Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 09:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории обучения и воспитания"
32.Восприятие,воображение, память,мышление
у ребенка раннего возраста. Среди всех взаимосвязанных психических
функций ребенка доминирует восприятие.
Доминирование восприятия означает зависимость
от него остальных психических процессов.
Дети раннего возраста максимально связаны
наличной ситуацией — тем, что они непосредственно
воспринимают. Ничто из того, что лежит
вне этой наглядной ситуации, их не привлекает.
В эксперименте К.Левина с маленькими
детьми показано, что до 2 лет ребенок вообще
не может действовать без опоры на восприятие.
Поставленная перед ребенком задача —
сесть на большой камень, лежащий на лужайке,
— оказалась трудновыполнимой, поскольку
ребенок сначала должен отвернуться от
камня и, следовательно, перестать его
видеть. Дети по много раз обходили этот
валун, гладили его, отворачиваясь, подкладывали
руку, чтобы, по крайней мере, ощущать его
тактильно. Одному мальчику удалось сохранить
опору на зрительное восприятие: он сильно
наклонился, перегнувшись в поясе, и, глядя
на камень между широко расставленными
ногами, продвинулся к нему и, наконец,
сел.
Важная характеристика восприятия в этом
возрасте — его аффективная окрашенность.
Наблюдаемые предметы действительно «притягивают»
ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную
реакцию. Аффективный характер восприятия
приводит и к сенсомоторному единству.
Ребенок видит вещь, она его привлекает,
и благодаря этому начинает разворачиваться
импульсивное поведение — достать ее,
что-то с ней сделать. В раннем возрасте
в процесс активного восприятия включается
память. В основном, это узнавание, хотя
ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить
увиденное и услышанное раньше — ему что-то
вспоминается. В этом возрасте у детей
достаточно развита оперативная память,
они, как правило, не забывают цель, поставленную
несколько минут назад.Поскольку память
становится как бы продолжением и развитием
восприятия, еще нельзя говорить об опоре
на прошлый опыт. Раннее детство забывается
так же, как и младенчество. Мышление в
этот возрастной период принято называть
наглядно-действенным. С наибольшей готовностью
вначале дети воспроизводят движения,
затем появляется подражание действиям,
связанным с общением людей. Объектами
для подражания первоначально являются
живые люди, затем — люди, представленные
в фильмах, в книгах, в рассказах.Способность
к подражанию лежит в основе двигательного
и интеллектуального развития ребенка.
Когда он умело и забавно подражает кому-либо,
взрослые обычно улыбаются и тем самым
эмоционально подкрепляют действия ребенка,
хвалят его. Это развивает у ребенка склонность
к усвоению нового через подражание, влияет
на выбор им форм подражательного поведения.
Обращая внимание на отношение ребенка
к внешней действительности, можно отметить
«ситуационную связанность»: ребенок
«целиком находится во власти вещей, существующих
сейчас перед ним». Воображение в этом
возрасте выступает как пассивный процесс.Ребенок
уже может узнать изображение на рисунке.
Но рисунок -- это не точная копия того
предмета, который зафиксирован в прошлом
опыте ребенка. Рисунок отражает действительность
обобщенно, выделяет самые существенные
детали, и воспринимать изображение ребенку
помогает воображение. Оно достраивает
то, что не совсем соответствует представлению
ребенка (находящемуся в памяти), но при
этом узнавании ребенок сам не создает
ничего нового.Воображение в раннем возрасте,
прежде всего, работает на воссоздание
того, что предлагается в словесном описании
рисунка.
33.Общение ребенка со взрослыми и сверстниками в раннем возрасте. Общение детей раннего возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с помощью различных действий. 1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту» 2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. 3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относится взгляд глаза в глаза, улыбки, словесные формы общения. 4. Эмоционально окрашенные действия. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый-ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся. 1-й год жизни. Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику категорий 1 и 2, то после 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий. 2-й год жизни. Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно с матерью. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность. Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви. Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
34.Становление произвольного поведения в раннем возрасте. Развитие произвольного поведения является одной из основных линий развития личности ребенка. Произвольность и осознанность поведения освобождают ребенка от давления воспринимаемой ситуации и от собственных стереотипов. Главным средством произвольного поведения является речь. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Исследования, выполненные под руководством А.Р. Лурия, показали, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственная воспринимаемая ситуация.
36.Кризис 3х лет.Роль кризиса
в развитии личности,формы его протекания. Кризис трех лет отличается от того, что
происходило в возрасте одного месяца
(так называемый кризис новорожденности)
или годика (кризис одного года). Если предыдущие
два «переломных» момента могли пройти
относительно гладко, первые акты протеста
носили еще не столь активный характер,
а в глаза бросались лишь новые умения
и навыки, то с кризисом трех лет ситуация
более сложная. Пропустить его практически
невозможно. Послушный трехлетка – явление
почти такое же редкое, как и покладистый
и ласковый подросток. Такие особенности
кризисных возрастов, как трудновоспитуемость,
конфликтность с окружающими и пр. в данный
период впервые проявляются реально и
в полном объеме. Недаром кризис трех лет
называют иногда еще возрастом строптивости.К
тому моменту, как ваш малыш соберется
отмечать свой третий день рождения (а
еще лучше, на полгодика пораньше), полезным
для вас будет знать весь «букет» признаков,
по которым определяют наступление этого
кризиса - так называемое «семизвездие».
Представляя, что значит каждая составляющая
этого семизвездия, можно успешнее помочь
ребенку перерасти трудный возраст, а
также сохранить здоровой нервную систему
- и его, и свою.Негативизм.В общем смысле
негативизм означает стремление противоречить,
делать наоборот тому, что ему говорят.
Ребенок может быть очень голоден, или
очень хотеть послушать сказку, но он откажется
только потому, что вы, или какой-то другой
взрослый ему это предлагает. Негативизм
следует отличать от обычного непослушания.
Ведь ребенок не слушается вас не потому,
что ему так хочется, а потому, что в данный
момент не может поступить иначе. Отказываясь
от вашего предложения или просьбы, он
«защищает» свое «Я».Упрямство.Высказав
собственную точку зрения или попросив
о чем-то, маленький трехлетний упрямец
будет гнуть свою линию всеми силами. Так
ли он желает исполнения «заявки»? Может
быть. Но, скорее всего, уже не очень, или
вообще давно расхотел. Но как же малыш
поймет, что с его точкой зрения считаются,
что к его мнению прислушиваются, если
вы поступите по-своему?Строптивость.
37.Характеристика дошкольного возраста. В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.ССР- «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.ВД- Игровая деятельность.Н-формирование внутренних позиций,произвольность мышления(логический тип обобщения.
38.Личностное развитие
в дошкольном возрасте (развитие
мотивов поведения дошкольника,
возникновение иерархии
Информация о работе Шпаргалка по "Теории обучения и воспитания"