Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью экологического аудита является: Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
оказание помощи деловым кругам;
повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;
снижение рисков.

Файлы: 1 файл

курсовик по аудиту.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Оценка потенциального ущерба окружающей природной среде выполняется  по специальным методикам для  каждого объекта окружающей природной  среды, исходя из особенностей динамики нарушений объекта за период проведения многолетних наблюдений.

Федеральными законами «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений»  предусмотрены декларация промышленной безопасности опасного производственного  объекта и декларация безопасности гидротехнического сооружения. В  декларации должны содержаться сведения:

- об используемых опасных  веществах;

- промышленных установках и авариях на них, представляющих опасность для персонала объекта и населения;

- о превентивных мероприятиях  по предотвращению аварий и  снижению их негативных последствий;

- о плане действий по  предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций, включая  порядок оповещения, сведения об  оборудовании и технических средствах,  используемых при аварии, наличие  материальных и финансовых резервов, меры по локализации источника  аварии, мероприятия по защите  населения и территорий, порядок  взаимодействия с органами местного  самоуправления и органами управления, специально уполномоченными на  решение задач в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций.

Заключение государственной  экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, предусмотрено Федеральным  законом «О безопасности гидротехнических сооружений» 

Радиационно-гигиенический  паспорт организаций и территорий введен постановлением Правительства  РФ от 28.01.97 г. № 93 в соответствии с  Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Паспорта организаций  ведутся их органами управления, паспорта территорий - органами исполнительной власти субъектов Федерации. Паспорта составляются ежегодно и представляются на заключение в учреждения Государственной  санитарно-эпидемиологической службы РФ.Экологический паспорт действующей АЭС введенный постановлением Правительства РФ от 21.07.98 г. № 815, отражает основные характеристики атомной электростанции, связанные с ее воздействием на окружающую среду при нормальной эксплуатации и авариях.

Паспорт мелиоративной системы  и отдельно расположенного гидротехнического  сооружения, предусмотренный Федеральным  законом «О мелиорации земель» от 10.01.96 г. № 4-ФЗ (ст.20), содержит сведения о технических характеристиках  и состоянии указанных объектов. Порядок паспортизации устанавливается  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством.[ 1 ]

Важное значение при прогнозировании аварий и их последствий для оценки потенциальной экологической опасности имеет систематизированная информация по учету и расследованию аварий на предприятии. До настоящего времени информация предоставляется предприятиями не в полном объеме и касается только категоричных аварий в соответствии с «Инструкцией по расследованию аварий». В «Основах законодательства об охране труда» впервые на законодательном уровне установлены требования об учете аварий, повлекших за собой несчастные случаи. В федеральном законе «О пожарной безопасности» присутствует норма об учете и расследовании аварий, связанных с возникновением пожаров. Учет и расследование аварий, причиной которых стал не пожар, а также аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, требуют дополнительного законодательного регулирования.

Информация об экологических  последствиях повседневной деятельности имеется на самом хозяйственном  объекте: книги (журналы) учета промышленных отходов, контроля сточных вод; акты, справки, наряды о ремонте очистных и канализационных объектов; документы  о принятии отходов на свалку; оперативные (сменные) журналы персонала.[2]

Важным источником информации является природоохранная техническая  документация: нормативы ПДВ предприятия; территориальные схемы (проекты) районной планировки, генеральные планы городов, схемы размещения промышленных районов  и населенных пунктов. Основными  проблемами при разработке природоохранной  технической документации являются архитектурно планировочные, а не экологические. Поэтому в ней, как правило, отсутствуют  материалы по оценке риска заболеваемости населения и экологического риска.

Паспорт опасных отходов, введенный Федеральным законом  «Об отходах производства и потребления» (ст.1), является документом, удостоверяющим принадлежность отходов соответствующего вида и класса опасности, и содержит сведения об их составе.[11]

Паспорт содержит данные о  видах опасного воздействия вещества, мерах по предотвращению опасной  ситуации, правилах обращения, хранения, транспортирования и утилизации. Межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ по экологической и экономической  безопасности решением от 29.09.95 г. № 8/9-2 рекомендовали Правительству РФ рассмотреть вопрос о введении паспорта в качестве обязательного документа  производителя (поставщика, импортера) на территории РФ.

 

4.2. Аудит выполнения  предприятием требований экологической сертификации

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции (услуг) изложены в Законе «О сертификации продукции и услуг». Право формировать  и реализовывать государственную политику в этой сфере предоставлено Госстандарту РФ, который:

- устанавливает общие  правила и рекомендации;

- проводит государственную  регистрацию систем сертификации  и знаков соответствия;

- опубликовывает официальную  информацию о действующих в  РФ системах сертификации и  знаках соответствия и представляет  ее в международные организации  по сертификации;

- может заключать соглашения  с международными организациями  о взаимном признании результатов  сертификации.

Экологическая сертификация - это разновидность сертификации качества продукции и технологий (что соответствует мировой практике). Экологическая сертификация соответствия - это действие «третьей стороны» (не поставщика - «первой стороны» и не покупателя - «второй стороны») по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.[12]

Многие виды зарубежной продукции  имеют экологические сертификаты  и используют соответствующие знаки:

- для обозначения экологических  предприятий в целом или отдельных  свойств их продукции, например, «Голубой Ангел» (ФРГ), «Белый лебедь» (Скандинавские страны), «Эко-знак» (Япония);

- призывающие к сбережению  окружающей среды (на упаковках  потребительских товаров);

- отражающие опасность  предмета для окружающей среды  и находящиеся на пересечении  областей применения предупредительной  и экомаркировки(знак «Опасно для окружающей среды», используемый в рамках законодательства ЕС о классификации, упаковке и маркировке опасных веществ и препаратов).

Приказом Минприроды от 23.01.95 г. № 18 утверждены «Основные положения  системы экологической сертификации». Госстандартом в соответствии с  Законом «О сертификации продукции  и услуг» в Государственном реестре  зарегистрирована Система обязательной сертификации по экологическим требованиям  и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды выдано соответствующее  Свидетельство.[8]

В Системе экологической  сертификации проводятся:

- добровольная сертификация  объектов окружающей среды, природных  ресурсов, отходов производства  и потребления, технологических  процессов, товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспечения  экологической безопасности и  предупреждения вреда окружающей  природной среды;

- обязательная сертификация  экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные технологии.

Работы по сертификации в  рамках Системы осуществляют органы по экосертификации, испытательно-аналитические лаборатории (центры), экоаудиторы, которые должны быть аккредитированы или аттестованы в порядке, установленном в Системе.

Экологическая сертификация может осуществляться в Федеральном  центре сертификации - государственной  структуре, аккредитованной при  Госстандарте, имеющей право выдавать сертификаты экологического профиля  и «зеленые» знаки сертификации. Экологическую сертификацию могут  проводить крупные компании, специализирующие на экологическом аудите предприятий, проектов и территорий.[13]

Позитивную роль в использовании  экологической сертификации российскими  товаропроизводителями, торговыми  фирмами, концернами, финансово-промышленными  группами может сыграть Экологический  комитет Российской торгово-промышленной палаты.

 

4.3 Аудит соблюдения  природопользователем условий договора и лицензий на комплексное природопользование

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» установлено следующее.Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.

Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок  использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.[3 ]

Лицензия (разрешение) на комплексное  природопользование выдается природопользователю специально уполномоченным на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием:

- видов, объемов и лимитов  хозяйственной деятельности по  использованию природных ресурсов;

- экологических требований, при выполнении которых допускается  использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих  требований.

Постановлением Правительства  РФ т 26.02.96 г. № 168 «Об утверждении  положения о лицензировании отдельных  видов деятельности в области  охраны окружающей среды» установлена  обязанность наличия у предприятия  лицензии на осуществление следующих  видов деятельности:

- утилизация, складирование,  перемещение, размещение, захоронение,  уничтожение промышленных и иных  отходов, материалов, веществ (кроме  радиоактивных);

- проведение экологической  паспортизации, сертификации, экологического аудирования;

- работы (услуги) природоохранного  назначения.[6]

Лицензированию подлежат все виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также  физическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Уполномоченными на ведение  лицензирования являются Государственный  комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология) Российской Федерации и его территориальные органы.

Территориальные органы Госкомэкологии РФ в субъектах РФ выдают лицензии на все виды деятельности юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Госкомэкология РФ может передать полномочия по лицензированию указанных в данном Положении видов деятельности органам исполнительной власти субъектов РФ.

Лицензии выдаются на срок не менее трех лет. Но этот срок может  быть уменьшен по заявлению лица, обратившегося  за ее получением. Продление срока  действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или  физическому лицу запрещается.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства  о государственной регистрации  физического лица в качестве предпринимателя  выданная лицензия теряет юридическую силу. Лицензия подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.[5]

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в  области охраны окружающей среды  допускает весьма широкие толкования. Целесообразны разъяснения Госкомэкологии РФ по следующим вопросам:

- имеется ли исчерпывающий  перечень видов деятельности, связанных  с работами природоохранного  назначения или отнесение того  или иного вида деятельности  к «связанной с работами природоохранного  назначения» входит в компетенцию  Минэкологии и ее органов на  местах в каждом конкретном  случае;

- относится ли данное  Положение исключительно к деятельности, осуществляемой с целью извлечения  прибыли, или к любым видам  деятельности, в том числе осуществляемым  на общественных началах, в  порядке благотворительности или  на иных некоммерческих основаниях;

- какова ответственность  за осуществление деятельности, непосредственно указанной в  тексте Положения, без соответствующей  лицензии, и на основании каких  правовых актов могут быть  применены те или иные санкции.[6]

Информация о работе Экологический аудит