Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью экологического аудита является: Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
оказание помощи деловым кругам;
повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;
снижение рисков.

Файлы: 1 файл

курсовик по аудиту.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с  персоналом;

• визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;

• инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного  воздействия;

• выработка рекомендаций пo совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.

При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ:

• определение возможных путей  достижения экологизации деятельности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;

• снижение вероятности подвергнуться  риску судебной тяжбы и выплаты  большой компенсации за причиненный  ущерб, а также экологических  платежей и штрафов;

• усиление экологизации деятельности и политики предприятия, экологической сознательности и повышение экологической ответственности персонала предприятия;

• определение степени соответствия деятельности предприятия экологическим  нормативам качества окружающей среды, установленным органами федеральной  государственной власти и субъектами федерации;

• разработка мер по улучшению  экологической деятельности предприятия  и одновременно по снижению стоимости  производимой продукции;

• разработка информационной базы немедленного реагирования на случай возникновения  опасности;

• улучшение методов управления при решении экологических проблем;

• Уэкономическое стимулирование проектов, обеспечивающих снижение отрицательного воздействия на окружающую природную среду;

• улучшение взаимоотношений со структурами власти и общественностью;

• оценка-риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды  в результате производственной или  иной деятельности предприятия;

• соответствие стандарта, устанавливающим  преемлемый уровень экологического риска, или экологоэточеским критерием.

Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения (далее аудиторское заключение), представляемого Заказчику. Аудиторское заключение — официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога аудитора или аудиторской организацией и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков. [15]

Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической  и итоговой.

    1. В вводной части указываются:

• для аудиторской организации  — юридический адрес и телефоны;

порядковый номер, дата выдачи и  наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта; фамилия, имя  и отчество всех аудиторов, принимавших  участие в проверке;

• для аудитора, работающего самостоятельно, — фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и  наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта.

    1. В аналитической части указываются:

• наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;

• результаты экспертизы соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных  и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований экологической безопасности;

• факты выявленных в ходе аудиторской  проверки существенных нарушений экологического законодательства и правил составления  нормативной и статистической документации предприятия (субъекта экологического аудита), а также нарушений экологического законодательства, которые нанесли  или могут нанести ущерб государству  и проживающему населению.

3) В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности. В случае если субъектом — Заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим  проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской  фирмой аудиторское заключение, кроме  того, подписывается руководителем  аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Выполнение экологом-аудитором  или аудиторской организацией условий  договора оформляется актом сдачи-приёмки  аудиторского заключения. Споры материального  характера и другие разногласия, возникающие между экологом аудитором  или аудиторской организацией и  Заказчиком, разрешаются в установленном  порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Ведение аудиторской документации

В пункте 7 ISA 230 международного стандарта указывается, что аудиторскую документацию можно вести не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

Необходимо обратить внимание, что  в данном же пункте предусмотрена  обязанность формирования аудиторской  документации по конкретному заданию  в виде аудиторского файла. Если ранее  в Международном Стандарте Аудита 230 (МСА) и ПСАД N 2 (Правила (стандарты) аудиторской деятельности) аудиторский файл просто упоминался как способ обобщения аудиторской документации по заданию, то ISA 230 весьма подробно рассматривает и регламентирует вопросы, связанные с его формированием и хранением:

- аудитор обязан своевременно  закончить составление окончательного  аудиторского файла после даты  подписания аудиторского заключения (п. 25);

- характер аудиторского файла  не должен меняться в течение  срока хранения: "После того, как  окончательный аудиторский файл  сформирован, аудитор не имеет  права уничтожить или вынуть из него аудиторскую документацию до завершения срока его хранения" (п. 28);

- изменения в аудиторскую документацию  после даты завершения формирования  аудиторского файла должны вноситься  в определенном порядке: "Когда  аудитор обнаруживает необходимость  изменить существующую аудиторскую  документацию или внести новую  после даты завершения формирования  аудиторского файла, аудитор должен  независимо от характера модификаций  или дополнений, документировать  что, когда и кем было внесено  и, если применимо, проверено;  причины, по которым это было  сделано; влияние этих изменений  на аудиторские выводы" (п. 30).

Стандарт отдельно указывает, что  устные объяснения аудитора сами по себе не являются адекватным свидетельством проделанной работы или подтверждением выводов, к которым он пришел, но могут использоваться для разъяснения  или пояснения к информации, содержащейся в аудиторском файле.

Прежде всего в стандарте ISA 230 формулируется обязанность аудиторской фирмы по созданию политик и процедур по завершению формирования окончательного аудиторского файла на регулярной основе после того, как сформировано аудиторское заключение. Далее данным стандартом устанавливаются:

- требование (присутствующее и  в ПСАД N 2) об обеспечении внутреннего  контроля в части конфиденциальности  и сохранности аудиторского файла  в течение пяти лет с даты подписания аудиторского заключения;

- требования к сроку формирования  аудиторского файла после даты  подписания аудиторского заключения: если отсутствуют какие-либо законодательные  или регулирующие требования  в отношении временного периода,  в течение которого должен  быть окончательно сформирован  аудиторский файл, аудиторская фирма  сама может установить его  продолжительность, учитывая, что  в сложившейся международной  практике такой период обычно  составляет не более 60 дней  после даты подписания аудиторского  заключения (п. 73);

- обязательство по созданию  процедур внутреннего контроля  в части хранения аудиторской  документации: необходимо создать  политики и процедуры по хранению  документации по заданию в  течение периода, достаточного  для того, чтобы соответствовать  целям фирмы или требованиям  законодательства или регулятивным  требованиям (п. 73).

Также стандарт признает право собственности  аудиторской фирмы на аудиторскую  документацию и подчеркивает, что  раскрытие информации, содержащейся в рабочих документах аудитора, возможно, только если оно не противоречит требованиям  о независимости аудиторской  фирмы и ее персонала.

 

4.1 Аудит паспортов и  иных документов предприятий  содержащих сведения об их  безопасности для окружающей среды и населения

Аудит паспортов и иных документов предприятия, содержащих сведения об их безопасности для окружающей среды и населения.

Основным документом, подтверждающим безопасность того или иного вида деятельности для окружающей среды  и населения, является заключение государственной  экологической экспертизы.

Обязанность проведения государственной  экологической экспертизы, ее принципы, организация, перечни экспертируемых объектов определены следующими правовыми нормативными актами:

- Федеральными законами: «Об охране окружающей природной среды» (ст.ст.35,39); «Об экологической экспертизе», Водным кодексом РФ (ст.ст.80,116); Лесным кодексом РФ (ст.ст.46,65); «О континентальном шельфе РФ» (ст.31); «Об отходах производства и потребления» (ст.10); «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (ст.34); Градостроительным кодексом РФ (ст.28); «О животном мире» (ст.ст.5,6,10,13,20); «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.98г. № 191-ФЗ (ст.27);

- Постановлением Правительства  РФ т 18.05.98 г. № 462 «Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образований, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности».[4]

В 90-е гг. дальнейшее развитие получили нормативно-правовые основы паспортизации хозяйственных объектов (приказ Минприроды России от 16.03.93 г. № 53 «Об экологической паспортизации  на территории РФ»).[7] Разрабатываются экологические паспорта сельскохозяйственных, транспортных, судостроительных предприятий, опасных промышленных объектов и т.п. Введенные ранее экологические паспорта промышленных объектов приводятся в соответствие с требованиями современных информационных систем с учетом формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов.

Экологический паспорт промышленного  предприятия (ГОСТ 17.0.0.04 90 «Система стандартов в области охраны природы и  улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения»), введен с 01.07.90 г. с одновременным введением Временных методических рекомендаций по разработке экологического паспорта. Паспорт содержит технико-экономические характеристики и сведения о размещении и производственной структуре предприятия, информацию для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, уровни энергоемкости, технологические балансы отдельных производственных циклов, результаты инвентаризации отходов производства.[10]

Экологический паспорт нефтедобывающего предприятия (требования РД 39-127-93 «Экологический паспорт нефтяного промысла») содержит эколого-техническую информацию для  оценки ранее нанесенного экологического ущерба, стоимости восстановления нарушенных природных объектов и затрат на ликвидацию сверхнормативного негативного  воздействия на окружающую природную  среду. Контрольное обследование природных  объектов проводится на базе существующей сети мониторинга окружающей природной  среды с организацией дополнительных пунктов на границах растущих ареалов  техногенных нарушений. Обязательно  обследование водотоков и водоемов, протекающих вблизи лицензионного  участка, на участках выхода в них  загрязненных рек и ручьев, протекающих  по лицензионному участку. [13]

Контрольное обследование нефтепромысловых объектов проводится с целью уточнения  выделения источников сверхнормативного  негативного воздействия на окружающую природную среду. Обязательно выборочное обследование скважин, цементация которых  нарушена в интервалах залегания  пресных водоносных горизонтов; участков нефтепроводов и водоводов системы  повышения пластового давления, характеризующихся  повышенной коррозионной опасностью; буровых амбаров с отсутствием  гидроизоляции.

Информация о работе Экологический аудит