Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью экологического аудита является: Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
оказание помощи деловым кругам;
повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;
снижение рисков.

Файлы: 1 файл

курсовик по аудиту.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Введение

Принято считать, что экологический  аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году. Обязательные Правила «О порядке открытия и содержания химических заводов», явились, по сути, первоначальном документом по проведению экологического аудита. В РФ экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита, в том числе установившие правила их аттестации. Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько некоммерческих организаций.

Экологический аудит тесно  связан с экологическим менеджментом (управлением окружающей средой или  управлением охраной окружающей среды). Экологический менеджмент и  экоаудит в процессе перехода экономики на новые методы хозяйствования выполняет ряд важных функций, которые охватывают:

  • реструктуризацию производства,
  • процесс приватизации,
  • создание экологически конкурентной среды и рыночного ценообразования с учетом экологических издержек производства,
  • функции программно - целевого распределения финансовых ресурсов,
  • децентрализации управления,
  • гибкого нормирования и налогообложения с учетом экологических факторов.

Экологический аудит позволяет  сопоставить декларируемое и  фактическое воздействие на окружающую среду и тем самым установить приоритетные факторы, источники воздействия, а также направления по их контролю и управлению.

Целью экологического аудита является: Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

  • оказание помощи деловым кругам;
  • повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;
  • снижение рисков.

Задачи экологического аудита:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Аудит: основные темы и определения

При планировании аудита основных средств, прежде всего, составляется рабочая программа. В ней содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении и т.д. К источникам аудиторских доказательств относятся: Устав организации; учетная политика; бухгалтерский баланс и приложения к нему; документы по учету основных средств (акты, карточки, ведомости и др.); материалы предыдущих аудиторских проверок; сведения, полученные из бесед с руководством организации; сведения, полученные от третьих лиц; информация, полученная от службы внутреннего аудита. 

При проверке операций по учету  основных средств аудитору целесообразно  использовать тест внутреннего контроля. Это позволит не только оценить его  надежность, но и скорректировать  программу проведения проверки. 

Процедуры тестирования заключаются  в оценке системы внутреннего  контроля, которая состоит из среды  контроля (отношение руководства  к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета. 

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ определяет аудит следующим  образом: аудит - это независимая  проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, осуществляемая аудиторской организацией или индивидуальным аудитором. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью Закон понимает отчетность, предусмотренную Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, а также аналогичную по составу отчетность, предусмотренную  иными федеральными законами (например, консолидированную отчетность банковской группы, предусмотренную Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности»  от 02.12.1990 г. № 395-1). 

Глава 2. Экологический аудит: термины и понятия

Экологическое аудирование - вид, деятельности включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.

Экологический аудит - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования.

Ближайшими терминологическими эквивалентами  понятия экологический аудит  в русском языке являются такие  термины как экологическое обследование, экологический осмотр, экологическая  оценка, проверка правильности проводимой экологической политики. Проведение экологического позволяет установить диагноз «экологического здоровья»  предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой.

Экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверке или несоответствия определенным критериям.

 

2.1 Об истории развития экологического аудита

Развитие и распространение  процедуры экологического аудита как в России, так и за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства.

Экологический аудит, изначально введенный  в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов  предпринимательских структур, был  направлен на снижение уровня риска  для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического права. С начала 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с деятельностью в области охраны окружающей среды. К примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Так, одним из условий соглашения Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении второго угольного займа является проведение экологического аудита ряда закрывающихся шахт (подземная шахта «Промышленная», Воркутауголь в Республике Коми, подземная шахта «Донецкая», Гуковуголь, а также разрез «Реттиховский», Приморскуголь на Дальнем Востоке. Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита и мероприятий в области охраны окружающей среды.

В ряде стран начиная с 90-х годов приняты национальные стандарты в этой области. Если за рубежом Европейская система экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАS) начиная с 1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то в России работа в данном направлении находится в стадии активного развития. Целью введения EMAS было содействие улучшению характеристик окружающей среды, связанной с промышленной деятельностью, за счет вовлечения компаний в процесс активного управления окружающей средой. Данные правила предусматривают снижение воздействий на окружающую среду до уровня, соответствующего применению экономически обоснованной и лучшей из доступных технологий. При этом указанная схема не должна противоречить существующим законам ЕС или техническим стандартам, относящимся к управлению окружающей средой и наносить ущерб деятельности других компаний. Компания, решившая стать участником EMAS, должна выполнить ряд условий, а именно: официально принять Политику в области окружающей среды; произвести проверку своей деятельности и с учетом ее результатов разработать Программу в области окружающей среды; внедрить Систему управления окружающей средой; обеспечить проведение экологического аудита, а также подготовить Заявление по окружающей среде. С этой целью создается Система (Регистр) для аккредитации указанных фирм и наблюдения за их деятельностью. Таким образом, если предприятие или фирма не отвечает декларированным требованиям в области экологической политики, оно исключается из Регистра. Эффективное применение системы EMAS началось с конца 1995 г., когда европейские предприниматели присоединились к системе экологического аудита. Уже в марте 1996 г. в ЕС было зарегистрировано 142 фирмы, участвующих в реализации данной программы.

На Украине процедура экологического аудита нашла применение на предприятиях сахарной промышленности в целях  оздоровления бассейна реки Днепр. В  Белоруссии экологический аудит  как инструмент политики в области  охраны окружающей среды используется для оценки экологически опасных  объектов. В Казахстане возможности  развития экологического аудита открываются  в сфере разработки минеральных  ресурсов и обоснования инвестиционных проектов по их использованию.

Широкое внедрение экологического менеджмента и экологического аудита обусловлено двумя основными  причинами:

1) экологические показатели становятся  все более весомым фактором  конкурентной борьбы;

2) усиливаются экономические и  административные санкции за  нарушение требований законодательства  в области охраны окружающей  среды и экологических стандартов.

Развивающиеся в России процессы перехода к рыночным экономическим отношениям, а также заинтересованность в  финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требует применения общепринятых в мировой практике экологических процедур.

Аудит, как элемент обеспечения  прав собственности, чрезвычайно важен  для экономики, так как позволяет  уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки  рекомендаций по эффективному использованию  ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

2.2 Цели экологического  аудита, формы и объекты

Цели экоаудита:

     .  контроль  достоверности   выдаваемой   предприятием   экологической

       информации;

     . проверка  соответствия объекта экологическим  требованиям;

     . оценка существующей  системы управления окружающей  среды  и  здоровья

       работников;

     . оценка рисков  от  регулируемых  и  не  регулируемых  воздействий  на

       среду.

 Формы экоаудита:

    . добровольный экоаудит, проводимый  по инициативе предприятия;

    .  обязательный  экоаудит,   проводимый   по   специальному   разрешению

      государственных   органов,   настоянию   акционеров   или    населения

      близлежащих  районов.

 Объекты экоаудита:

    . сырьё;

    . продукты питания,  пищеблоки;

    . технологические  процессы;

    . продукция;

    . выбросы в  атмосферу;

    . сточные воды;

    . отходы;

    . средства индивидуальной  и коллективной защиты;

    . техника безопасности;

    . положение о  политике Компании в  области   охраны  труда  и  окружающей

      среды;

    . экологический  паспорт предприятия и др.

    Развитие экологического  аудита в России  невозможно  рассматривать  вне

развития системы банковского, бухгалтерского  и  страхового  аудита.  Указом Президента РФ "Об аудиторской деятельности в  Российской  Федерации"  от  22 декабря 1993 года №  2263  были  утверждены  Временные  правила  аудиторской деятельности   в   Российской   Федерации,    как    системы    независимого вневедомственного  финансового  контроля.  В   период   1994-95   гг.   были разработаны и утверждены как элементы  системы  финансового  аудита  Порядок составления аудиторского заключения, Рекомендации по  аудиторской  проверке, Типовой  договор  на  проведение   аудиторских   проверок,   Типовая   форма заключения  аудиторской  фирмы  (аудитора),   Перечень   вопросов,   которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки.

Информация о работе Экологический аудит