Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации и ее регионов. Переход на принципы устойчивого развития, обеспечивающего сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологической составляющей экономики и объединение экологических и экономических интересов общества на всех уровнях управления. Мировой опыт показывает, что одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является процедура экологического аудита.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Мотивация разработки и реализации программ экологического аудита в России.

 
 
 
Экологическое аудирование в Российской Федерации имеет исключительные возможности в первую очередь  для инициирования, повышения эффективности  любых других видов экологической  деятельности, включая образование и просвещение. Эти возможности связаны с получением, независимым анализом, оценкой дополнительной информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также за счет разработки рекомендаций и предложений на основе этой информации. В отличие от государственной системы мониторинга, экоаудит позволяет сопоставить декларируемое и фактическое воздействие на окружающую среду и тем самым установить приоритетные факторы, источники воздействия, отходы, а также направления деятельности по их мониторингу, контролю и управлению. 
 
На сегодняшний день мотивация разработки и проведения экоаудита в России составляет одну из основных проблем. В целом при мотивации можно выделить ряд общих целей и задач: 
 
• обоснование вариантов производственной экологической стратегии и политики; 
 
• необходимое дополнительное информационное обеспечение принятия предплановых, проектных, плановых и проектных решений, связанных с существенным воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов; 
 
• необходимое информационное обеспечение развития, повышения эффективности или инициирования любых видов экологической деятельности; 
 
• составление и обоснование систем приоритетов в области мониторинга, контроля и управления воздействием на окружающую среду 
 
(факторы воздействия, источник и воздействия, отходы, локальные критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности); 
 
• постановка и ранжирование экологических проблем адекватно их реальному содержанию и возможностям решения (например, описание, оценка и прогноз фактического воздействия на окружающую среду в сравнении с воздействием, официально декларируемым природопользователями); 
 
• анализ работы, оценка и прогноз (например, соответствующие рекомендации и предложения) действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов; 
 
• анализ работы, оценка и прогноз действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов; 
 
• анализ работы, оценка и прогноз действующей системы производственного экологического контроля; 
 
• анализ работы, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур, законодательных и нормативных документов в области экологического контроля и управления.  
В качестве основных направлений разработки и развития программ экологического аудирования в России можно выделить следующие: 
 
- инвестиционный процесс. В настоящее время многие иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации требуют проведения обязательных программ экологического аудирования. В первую очередь, это требование относится к инвестициям, осуществляемым через ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Аудирование проводится по методикам банков специализированными, чаще всего – западными, фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. Полученное аудиторское заключение влияет на решение об инвестировании проекта. Как показывает практика, данная процедура требует от аудируемого субъекта значительной предварительной подготовки. В связи с этим, важную роль здесь может сыграть разработка и проведение собственных предварительных программ экоаудита. 
 
Особенно важную роль при инвестировании должна играть оценка так называемой экологической состоятельности предприятия, выработка критериев для использования в практике экоаудита, с помощью которых можно оценить риск вложения капитала в условиях России с учетом вероятного экологического банкротства инвестируемого субъекта. На первый план при такой оценке выходят показатели эффективности производственного экологического управления, уровень экологической культуры предприятия (экономического субъекта), где важное место занимают:

  •  
    наличие экологической политики;
  •  
    постановка и обоснование экологических целей, направленных на развитие процессов непрерывного уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду;
  •  
    спектр экологических обязательств перед персоналом, инвесторами, органами местного самоуправления, общественностью, населением;
  •  
    расширение сферы экологической активности с включением в нее различных направлений и аспектов деятельности, непосредственно не связанных с требованиями экологического законодательства;
  •  
    формирование системы производственного экологического управления;
  •  
    объединение задач управления качеством продукции (услуг) и экологического управления;
  •  
    вовлечение всего персонала в активную экологическую деятельность;
  •  
    достижение экономической эффективности экологической деятельности;
  •  
    использование независимой оценки третьей стороной результатов деятельности (экологическое аудирование);
  •  
    повышение уровня экологической ответственности, например, принятие ответственности не только за отходы производства, но и за отходы потребления готовой продукции; 
  •  
    экологическая ответственность на всех стадиях жизненного цикла готовой продукции;
  •  
    экологическая прозрачность, включая полную доступность экологической информации о деятельности предприятия (экономического субъекта) для всех заинтересованных лиц;
  •  
    формирование и распространение экологической программы;
  •  
    формирование и распространение «зеленой отчетности»;
  •  
    добровольное экологическое лидерство, включающее добровольное участие экономического субъекта в решении локальных, территориальных и глобальных экологических проблем;

 
- экологическая экспертиза. В связи с введением в действие Федерального закона «Об экологической экспертизе» предприятия неизбежно столкнутся с ужесточением требований к проектированию и оценке разрабатываемых проектных материалов. В частности, любые предпроектные и проектные решения должны рассматриваться в контексте фактически существующей экологической ситуации на промышленной площадке, включая эффективность действующей системы контроля и управления. «Изолированные» решения не могут положительно оцениваться экологической экспертизой. Подобную информацию заказчику проекта или проектировщику может обеспечить экологическое аудирование; 
 
- экологическая сертификация и экологическое страхование. На сегодняшний день на рынке экологических услуг постепенно занимают свое место экологическая сертификация и экологическое страхование. При сертификации в первую очередь оцениваются не столько характеристики конкретной продукции и технологии, или наличие очистного оборудования, сколько эффективность системы экологического менеджмента в целом. Экологическое аудирование может широко использоваться здесь как для оценки соответствия действующей системы экологического управления требованиям стандарта ISO 14001, так и для разработки программ подготовки экологической сертификации предприятия. Экологический аудит важно использовать и при проведении экологического страхования экономических субъектов, в частности, при определении страхового поля, ставок страховых платежей, при оценке вероятности наступления страховых событий; 
 
- приватизация. В 1993 г. приватизация в Российской Федерации осуществлялась на основании Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий. Отсутствие в ней разделов, посвященных вопросам охраны природы, побудило Минприроды России и его подразделения на местах принять энергичные меры по включению этих вопросов в новую Государственную Программу приватизации. С учетом предложений и замечаний территориальных подразделений Минприроды России, они были согласованы с Госкомимуществом России и включены в новую Государственную Программу приватизации, в проекты сопровождающих ее документов. В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий учет экологического фактора отражен в разделе «Отраслевые особенности приватизации...». Он, в частности, содержит порядок учета экологического фактора, условий безопасности ведения работ на химически-, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных и муниципальных предприятий, включая вопросы экологического аудита, отражения их в условиях конкурса приватизации, установления льготной стоимости природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации. Реализация требований Программы приватизации по учету экологического фактора, помимо разработки «Временного положения об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий», предполагает обязательное применение трех дополняющих их документов: 
 
«Временное положение об экспресс-оценке экологической безопасности приватизируемых предприятий»; 
 
«Временное положение об эколого-экономической экспертизе приватизируемых предприятий – источников повышенной экологической опасности»; 
 
«Временное положение об образовании и использовании средств фонда экологической санации приватизируемых предприятий – источников повышенной экологической опасности». 
 
Реализация вышеперечисленных документов предполагает проведение и использование результатов программ экологического аудирования; 
 
- отношения с территориальными и государственными органами экологического контроля и управления. Развитие отношений предприятий с органами экологического контроля и управления невозможно без оценки фактического воздействия на окружающую среду и соответствующей оценки рисков нарушения существующего природоохранительного законодательства. Осуществление программ экоаудита может дать здесь определенные преимущества. Например, сам факт осуществления деятельности в области экологического аудирования или возможность планирования природоохранных мероприятий с учетом данных аудиторских программ могли бы стать основными условиями использования экономическим субъектом средств территориальных экологических фондов. Обсуждение данного вопроса уже ведется с органами экологического контроля и управления, находя все большую поддержку. 
 
- отношения с общественностью и населением. Развитие отношений с общественностью и населением, осуществление их в форме конструктивного диалога, требует продуманного предоставления достаточной информации о воздействии предприятия на среду, экологических целях, задачах, политике, реально достигнутых здесь результатах. Очевидно, что поставленные задачи могут решаться с помощью экологического аудирования. Во многих западных странах продуманный диалог предприятия-производителя с общественностью влияет на его престиж, имидж, рекламу продукции и услуг, что, в свою очередь, оказывает влияние на увеличение покупательского спроса, прибыли, стоимости акций; 
 
- предотвращение возникновения острых экологических проблем. 
 
Методы практик и экоаудита позволяют четко определять наиболее приоритетные, острые природоохранные проблемы аудируемого субъекта, оценивать риск, вероятность их возникновения и, главное, намечать пути их решения. Особенно важны выявление и оценка проблем, влекущих за собой большой риск эколого-экономической и эколого-правовой ответственности, включая уголовную. Предотвращение (снижение) риска развития острых экологических проблем (в том числе связанных с нарушением законодательства, аварийными ситуациями, эколого-правовой и эколого-экономической ответственностью, инвестициями, экологической экспертизой проектов и т. д.) требует от предприятия разработки и обоснования разумной экологической стратегии и политики. Именно экологическое аудирование в значительной степени способно обосновать для э того необходимые рекомендациии предложения; 
 
- улаживание конфликтных ситуаций. В случае систематического нарушения предприятием природоохранительного законодательства или в связи с постоянными протестами и жалобами населения, проживающего в зоне влияния предприятия, конфликтную ситуацию помогло бы разрешить привлечение в качестве эксперта независимой квалифицированной третьей стороны. Эффективность разработки и проведения специальной аудиторской программы здесь могла быть чрезвычайно велика. Особое значение приобретают случаи, когда в основе конфликтной ситуации лежат информационные ограничения, связанные с государственной, коммерческой или иной тайной; 
 
- экологическое образование. Любая программа экологического аудирования в неявном виде является образовательной программой. Она может способствовать переходу на иной качественный уровень развития экологического образования и просвещения, позволяющий использовать их как политику – способ решения производственных и территориальных экологических проблем.

Методика проведения экологического аудита.

 
 
 
Любая программа экоаудита, независимо от ее конкретных объектов целей и  
 
задач, включает ряд обязательных взаимосвязанных этапов и видов работ. 
 
 
1.Этап подготовительных работ.  
 
Включает: 
 
- определение основных целей, задач и объектов программы аудита;  
 
- определение бюджета и сроков проведения программы;  
 
- заключение финансового договора с заказчиком и авансирование программы  
 
аудита;  
 
- формирование группы экоаудита.  
Определение основных целей и задач. 
 
Постановка конкретных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экоаудита. тание и др .  
 
Конкретизация целей и задач программы ЭА может вестись как на качественном, так и на количественном уровне.  
 
Типичными примерами качественных задач ЭА могут служить: 

  •  
    анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению «видимого» воздействия на окружающую среду; 
  •  
    анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по повышению степени контролируемости, организованности и регулируемости общего воздействия на окружающую среду, и отдельных его составляющих ; 
  •  
    разработка рекомендаций и предложений по повышению существующей эффективности регулирования воздействия на окружающую среду; 
  •  
    разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению используемых на данном предприятии или территории чрезвычайно и высокоопасных веществ.

 
Разработка рекомендаций и предложений  ведется на уровне собственно аудиторских  наблюдений и оценок с использованием специальных методов и средств.  
 
Постановка и решение количественных задач в рамках программ аудита влечет необходимость получения дополнительных исходных данных.  
Типичными примерами количественных задач являются: 

  •  
    анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьшению количества выбросов (сбросов, отходов) определенных загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим отчетным периодом; 
  •  
    анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьшению удельных выбросов (сбросов, отходов, образования ЗВ, использования ресурсов) конкретных веществ на определенную величину к определенному времени; 
  •  
    анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по достижению конкретных величин нормативов (лимитов) выбросов, сбросов, размещения отходов, использования ресурсов к определенному времени в целом по предприятию или отдельным производствам, ЗВ, источникам воздействия на окружающую среду и отходам.

 
И качественно и количественно  выраженные задачи любой программы  экологического аудита должны отвечать следующим требованиям:  
 
- иметь достаточно определенную и конкретную формулировку;  
 
- легко восприниматься членами группы ЭА и заказчиком программы;  
 
- учитывать сложившиеся социально-экономические и экологические приоритеты на локальном и территориальном уровнях;  
 
- обязательно учитывать фактическую экономическую ситуацию и особенности ее развития на различных уровнях. 
Заключение договора об оказании аудиторских услуг. 
 
Заключение финансового договора с заказчиком представляет в России на  
 
сегодняшний день определенную сложность. Это связано, во-первых, с отсутствием на многих предприятиях реальных средств для оплаты программы экоаудита. Кроме того, большое значение имеет боязнь предприятий использования против них информации, полученной во время проведения аудита (попадание ее в органы охраны природы, увеличение платежей, снятие определенных льгот).  
 
Профессиональная этика аудитора требует, по крайней мере, обязательного сообщения о фактах злоупотребления своему непосредственному заказчику. За выполнение своих обязанностей аудитор несет ответственность в форме и порядке, предусмотренными заключенным с заказчиком договором. Некачественное, неквалифицированное проведение аудита может нанести предприятию материальный ущерб, за что аудитор обязан нести имущественную ответственность, размеры которой следует предусматривать в договоре (с учетом ограничений, установленных законодательством). Свою ответственность специалисты по аудиту могут страховать за счет средств аудиторской фирмы , в которой они работают, а индивидуальные аудиторы – за свой счет. 
Формирование группы экологического аудита. Эффективность любой программы аудита, начиная с предварительного определения основных целей и задач , в значительной степени зависит от квалификации привлекаемых специалистов.  
 
Формирование группы экоаудита лучше начинать с подбора руководителя –  
 
ключевой фигуры любой аудиторской программы. Руководитель группы должен иметь специальную подготовку в области промышленной экологии, экологического аудирования, оценки воздействия на среду, экологической экспертизы. Необходимая квалификация достигается здесь, в первую очередь, за счет практического опыта и требует периодической аттестации. Другим обязательным участником группы аудита становится ответственный представитель заказчика – специалист в области государственного или производственного экологического контроля (например, руководитель или ведущий инженер экологической службы предприятия, территориальной администрации). Дальнейшее формирование группы и ее численность будут зависеть от определения и конкретизации основных целей и задач программы. В ряде случаев в группы могут привлекаться специалисты и по другим конкретным направлениям: здравоохранение, токсикология, биология, биогеохимия, социология… 
 
2. Планирование программы. 
 
Включает:  
 
- предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных по основной экологической документации предприятия;  
 
- анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования,  
 
методик программы и критериев оценок;  
 
- формирование собственно программы ЭА.  
 
Этап планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количество времени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке. 
Предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных.  
 
Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объектам аудирования и соответствующая их оценка представляют одну из наиболее важных стадий программы экоаудита в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии среды, использовании ресурсов, технологии производства.  
 
Однако зачастую использование этих данных крайне затруднительно из-за их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, отсутствия обобщения и систематизации, неудобной формы в виде пространных таблиц и описаний. Поэтому основной задачей является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия (территории) по рассматриваемым вопросам формирования информационной базы дальнейшей оценки и рекомендации.  
Во время процесса получения, обобщения и организации исходных данных используются следующие методы: 
 
• анкеты, 
 
• контрольные списки, 
 
• изучение документации, 
 
• анализ данных и записей, 
 
• интервью, 
 
• наблюдение деятельности, 
 
• прослеживание процессов, 
 
• материальный баланс; 
 
• картирование, 
 
• инструментальные анализы.  
 
В качестве основных исходных данных программы рекомендуется использовать только официально декларируемую информацию, представленную в соответствующей документации. Все случаи отсутствия необходимых данных или их разночтений специально оговариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данных дают возможность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы. Для формирования основных исходных данных программ экоаудита могут использоваться следующие документы (обычно за последние 3–5 лет деятельности объекта аудита):  
 
• экологические паспорта предприятий;  
 
• тома ПДВ и ПДС;  
 
• паспорта водного хозяйства;  
 
• экологическая статистическая отчетность за несколько лет;  
 
• справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;  
 
• акты о применении эколого- правовой и эколого - экономической ответственности;  
 
• данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;  
 
• лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;  
 
• территориальные экологические программы и планы ;  
 
• проекты районной планировки;  
 
• производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки об их фактическом выполнении;  
 
• справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства готовой продукции;  
 
• существующие технологические регламенты по эксплуатации природоохранных технологий и оборудования;  
 
• проекты строительства (реконструкции, технического переоборудования) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;  
 
• существующие экологические ситуационные планы, карты - схемы и другие картографические материалы.  
3. Основной этап. 
Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении его проводятся:  
 
определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;  
 
• ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;  
 
• уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.  
 
Основной целью работы на объектах является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, получение дополнительной информации для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.  
 
Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирования работа на объектах должна быть тщательно спланирована и хорошо организована. При этом следует иметь в виду чрезвычайную, как правило, сложность объектов: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников сброса и выброса, большое количество отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого воздействия на среду, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.  
4. Заключительный этап. 
 
Включает:  
 
- анализ и оценку полученных данных;  
 
- привлечение дополнительных специалистов в случае необходимости;  
 
- разработку конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы аудирования;  
 
- организацию данных программы;  
 
- представление данных программы и анализ возможностей их использования совместно с заказчиком и другими заинтересованными лицами;  
 
- подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования;  
 
- участие в составлении и проверке осуществления плана действии по материалам программы.  
Организация, анализ и оценка данных программы. 
 
Общие методические рекомендации по организации, анализу и оценке данных программы промышленного производства включают: 

  •  
    составление и анализ обобщенных и детализированных материальных балансов приоритетных ЗВ, компонентов исходного сырья, реагентов и материалов; в том числе, составление и анализ обобщенного водного баланса предприятия, включая атмосферные осадки, неорганизованный поверхностный и подземный сток с территории промышленной площадки; 
  •  
    описание и оценку фактических характеристик приоритетных источников воздействия на окружающую среду (включая неорганизованные, залповые, аварийные и «ночные» источники) и отходов обязательно в сравнении с их декларируемыми характеристиками (или отсутствием таких характеристик) и установленными лимитами на сброс, выброс, размещение отходов; 
  •  
    анализ и оценку фактической эффективности работы существующих систем регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов в сравнении с их декларируемой эффективностью; 
  •  
    описание, анализ и оценку эффективности существующей системы производственного экологического контроля, включая локальную систему мониторинга источников воздействия на среду и отходов; 
  •  
    формирование и обоснование производственной (или территориальной) системы приоритетов в области изменения воздействия на среду, использования ресурсов, состояния среды (приоритетные факторы воздействия, источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов, приоритетные источники сброса и выброса, отходы и места их размещения, системы регулирования воздействия, приоритетные экологические цели и задачи, направления деятельности); 
  •  
    определение локальных критических экологических ситуаций, характеризующихся изменениями среды в зоне влияния предприятий, заболеваниями населения, существенными экономическими ущербами, грубыми систематическими нарушениями природоохранительного законодательства, связанными с опред<span cl

Информация о работе Экологический аудит