Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации и ее регионов. Переход на принципы устойчивого развития, обеспечивающего сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологической составляющей экономики и объединение экологических и экономических интересов общества на всех уровнях управления. Мировой опыт показывает, что одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является процедура экологического аудита.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 
 
 
Одной из приоритетных задач эколого-экономических  исследований является разработка и  реализация механизма обеспечения  государственной стратегии устойчивого  развития Российской Федерации и  ее регионов. 
 
Переход на принципы устойчивого развития, обеспечивающего сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологической составляющей экономики и объединение экологических и экономических интересов общества на всех уровнях управления. 
 
Мировой опыт показывает, что одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является процедура экологического аудита. 
 
Недостаточная изученность данной проблемы, отсутствие качественно разработанных нормативных и методических принципов и подходов внедрения экологического аудита в Российской Федерации, в том числе и в регионах, - все это говорит о том, что проблема развития и становления этого инструмента системы экологического менеджмента в нашей стране является актуальной.  
 
Для решения указанных проблем требуется осуществление комплекса мер на новой методологической основе. Методы и средства, используемые в практике экоаудита, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, что требует постановки и проведения соответствующих научно-методических и научно-исследовательских работ. В России исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов и научных центров. 
 
Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических услуг в Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения. 

История появления экологического аудита.

 
 
 
70-80е гг. ХХ века характеризуются  ужесточением требований природоохранного  законодательства — как в США  и Канаде, так и в Западной  Европе. Именно поэтому появилась  необходимость в создании новых  инструментов, регулирующих и систематизирующих природоохранную деятельность предприятия. Одним и таких инструментов стал экологический аудит.  
 
Начальное развитие экологический аудит получил как процедура анализа соответствия компаний требованиям законодательных и нормативных актов. Менеджеры рассматривали аудит как способ подготовки к инспекциям госорганов, как прием, обеспечивающий своевременное выявление несоответствий требованиям законодательных и нормативных актов. При этом подразумевалось, что устранение установленных несоответствий и принятие решений, которые позволят не допускать их в будущем, будут, наряду с подготовкой к дальнейшим изменениям внешних требований, способствовать улучшению устойчивости организации в целом.  
 
В 1989 году Международная торговая палата (МТП) опубликовала документ, заложивший основы внутреннего экологического аудита как процедуры самоконтроля и инструмента внутреннего менеджмента. Внутренний экологический аудит представляет собой элемент системы мероприятий по охране окружающей среды на предприятии и включает в себя систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия промышленных процессов на окружающую среду. Экологическое аудирование определялось в нем как углубленный постоянный анализ природоохранительной деятельности предприятия, причём подчеркивался его добровольный характер. Подход, предложенный международной торговой палатой, получил признание у промышленников, поскольку позволял руководителям предприятий обеспечить контроль за состоянием охраны окружающей среды на предприятии, а также контролировать работу предприятия с точки зрения природоохранных нормативов. 
 
В 1990 году Комиссия европейских сообществ (КЕС) выступила с первым проектом обязательных правил экологического аудита. Проект вызвал критику со стороны (МТП), некоторых стран — членов ЕЭС, а также различных международных и национальных организаций. Замечания относились к возможности вмешательства в организацию работы промышленного сектора, обязательности экологического аудита и раскрытия результатов экологического аудита общественности.  
 
В 1991 году КЭС вышла с новыми предложениями, и в октябре 1991 года был создан окончательный вариант правил обязательного экологического аудита. Он предусматривает создание системы природоохранных мероприятий на основании заключения об экологическом состоянии предприятия. Система природоохранных мероприятий включает в себя программу и план природоохранных мероприятий, систему мониторинга за состоянием окружающей среды, систему ведущейся природоохранной документации, периодичность экологического мониторинга. Документация по организации системы природоохранных мероприятий утверждается официальным аудитором. Экологический аудит предприятия проводится с промежутком в один - три года. Отчёты экологического аудита утверждаются официальным аудитором, а их выводы доводятся до сведения властей и общественности. Также коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью, связанной с воздействием на окружающую среду. 
 
Директивой ЕС 1836/93 в 1993 году были утверждены Правила экологического управления и аудита. Компании, реализующие эту систему, имеют право на использование специальной экологической эмблемы. Наряду с Правилами экологического управления и аудита, утверждёнными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрён Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации закончила разработку международных норм экологического управления предприятием ISO 14000. 
В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования. 
 
В 1996 году экологический аудит был отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами; через год лицензирование поручается Госкомэкологии России, которым, с целью формирования нормативной базы экологического аудита был принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации», в рамках которого подготовлены и введены в действие следующие документы: 
 
- Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации. 
 
- Временные правила аттестации экологических аудиторов. 
 
- Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов. 
 
Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, в 1998 г. стал приказ Госкомэкологии России «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

Понятие экологического аудита. Типы и виды экологического аудита.

 
Экологический аудит - инструмент менеджмента, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку функционирования организационной структуры, менеджмента и оборудования с целью охраны окружающей среды, 
 
a) способствующий анализу экологической деятельности руководством; 
 
b) оценивающий соответствие политикам компании, в том числе, соответствие нормативным требованиям. 
 
В этом определении все слова являются ключевыми: обязательны и систематический подход к проведению аудита, и объективность (независимость) оценки, и документирование свидетельств, наблюдений и заключения аудита, и периодическое повторение процедуры. В общем случае экологический аудит всегда направлен на предотвращение и сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности (функционирующего предприятия или площадки, где такая деятельность осуществлялась в прошлом) на окружающую среду. 
Цель экологического аудита - содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения жизнеустойчивого развития.  
Объект экологического аудита - хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.  
 
Основной особенностью воздействия на среду в РФ является существенная разница между контролируемым (декларируемым предприятиями, органами государственного контроля в официальных документах) воздействием и фактическим воздействием производства; декларируемая часть выбросов составляет всего 15-20%. 
 
При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и т.д. 
 
Принципы экологического аудита: 
 
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;  
 
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;  
 
- комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;  
 
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;  
 
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;  
 
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;  
 
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;  
 
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;  
 
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. 
Предмет экологического аудита: 
 
- виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;  
 
- состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;  
 
- системы управления окружающей средой;  
 
- соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;  
 
- использование ресурсов;  
 
- процесс обращения с отходами;  
 
- финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др. 
 
Аудитор в области окружающей среды — лицо, квалифицированное для выполнения аудитов в области окружающей среды. 
В зависимости от конкретных целей принято различать следующие типы экологического аудита:

  •  
    аудит, в задачу которого входит определение соответствия хозяйственной или иной деятельности предприятия природоохранительному законодательству и экологическим нормативам. Этот тип экологического аудита строго ориентирован на идентификацию деятельности предприятия и анализ ее соответствия требованиям, заложенным в экологических законах, стандартах и нормативах. Здесь же оценивается реальная возможность соответствия предприятия экологической политике государства в будущем;
  •  
    аудит управления, позволяющий оценить эффективность внутренней системы управления и корпоративной политики, а также экологический риск, связанный с деятельностью предприятия. Этот тип экологического аудита направлен на проведение анализа и разработку рекомендаций по совершенствованию организации экологического менеджмента предприятия, а также управления основными видами ресурсов, определяющих экологическую значимость хозяйственной деятельности. В рамках данного типа аудита рассматриваются показатели, оценивающие состояние документации, руководящие принципы, структуру административного управления предприятием и т.д., а также проводится построение экологических показателей, закладываемых в экологическую стратегию предприятия;
  •  
    аудит снабжения, заключающийся в изучении существующей практики закупки сырья и материалов и выявлении альтернативной продукции и оборудования, использование которых снижает воздействие на окружающую среду и не вызывает увеличения себестоимости производимой продукции или услуг, а в идеальном варианте даже уменьшает себестоимость. При этом анализируются потоки сырья и материалов (как основных, так и вспомогательных), даются рекомендации по сокращению воздействия на окружающую среду за счет оптимизации поставок, замены сырья на более экологичное, более полной переработки сырья, снижения выхода неутилизируемых отходов. Отдельно рассматриваются потери предприятия при транспортировке, перегрузке, первичной переработке, хранении;
  •  
    аудит недвижимости (аудит основных фондов), предназначенный для оценки прошлого экономического ущерба от загрязнения, оценки возможных экологических последствий из-за критического износа основных фондов, идентификации потенциальной экологической ответственности и определения реальной стоимости предприятий, земельных участков и расположенных на них производственных и жилых строений и конструкций, а также необходимого объема экологически ориентированных инвестиций;
  •  
    аудит обращения с отходами в целях снижения количества и опасности отходов производства и оптимальной их утилизации, захоронения, размещения. Этот тип аудита является одним из самых сложных типов экологического аудита, так как в процессе его проведения необходимо учитывать практически все характеристики заготовительного, основного и вспомогательного производственных циклов, а также отследить на них не только традиционные технологические количественные факторы, но и параметры воздействия того или иного вида отходов на окружающую среду;
  •  
    аудит энергосбережения, позволяющий проследить энергопотребление на предприятии и снизить в результате этого воздействие на окружающую среду. При этом рассматривается потребление собственных и оплачиваемых энергоресурсов, количественно и качественно оцениваются энергопотери и даются рекомендации по их сокращению;
  •  
    аудит территории (локальной производственной или жилой площадки, микрорайона, района, округа, города, региона) с целью улучшения на территории экологической обстановки;
  •  
    аудит деловых партнеров в целях оценки соответствия деятельности существующих и потенциальных деловых партнеров экологическим принципам и политике предприятия;
  •  
    стратегический аудит в целях выработки перспективной стратегии бизнеса с учетом экологических характеристик предприятия;
  •  
    страховой экологический аудит, предшествующий экологическому страхованию, направленному на защиту имущественных интересов граждан, юридических лиц и государства при причинении им убытков в результате негативных последствий для окружающей среды в случае технической аварии и технологического сбоя, нерационального природопользования, а также стихийных природных процессов;
  •  
    аудит, предшествующий переходу права собственности на предприятия и иные объекты, представляющие экологическую опасность или влекущие за собой экологическую ответственность за прошлые накопленные ущербы;
  •  
    инвестиционный экологический аудит, предшествующий инвестированию расширения, реконструкции, перепрофилирования, вывода из эксплуатации предприятия для оценки необходимых затрат на экологические аспекты его деятельности.

 
Практически все виды экологического аудита реализуются не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Аудит соответствия преобладает в ряде регионов как своеобразная профилактика, обеспечение подготовленности к инспекциям органов государственного экологического контроля; аудит потенциальной ответственности является обязательным требованием западных и международных кредитных организаций и инвесторов, уже становится нормой и для отечественных организаций такого рода. Несколько лет тому назад под эгидой Министерства энергетики были разработаны требования к выполнению энергоаудита, который в ряде случаев рассматривался как обязательная процедура для предприятий отрасли.  
Виды экологического аудита. 
 
1. Внутренний экологический аудит 
 
Современное состояние нормативно-технической документации, регламентирующей проведение экологического аудита, позволяет самому предприятию решить вопрос о необходимости его осуществления и провести внутренний экологический аудит, который фактически можно приравнять к экологической оценке воздействия предприятия на окружающую среду и процедуре оптимизации экологически значимой деятельности с использованием внутренних ресурсов предприятия. Однако, согласно проектам различных документов, которые, как можно надеяться, пройдут соответствующую юридическую процедуру утверждения, само понятие внутреннего аудита отойдет в прошлое. 
 
2. Внешний экологический аудит 
 
Этот вид аудита как раз и отражает заложенный в определение экологического аудита тезис о независимой, вневедомственной и квалифицированной оценке, т.е. предполагает привлечение для процесса оценки внешних для данного предприятия юридических и физических лиц. При соответствующей квалификации, авторитетности и известности проводящих аудит организаций и аудиторов это дает возможность повысить имидж предприятия на рынках продукции, инвестиций и т.п. 
 
К организациям и лицам, проводящим внешний аудит, должны предъявляться следующие требования: 
 
- наличие лицензии, присутствие которой говорит о соответствующей квалификации, опыте, технических, специальных юридических знаний и организационных навыков; 
 
- отсутствие фактов участия в распределении прибыли аудируемого предприятия или получения от него материальных вознаграждений, помимо оплаты по договору о проведении аудита; 
 
- невозможность осуществления одновременной или разнесенной по времени разработки аудитором или аудиторской организацией проектной документации по воздействию предприятия на окружающую среду и ее фактической аудиторской проверки; 
 
ответственность (возможно, и финансовая) за корректность результатов, отраженных в заключении экологического аудита; 
 
- конфиденциальность и неразглашение полученной информации и результатов. 
 
Однако, для проведения внешнего экологического аудита промышленное предприятие должно само обеспечивать его эффективность и действенность всеми возможными мерами: предоставлять соответствующую полную информацию, обеспечивать доступ аудиторов на все участки производства, т.е. благоприятствовать осуществлению процедуры на всех ее этапах. 
 
Следует отметить, что проведение экологического аудита не освобождает руководство предприятия от возникающей ответственности в случае выявления каких-либо серьезных нарушений законодательства или нормативных актов, кроме того, предприятие само ответственно за достоверность представленной экологически значимой информации и отчетности. 
 
Инициативный экологический аудит 
 
Инициативный (добровольный) экологический аудит применяется по решению высшего руководящего органа предприятия, определенного регистрационными документами или руководства предприятия, наделенного этим органом соответствующими полномочиями, как правило, в случаях производственной или другой необходимости, а также вследствие причин, изложенных выше. 
 
Обязательный экологический аудит 
 
В то же время, несмотря на принцип добровольности в проведении экологического аудита, заложенный в международных стандартах серии ИСО 14000, в Российской Федерации разработан ряд проектов нормативно-методических документов по организации и проведению экологического аудита, где он рассматривается как обязательная процедура, призванная залатать некоторые прорехи в существующем экологическом и природно-ресурсном законодательстве, связанные с неполным покрытием инвестиционного, инновационного и производственного циклов предприятия государственным контролем в рамках административных методов охраны окружающей среды и управления природопользованием. 
 
Так, по отношению к промышленному предприятию, возможно проведение обязательного экологического аудита в следующих случаях: 
 
- при учете экологических показателей в процессе приватизации; 
 
- по поручению государственных органов Российской Федерации; 
 
- при реализации процедуры банкротства; 
 
- при обязательном экологическом страховании; 
 
- при финансировании реконструкции предприятия за счет бюджетных источников; 
 
- по решению судебных, правоохранительных органов и органов прокурорского надзора; 
 
- по решению лицензионных органов; 
 
- при реализации международных обязательств Российской Федерации, в том числе в рамках процедуры послепроектного анализа, проведение которого предусмотрено Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. 
 
Согласно разработанным проектам нормативно-методических документов по организации экологического аудита в России обязательный экологический аудит по поручению государственных органов не может проводиться:  
 
• экологами- аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами экономического субъекта, несущими ответственность за его экологическую деятельность и соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности по этой деятельности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве;  
 
• экологическими аудиторскими организациями:  
 
– в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти экологические аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;  
 
– в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;  
 
• экологическими аудиторами, оказывавшими аудируемому экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности, связанной с деятельностью по охране окружающей среды и природопользованию.  
 
Если после заключения договора или дачи поручения на проведение экологического аудита возникли или стали известны вышеперечисленные обстоятельства, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия экологом-аудитором (экологической аудиторской организацией ) от аудируемого объекта – заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудита , заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской организации) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора на проведение аудита. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на  
 
осуществление экологического аудита.  
 
Система классификации инвестиционных проектов по необходимости экологической оценки (аудита): 
 
Категория А – требуется полный экологический аудит. Проект, реализация которого может оказать существенные неблагоприятные необратимые или создающие прецедент воздействия на окружающую среду. 
 
Категория Б – требуется частичный экологический аудит в соответствии со специфическими экологическими проблемами проекта. Реализация проекта не оказывает значительного воздействия на окружающую среду и население и не изменяет экологически важные участки экосистемы. 
 
Категория В – экологический аудит не требуется. Реализация проекта окажет минимальное воздействие на окружающую среду. 
По срочности аудит делится на:

  •  
    срочно необходимый;
  •  
    аудит в среднесрочной перспективе;
  •  
    аудит в долгосрочной перспективе.

 
При этом целесообразно составить  предварительный протокол согласования между приглашенной аудиторской  организацией (аудитором) и заказчиком аудита – предприятием, в котором  надо указать сроки проведения каждого  из необходимых типов аудита, выделяемые на него ресурсы и необходимость подготовки соответствующих информационных пакетов.

Документация.

 
 
 
В Российской Федерации Госкомэкологией  и Минприродой были выпущены следующие  документы, ориентированные на регулирование  деятельности в области экологического аудита: 
 
- Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» - №436 от 16.07.98 г. 
 
- Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» - №412 от 11 октября 1995г. 
 
- Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» - №540 от 29 декабря 1995г. 
 
- Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» - №282 от 18 июня 1996г. 
 
- Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды - «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» - №181 от 30 марта 1998г. 
 
- Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» - №453 от 16 октября 1998г. 
 
- Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - №94 от 17 февраля 1997г.  
Также Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации: 
 
- ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 - «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»; 
 
- ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 - «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»; 
 
- ГОСТ Р ИСО 14010-98 - «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»; 
 
- ГОСТ Р ИСО 14011-98 - «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»; 
 
- ГОСТ Р ИСО 14012-98 - Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии». 
 
- ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г. 
 
ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г. 
 
- ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г. 
 
- ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г. 
 
ГОСТы переизданы в 2002 г. 
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации. 
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом. 
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. 
Как деятельность экологический аудит отмечен в Федеральном законе от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности (ст.27). Кроме того, в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. предусмотрено определение экологического аудита под кодом 110.010.100. 
19 декабря 1997 г. решением Общего собрания учредителей создан Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Национальный комитет экологической безопасности как организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, предприятий и хозяйствующих субъектов Российской Федерации создана для содействия органам государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и общественности в области экологии и обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере экологического аудирования, для чего создан профильный Департамент НКЭБ. 
Важной задачей Национального комитета является вступление Российской Федерации в Европейскую систему аккредитации органов по сертификации (ЕАС) систем управления окружающей средой. Это даст возможность взаимного признания сертификатов экоаудиторов Европейского Союза и Российской Федерации.

Информация о работе Экологический аудит