53.Развитие я-концепции
в младшем школьном возрасте.
Новый уровень самосознания
ребенка обнаруживает себя в самопознании
ребенка и формировании «Я-концепции»,
в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле
и саморегуляции. В школе приобретают
важное значение его собственные действия,
поступки и проявления; он уже вынужден
отвечать за себя сам, одновременно становясь
объектом оценки с точки зрения интеллектуальных,
социальных и физических возможностей.
Все это толкает вперед развитие самооценки
ребенка, основанной на представлениях
о себе и оценках окружающих.
Для младшего школьника одним из центральных
моментов характеристики самого себя
становится школьная оценка успеваемости.
В школе стало традицией делать успеваемость
предметом конкурентной борьбы. При этом
основным средством учебной мотивации
часто становится страх ребенка потерпеть
поражение, оказаться худшим. Самооценка
в одном виде деятельности может значительно
отличаться от самооценки в других:
Дети с устойчиво заниженной самооценкой
встречаются намного реже других: такие
дети робки, стараются держаться в тени,
очень волнуются, когда их спрашивают,
хотя материал могут знать не хуже других.
Большинство детей имеют более или менее
адекватную самооценку. Они активны, общительны,
энергичны, самостоятельны, инициативны,
объективно подходят к своим возможностям,
критичны. Дети с высокой адекватной самооценкой
активны, инициативны, у них ярко выражен
мотив достижения, стремление к самоутверждению,
самореализации.
На основе самооценки формируется и уровень
притязаний младшего школьника, т.е. уровень
достижений, которые, по мнению ребенка,
ему по силам. Чем адекватнее самооценка,
тем, как правило, адекватнее и уровень
притязаний ребенка.
На протяжении младшего школьного возраста
развивается также рефлексия — способность
ребенка взглянуть на себя чужими глазами,
со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение
своих действий и поступков с общечеловеческими
нормами.