Экологический аудит и международные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:11, лекция

Описание работы

Экологический аудит представляет собой открытый для развития метод в рамках более общей системы экологического менеджмента, с помощью которого в стратегию бизнеса и в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования. Экологический аудит (экоаудит) — это и инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала, экологических рисков и шансов организации. Впервые система экологического аудита была применена фирмами в США в 1970-х гг. с целью достижения требований, заложенных в американском природоохранном законодательстве того периода.

Файлы: 1 файл

Лекция № Эколог. аудит.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Так, основные принципы экологического аудита на территории Российской Федерации определены Приказом Госкомэкологии России от 30.03.1998, № 181. Они включают:

•  объективность  и независимость эко-аудиторов  от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

•  профессионализм  и компетентность эко-аудиторов  в вопросах ООС, природопользования и специфики обследуемого объекта хозяйственной деятельности;

• достоверность  и полноту информации, предоставляемой  субъектом хозяйственной деятельности;

•  планирование работ по проведению экологического аудита;

•  комплексность  экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

•  конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

•  ответственность  эко-аудиторов за результаты проводимых исследований.

В качестве основных экологический аудит призван  решать следующие задачи:

•  обоснование  экологической политики и стратегии  предприятия;

•  определение  приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

• проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;

•  повышение  эффективности регулирования воздействия предприятия на окружающую среду;

•  снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Как показывает накапливаемый опыт, экологический  аудит в России проводится в следующих основных случаях:

•  предоставление займов;

•  создание совместных предприятий;

•  покупка  пакета акций предприятия (организации);

•  аренда зданий и сооружений;

•  покупка  или аренда земельного участка;

•  передача прав собственности на объект;

•  выработка  корпоративной экологической стратегии (политики).

В России в  настоящее время значительное внимание уделяется формированию необходимой инфраструктуры экологического аудита, включая, наряду с нормативно-правовой базой, организацию сети имеющих специальные лицензии аудиторских организаций, а также подготовку, обучение и предусмотренную законом аттестацию их персонала. Экологические аудиторские организации могут иметь любую организационно-правовую форму в соответствии с действующим законодательством, за исключением открытого АО.

Проведение  экологического аудита осуществляется на договорной основе, при заключении договора между экологической аудиторской организацией и соответствующим заказчиком. Выполнение работ является платным.

Экологические аудиторы и аудиторские организации несут ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Одновременно экологическая аудиторская организация вправе:

•  самостоятельно определять формы и методы эко-аудита, исходя из требования нормативно-правовых актов РФ, а также конкретных условий заключенного договора;

• формировать  группы эко-аудиторов, привлекать на договорной основе экспертов или других специалистов с опытом работы в области ООС и природопользования;

•  запрашивать  необходимую документацию у руководства аудируемой организации;

•  отказаться от проведения эко-аудита в случае не предоставления субъектом хозяйственной деятельности достаточной документации и информации.

С учетом непродолжительного опыта имеет значение изучение выявившихся проблем и нерешенных вопросов. Как можно сделать вывод уже из представленного материала, сохраняет свое значение правовая неопределенность организации и проведения экологического аудита. Так, не решен вопрос о соотношении проведения экологической аудиторской проверки и коммерческой тайны. Реальна возможность распространения результатов аудита за пределы его основных субъектов, включая их «просачивание» в СМИ, и т. п.

Проведенные социологические опросы по определению  факторов, препятствующих проведению эко-аудита на предприятиях России, позволили получить следующие результаты. Для контролирующих органов среди наиболее острых на первом месте стоит тезис о том, что предприятия и организации могут отказаться от проведения экологического аудита, боясь использования информации, полученной аудиторской группой, против самого предприятия (90%). На втором месте по значимости — сомнение работников предприятия в полезности проведения экологического аудита (70%). Для предприятий же основным фактором (68%) является отсутствие средств на проведение экологического аудита.


Информация о работе Экологический аудит и международные стандарты