выделить торжественные приемы, церемонии для определенных событий, поклонения и обряды, военная подготовка и физические умения.

1.3 Танец в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения ознаменована развитием бытового танца. Все светские балы, пышные вечера и торжественные городские гуляния неуклонно сопровождались яркими и великолепными танцами.

В это время появляются определенные правила и формируется обязательный набор движений танца. Знатным кавалерам и дамам не подходит обычный деревенский танец. Для того чтобы дисциплинировать и упорядочить танец, привлекались профессиональные танцмейстеры, танец для них был воплощением утонченности и сдержанности, и танец становится из бытового все более театральным. Танцевальные специалисты заблаговременно отрабатывали с дворянами определенные движения и танцевальные постановки.

Карнавалы и маскарады получают широкое распространение в эпоху Ренессанса. Эти мероприятия все более усложнялись и становились дорогостоящими представлениями. В эпоху Возрождения самое большое развитие уделяется маскарадам, т. е. танцам в масках8.

Карнавалы вносили огромный вклад в развитие танца как развлечения. Самые грандиозные карнавалы назывались – триумфы, как правило они строились на мифах.

Франция в XVII веке стала основоположницей танцевальных стандартов для всего остального мира. Все равнялись на танцы, предпочитаемые в Версале.

Танцы стали неотъемлемой частью как социальной, так и политической жизни общества до конца семнадцатого столетия. Как инструмент культуры повседневности, танцы более четко передавали нормы поведения, принятые в культурном мире. В первую очередь танец показывал, что танцор полностью контролирует свое тело, а также танцоры — это не только личности, но и звено группы, объединенной обжим «кодированным» языком движений и жестов. Поклоны и позы свидетельствовали о хорошем происхождении и были знаками уважения. На балах того времени в первую очередь хотели показать свои манеры, связи, хороший вкус. Кавалеры не имели права выбирать дам сами; все пары были подобраны церемонимейстером. В 1663 году менуэт (minuet) становится главным танцем, и получает звание «короля танцев». Менуэт требовал нескольких месяцев подготовки из-за сложной системы шагов. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо» — так говорят все светские люди на рубеже XVIII века9.

Информация о работе История развития танца от древних времен до наших дней