Экологический аудит и международные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:11, лекция

Описание работы

Экологический аудит представляет собой открытый для развития метод в рамках более общей системы экологического менеджмента, с помощью которого в стратегию бизнеса и в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования. Экологический аудит (экоаудит) — это и инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала, экологических рисков и шансов организации. Впервые система экологического аудита была применена фирмами в США в 1970-х гг. с целью достижения требований, заложенных в американском природоохранном законодательстве того периода.

Файлы: 1 файл

Лекция № Эколог. аудит.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)


Лекция №

Экологический аудит и международные стандарты

Экологический аудит представляет собой открытый для развития метод в рамках более общей системы экологического менеджмента, с помощью которого в стратегию бизнеса и в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования. Экологический аудит (экоаудит) — это и инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала, экологических рисков и шансов организации. Впервые система экологического аудита была применена фирмами в США в 1970-х гг. с целью достижения требований, заложенных в американском природоохранном законодательстве того периода. К концу 1980-х гг. некоторые компании достигли даже более жестких в сравнении с предусмотренным законодательством экологических показателей. Активный экоаудит, так же как и активный экологический менеджмент, с тех пор стал распространяться не только среди компаний США, но и постепенно стал завоевывать все большее доверие у европейских фирм. С принятием международных стандартов ISO 14000 и ЕМAS требование периодического проведения аудиторских проверок стало одним из важнейших условий получения компаниями соответствующего сертификата.

Экологический аудит — это систематический документально оформленный процесс проверки экологических аспектов деятельности организации, а также объективно получаемых и оцениваемых данных, с целью определения соответствия видов и условий экономической деятельности, систем административного управления или информации об этих объектах нормативно-законодательным требованиям и критериям эффективности в области ООС и экологической безопасности.


В рамках серии  стандартов ISO 14000 требования к экологическому аудиту включены в следующие стандарты: «ISO 14010 — 98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы»; «ISO 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды»; «ISO 14012- 98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

Таким образом, основными целями эко-аудита являются: во-первых, предоставление объективной информации об экологических аспектах деятельности предприятия и ее соответствии установленным стандартам, нормативам, требованиям инициаторам проведения соответствующих проверок; во-вторых, выработка полезных рекомендаций в отношении дальнейшего улучшения организации экологического менеджмента, эко-контроллинга и т. д., а также повышения эффективности проводимых фирмой природоохранных мероприятий.

Основные функции экологического аудита состоят в том, чтобы:

• определить соответствие деятельности фирмы экологическому законодательству и декларируемой ею политики в области ООС, а также экономическим целям фирмы;

•  установить эффективность системы экологического менеджмента организации;

•  предоставить информационное обеспечение менеджменту  для принятия решений в области ООС;

•  обеспечить защиту персонала предприятия, местного населения и окружающей природной среды от возможных вредных воздействий;

•  проанализировать возможность возникновения экологически опасных аварий;

•  определить реальное воздействие фирмы на окружающую природную среду;

•  «подтолкнуть»  организацию к усовершенствованию экологической политики и производственной деятельности с целью повышения уровня ее экологической безопасности.

Экологический аудит может проводиться либо уполномоченными на то и имеющими соответствующую лицензию юридическими лицами (аудиторскими организациями), либо физическими лицами (экологами-аудиторами). Все участники отношений по экологическому аудиту, включая аудиторскую организацию, назначенную для проведения проверки аудиторскую группу, индивидуальные экологи-аудиторы, инициатор аудита, как и подвергаемая проверке организация, должны руководствоваться рядом принципов. Согласно стандарту ISO 14010, основными принципами экологической аудиторской проверки являются следующие.

1) Четкое определение цели и объема. При этом цели аудиторской проверки задаются ее инициатором, а объем и глубина устанавливаются с учетом целей.

2) Объективность, независимость и компетентность. Для соблюдения этих требований члены аудиторской группы должны быть независимы от проверяемой ими деятельности, они должны быть объективны и свободны от предубеждений. Члены аудиторской группы должны обладать соответствующим сочетанием знаний, навыков и опыта. Полный состав профессиональных и др. требований к эко-аудиторам содержатся в стандарте ISO 14012.

3) Надлежащая профессиональная осторожность. Отношения между членами аудиторской группы и клиентом должны быть конфиденциальными и разумными. Если этого не требует закон, члены аудиторской группы не должны разглашать информацию или документы, полученные в процессе аудита, либо окончательное аудиторское заключение никакой третьей стороне без полученного на то разрешения клиента (т. е. инициатора аудита) и, где это уместно, разрешения организации.

4) Систематичность. Экологический аудит следует проводить в соответствии с основными принципами и руководящими указаниями, разработанными для соответствующего типа проверок.

5) Определение критериев аудита; полнота и должное качество аудиторских данных, исходя из установленных критериев.

6) Надежность результатов и выводов аудита.

7) Полнота аудиторского заключения с учетом согласованных целей и объема аудита.

Как можно  видеть уже из перечисленных выше принципов, эко-аудит может быть внешним, т. е. проводиться по инициативе, исходящей извне предприятия, так и внутренним, проводимым по решению самой проверяемой организации. С учетом национального законодательства стран (и именно такое положение имеет место в России) возможно также разграничение аудита на обязательный (т. е. проводимый в случаях, прямо установленных нормативно-правовыми актами) и инициативный (проводимый по инициативе самого субъекта хозяйственной деятельности). Во всех случаях инициатор аудита (он еще именуется заказчиком или клиентом) заключает с аудиторской организацией соответствующий договор, где устанавливаются цели, объем аудиторской проверки, возможно, ее периодичность и т. п.) В случае обязательного аудита форма договора может быть определена нормативно-правовыми актами соответствующей страны.

На практике применяются различные виды эко-аудита. В их числе следующие.

Системный аудит — исследование организации предприятия и его процессов в отношении их структурной и функциональной дееспособности.

Аудит процессов — проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий для защиты окружающей среды.

Контрольный аудит — например, проверка выполнения законодательных предписаний.

Аудит по особым поводам, к примеру:

•  аудит  обработки специальных отходов;

•  аудит  влияния производственного процесса на здоровье людей;

•  аудит (экологического жизненного цикла) продукции;

•  аудит  качества продуктов;

•  аудит  выбросов (сбросов) предприятия в  окружающую среду.

Особое место  среди различных видов аудиторских  проверок принадлежит аудиту систем управления ООС. Такого рода аудит предусмотрен стандартом ISO 14011. Аудит систем управления окружающей средой предназначен для того, чтобы помочь организации установить и постоянно выполнять требования, касающиеся ее экологической политики и целей. Он предназначен для организаций любого типа и масштаба.

Аудиторские проверки различаются их периодичностью. Так, для быстро изменяющихся сценариев (как в области маркетинга) они могут проводиться через короткие промежутки времени; для областей, которые меняются медленно и лишь в течение более продолжительных временных отрезков (к примеру, основные средства) — через более продолжительные временные интервалы.

План  проведения экологического аудита. План проведения эко-аудита включает, как правило, следующие основные стадии:

Предварительная стадия охватывает:

•  планирование характера и основных областей аудиторской  проверки, установление рамочных целей, задач и приоритетов; разработку стратегии для их достижения, графика аудиторской проверки; сбор предварительной информации из вторичных источников таких, как результаты предыдущего аудита, отчеты корпорации;

•  подбор кадров для аудиторской проверки с учетом того, что команда аудиторов должна формироваться из высококвалифицированных специалистов не только в области экологии и экономики, но и в области инженерных знаний, касающихся производственных процессов на данном предприятии (оптимальной является группа из трех — пяти человек);

•  ознакомление группы аудиторской проверки с основными  характеристиками отрасли, в которой функционирует предприятие, типом производственной системы, принятой на нем, особенностями, которые проистекают из географического положения предприятия.

Стадия собственно аудита включает:

•  анализ сертификатов, отчетов, лицензий на выбросы  и т. п.

•  проверку экологической политики и программ, принятых на предприятии (аудиторы должны оценить глубину и приемлемость программ внутреннего контроля, включая контроль за процедурой менеджмента и технологический контроль, а также риски, связанные с возможностью ослабления контроля);

•  проверку эффективности  системы менеджмента, персональной ответственности и компетентности персонала;

•  конфиденциальные интервью с персоналом на всех уровнях  организации по поводу эффективности системы менеджмента и особенно — по вопросам управления снижения уровня загрязнения;

•  инженерный контроль заводского оборудования, в  том числе офисного, организации рабочих мест, энергетических систем и определение участков, особо опасных с точки зрения утечки ядов и прочих жидких, твердых и летучих загрязнителей.

На заключительной стадии:

•  производится коллегиальная оценка полученных результатов и их обсуждение;

•  представляется отчет руководству компании и  вносятся предложения о необходимых улучшениях организации системы экологического менеджмента;

•  выносится  решение по списку необходимых улучшений  с возложением персональной ответственности на исполнителей, составляется график работы, предлагаются рекомендации для следующей аудиторской проверки.

В соответствии со стандартом ГОСТ Р 14011 как результат аудиторской проверки клиенту (которым при внешнем аудите является определенный нормативно орган, при внутреннем — сама проверяемая организация) должно быть направлено аудиторское заключение. Проверяемая организация должна получить копию аудиторского заключения, если только заказчик аудиторской проверки специально не исключил ее из перечня рассылки. Для дополнительной рассылки заключения за пределы проверяемой организации требуется ее разрешение. Аудиторские заключения являются собственностью только заказчика, поэтому аудиторы и все получатели заключений должны уважать и должным образом сохранять их конфиденциальность.

Основные факторы успеха экологического аудита таковы.

•  Заинтересованность руководства предприятия и персонала — план аудита должен разрабатываться при участии всего персонала, а не просто спускаться директивным образом с уровня высшего менеджмента.

•  Квалификация аудиторов — часть аудиторов должна выбираться из числа персонала самого предприятия, а часть — приглашаться со стороны в качестве внешних консультантов (внешние консультанты необходимы прежде всего потому, что они вносят большую степень объективности в анализ и могут подать свежие идеи).

•  Применение экологического аудита как элемента системы эко-менеджмента.

• Более низкие издержки при использовании «вопросника», детально охватывающего основные сферы, которые должны быть подвергнуты проверке.

По мере накопления опыта  все более утверждается комплексный подход к экологическому аудиту, его трактовка как средства реализации процесса непрерывного улучшения качества экологического менеджмента. Получает распространение анализ всех сторон организационного, производственного процесса и движения продукта с точки зрения концепции экологического жизненного цикла, что создает предпосылки для укрепления и расширения экологической ответственности предприятия и формирования экологически устойчивых предпринимательских единиц.

Экологический аудит и стандарты экологического

 менеджмента  в России

В России нормативная  база экологического аудита, как и в целом экологического менеджмента, определяется Постановлением Госстандарта России (№ 378 от 21 октября 1998 г.). Согласно этому Постановлению, были приняты и введены в действие первые серии государственных стандартов в области экологического менеджмента и аудита на базе международных стандартов серии ISO 14000, а именно: ГОСТ Р ИСО 14010-98; ГОСТ Р ИСО 14011-98; ГОСТ РИСО 14012-98. Принятие данной серии стандартов, согласованных с соответствующими международными требованиями, имеет существенное значение не только для охраны окружающей среды, но и для продвижения продукции российских национальных компаний на международные рынки и повышения их конкурентоспособности. Введение в действие данных международных стандартов означает применимость на территории России в полном объеме требований, принципов и процедурных особенностей экологического аудита. Поэтому остановим внимание на некоторых специфических для страны деталях.

Наряду с  требованиями международных стандартов, проведение экологического аудита в России регламентируется также нормативно правовыми актами по лицензированию, включая введенное Постановлением Правительства РФ от 26.02.96, № 168 Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Правовые предпосылки введения экологического аудита далее конкретизированы Приказами Госкомэкологии России от 30.03.1998, № 181; от 16.07.1998, № 436; от 31.05.1999, № 01-22/24-154.

Информация о работе Экологический аудит и международные стандарты