История Архитектуры Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.

Файлы: 1 файл

arkhitektura_e_to_piz.docx

— 366.23 Кб (Скачать файл)

Типы мечетей.

Первые мечети представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом квадратный участок земли. Хотя дом Мухаммеда был канонизирован в качестве мечети только с 70-х годов VII века, его архитектура с распространением ислама служила прототипом для арабских "дворовых" мечетей. Построенные мечети появились лишь во второй половине VII века. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал.

   
   
   




Мечетью может любое сооружение. Особенностью специально отстроенной  мечети является купол и минарет. Минарет - высокая башня, завершаемая  фонарем, куполом или шатром, с  которой муэдзин призывает верующих на молитву. На западе мусульманского мира минарет был четырехгранным, на востоке круглоствольным, кроме того в Ираке и Каире в мечети Ибн Тулуна есть три спиралевидных минарета. Минареты обычно украшает узорная кирпичная кладка или резьба по камню, ажурные решетки балконов. Наверху купола или минарета почти всегда помещается звезда в полумесяце. Существует несколько типов мечетей, обычно их различают по назначению. Небольшая мечеть служила местом индивидуальной молитвы. Соборная мечеть (джами) предназначалась для коллективных молений в полдень пятницы. Соборная мечеть имеет кафедру в виде высокого трона, к которой ведет лестница с перилами и декоративным входом. С XII века на Востоке был распространен тип соборной мечети с четырьмя айванами - сводчатыми или колонными залами без передней стены на каждой стороне двора. Главная мечеть города называлась Джами иль-Кабир. Отличительной чертой всех мечетей конца VII века становится михраб - плоская или вогнутая ниша, перекрытая аркой, небольшим сводом и вставленная в раму.

   
   
   




Колонная мечеть внешне напоминала крепость, окруженную глухими гладкими стенами с минаретом в виде мощной башни. Основное ядро колонной мечети составлял открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный галереей с балками. С одной стороны  двора ориентированного в сторону  Мекки, находился глубокий колонный молитвенный зал. Богато украшенная ниша (михраб) обозначала направление  к Мекке.

Еще один тип мечети - медресе. Медресе выполняет функцию школы. Здесь изучают арабский язык, Коран и исламские дисциплины.

МИНАРЕТЫ

Минаре́т (араб. ‎‎, манара, «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и  круглоствольные (Ближний и Средний  Восток). Минареты украшались узорной  кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной  керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние — два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.

В настоящее время муэдзин уже не поднимается на минарет, а его голос транслируется установленными на минарете (обычно четырьмя) динамиками (смотри фото). Часто речь передается в записи.

АРХИТЕКТУРА ИСЛАМА

В 642 империя Сасанидов пала под  натиском арабов. Сначала мусульмане использовали для устройства мечетей  сооружения покоренных народов. Мечеть, как видно на примере мечети Амру в Каире (642), обычно представляет собой  открытый двор, окруженный колоннадами  или аркадами; в стене, обращенной к Мекке, находится небольшая  ниша – михраб, и с этой стороны  портики более глубокие, часто  многорядные. Снаружи высятся стройные башенки минаретов с галереями  наверху, откуда муэдзины призывают  верующих на молитву.

Примером может служить мечеть в Кордове. Влияние позднеримской  архитектуры заметно в форме  и пропорциях коринфских колонн; подковообразные  и стрельчатые арки, опирающиеся  на античные капители, – характерные  элементы арабского зодчества.

Мусульмане строили также роскошные  дворцы. Дворец Альгамбра 14 в. в Гранаде  представляет собой сложный комплекс помещений и двориков, окруженных портиками. В тени располагаются  небольшие бассейны, фонтаны и  садики. Архитектурные нововведения быстро распространились по всему огромному  исламскому миру. На тонких колоннках  Дворика львов в Альгамбре  покоятся стрельчатые (мавританские) арки и сталактитовые своды, впервые  появившиеся в персидской архитектуре, тонкий, как паутина, резной орнамент связан с искусством Сирии. В поисках  художественных мотивов для украшения  зданий арабские зодчие прибегали к  сложнейшим орнаментальным рисункам из переплетающихся линий – арабескам.

В конце 7 в. Персия стала цитаделью  ислама. При возведении соборной мечети в Исфагане была продолжена сасанидская  традиция использования сводов и  куполов. Важнейшую роль здесь играют мавританская арка, парус и сталактиты. Поверхность стен оживляют глазурованные  изразцы и стукковые панели, украшенные орнаментом.

В эпоху Великих Моголов из Персии в Индию пришла мавританская арка. Жемчужная мечеть в Агре 17 в. облицована белоснежным мрамором, купола и арки покрыты изразцами. Самым знаменитым памятником зодчества мусульманской  Индии стал Тадж-Махал в Агре. Большой центральный купол поднят над квадратным в плане основным объемом здания. По четырем сторонам света стрельчатой формы арки, вписанные в прямоугольный портал, фиксируют положение входов. Четыре стройных минарета обрамляют мавзолей с углов. Белизна мраморных стен нарушается только орнаментальными  инкрустациями и надписями. Тенистые сады с бассейнами подчеркивают изящество  и великолепие этого произведения мусульманского зодчества.

Ордер, система несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. В древнегреческой архитектуре сложилось три ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный. В 16 в. Филибер Делорм предпринял попытку создания французского ордера, а в 19 в. Бенджамин Латроб придумал американский ордер, в котором листья аканта были заменены кукурузными початками и табачными листьями.

Архитектура Самарканда

Города, подобно людям, имеют свое неповторимое лицо, свое сердце, свой характер, свою жизнь. Но есть города, многовековая история которых олицетворяет историю  целых народов и государств, отражая  на своих страницах, словно в огромном волшебном зеркале, путь, пройденный многими и многими поколениями, Таков и Самарканд — один из древнейших городов мира.

Бесценной сокровищницей культуры народов Востока справедливо  называли и называют Самарканд. До наших  дней в Самарканде сохранились изумительные по красоте, уникальные по архитектурным формам памятники средневекового зодчества, возведенные руками трудового народа, подлинного творца истории.

Архитектурные памятники Самарканда, площади, махалли — кварталы, улицы — это каменные страницы истории, перелистывая которые, мы имеем возможность углубиться в славное прошлое города. И хотя безжалостная рука времени коснулась большинства великолепных зданий, но и в наши дни творения зодчих средневековья вызывают справедливое восхищение.

Мы не можем не восторгаться руинами  некогда величественной мечети Биби Ханым, бирюзовым куполом мавзолея Гури-Эмир, неповторимыми по изяществу ансамблем Шахи- Зинда, триадой медресе Улугбек, Шердор и Тилля- Кори на площади Регистан. Эти и многие другие шедевры занимают выдающееся место в истории мировой архитектуры и по своим художественным достоинствам стоят в одном ряду со знаменитыми памятниками зодчества Египта, Индии, Ирана, античной Греции и древнего Рима.

Историки и географы прошлого сообщают, что улицы и площади Самарканда были вымощены камнем за многие столетия до того, как мостовые вообще появились в Париже и Лондоне. И эти свидетельства подтверждены новейшими археологическими изысканиями на городище Афросиаб, где располагался шахристан Самарканда.

На протяжении веков древний  город постоянно вовлекался в  водоворот бурных событий. Периоды  блестящего расцвета науки и культуры, искусства и ремесел сменялись  под ударами полудиких, алчных завоевателей полным упадком. Бывали десятилетия, когда  Самарканд лишался почти всего населения и шакалы выли по ночам на некогда многолюдной площади Регистан. Но могучие жизненные силы вновь пробивались на поверхность, и город фениксом вставал из пепла и руин.

Площадь Регистан, в переводе означает "Песчаное место". Регистан - административный и торгово-ремесленный центр восточного города. Регистан в Самарканде - один из выдающихся образцов градостроительного искусства Средней Азии, сложившийся в XVII веке и состоящий из трех медресе - Улугбека (1417-1420 гг.), Шер-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1647-1660 гг.). На нем можно "перелистать страницы" многотысячной истории Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. С северо-восточной стороны расположено торговое сооружение Чорсу, построенное в XVIII веке. Говорят, что все дороги ведут в Рим. Бесспорно, все дороги Самарканда ведут к Регистану. К площади сходились шесть радиальных улиц, на пересечении которых в начале XV века был построен тим "Тильпак-Фурушан". С северной стороны площади Улугбеком возводится караван-сарай, названный Мирзои. Все прилегающие к нему улочки были забиты мелкими мастерскими и лавочками.  
Спустя четыре года после строительства караван-сарая на месте, где сейчас стоит Шер-Дор, Улугбек строит ханаку. В связи с этим пришлось разобрать торговый пассаж. Каждого, кто вступает на эту площадь, охватывает особое настроение: кажется, через столетия долетают сюда зазывные крики ремесленников, гул восточного базара, голоса глашатаев, зачитывающих указы правителей...  
Во времена Амира Тимура Регистан - главная торговая площадь города. Во времена правления Мирзо Улугбека она приобретает парадно-официальный характер. Однако значение центра общественной жизни, торговли и ремесленной деятельности города Регистан сохраняет и по сей день.  
Выдающимися достижением творческой мысли XV века являются архитектурные ансамбли. В это время важнейшая градостроительная задача - архитектурное оформление площади Регистан. 
Медресе Улугбека

http://www.orexca.com/img/monuments/samarkand/ulugbek_madrassah1-1.jpgПостроенное в 1417-1420 гг. медресе Улугбека (медресе - духовное заведение мусульман от арабского "мадраса" - место преподавания) при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал "Платон своей эпохи" Салахуддин Муса ибн-Мухаммед Казы-Заде-Руми. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения. 
К XV в. были разработаны основные планировочные приемы медресы. И свое наиболее блестящее, подлинно классическое решение тип среднеазиатского медресе получает в медресе Улугбека. Архитектура сооружения позволяет судить о большом мастерстве. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгирде. Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь. Северо-восточный минарет был выпрямлен в 1932 году по схеме академика В.Г. Шухова, по проекту и под руководством Михаила Федоровича Мауэра. М.Ф.Мауэр разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси минарет. Это был беспрецедентный случай в инженерной практике.

Исключительно богат, разнообразен архитектурный декор медресе. На фоне желтоватой клади стен разнообразные геометрические штрихи, выложенные глазурованными кирпичами, эффектны мозаичное панно на щеках и щипце портала и майоликовый жгут, обрамляющий арку. Тимпан портала украшен орнаментом из пятиконечных и десятиконечных звезд, изображающих стилизованное звездное небо.  
Сочетание смелости, простоты идеи, несложности технической арматуры и точности расчета делают честь достижениям мастеров того времени.  
Реставраторы переложили тимпан портала, восстановили орнамент, расчистили и облицевали мрамором основания стен, восстановлена облицовка портала, ведется реставрация дворика медресе, а выпрямление юго-восточного минарета было проведено в 1965 г. по проекту инженера Э.М. Генделя.

Медресе Шер-Дор

http://www.orexca.com/img/monuments/samarkand/sher_dor1-1.jpgНа месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзо Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш-Бахадур (военачальник, ловкий политик, правитель крупного феодального удела, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде) строит медресе, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека. Самаркандский хаким старался ни в чем не уступить великим предкам - ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Основание Шер-Дора на 1,5 м выше площади времени Улугбека. Планировка медре составляет 70х56 м, двор 30х38 м. Композиция двора традиционна: обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду - две дарсхоны (учебные помещения).  
Мозаичная часть на портале медресе гласит:  
"Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, - это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба, - это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления".  
Наряду с этой надписью в более скромном месте белыми буквами на черном фоне начертано: "Абдул Джаббар, зодчий", фантазией которого и трудом народных мастеров воплощены в камне и цвете честолюбивые замыслы Ялангтуша. Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле "кош" (композиция из двух противостоящих зданий).  
Медресе Шер-Дор строилось на двести лет позже своего оригинала. И несмотря, казалось бы, на однотипный фасад, в нем имеется много нового, характерного для строительства техники XVII века, несшей в себе наряду с прогрессивными приемами, ускоряющими и удешевляющими процесс строительства, некоторое снижение качества художественной выразительности. Однако цветовое решение и исполнение отдельных панно говорят нам о высоком мастерстве строителей, воздвигших это великолепное здание.

Информация о работе История Архитектуры Древнего мира