39. Личностное развитие в дошкольном
возрасте( формирование воли и развитие
произвольных форм поведения) В дошкольном возрасте происходит становление
волевого действия. Ребенок овладевает
целеполаганием, планированием, контролем.Волевое
действие начинается с постановки цели.
Дошкольник осваивает целеполагание -
умение ставить цель деятельности. Элементарная
целенаправленность наблюдается уже у
младенца (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов).
Он тянется к заинтересовавшей его игрушке,
ищет ее, если она выходит за пределы его
поля зрения. Но такие цели задаются извне
(предметом).В связи с развитием самостоятельности
у малыша уже в раннем детстве (в возрасте
около 2 лет) возникает стремление к цели,
но достигается она только с помощью взрослого.
Зарождение личных желаний ведет к появлению
«внутренней» целенаправленности, обусловленной
стремлениями и потребностями самого
малыша. Но у преддошкольника целенаправленность
проявляется скорее в постановке, чем
в достижении цели. Под влиянием внешних
обстоятельств и ситуации малыш легко
отказывается от цели и заменяет ее другой.У
дошкольника целеполагание развивается
по линии самостоятельной, инициативной
постановки целей, которые с возрастом
изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники
ставят цели, связанные со своими личными
интересами и сиюминутными желаниями.
А старшие могут ставить цели, важные не
только для них, но и для окружающих. Как
подчеркивал Л.С.Выготский, самым характерным
для волевого действия является свободный
выбор цели, своего поведения, определяемый
не внешними обстоятельствами, а мотивированный
самим ребенком. Мотив, побуждая детей
к деятельности, объясняет, почему выбрана
та или иная цель. Укажем особенности развития
воли в дошкольном возрасте:
- у детей формируются целеполагание,
борьба и соподчинение мотивов, планирование,
самоконтроль в деятельности и поведении;
- развивается способность к
волевому усилию;
- складывается произвольность
в сфере движений, действий, познавательных
процессов и общения со взрослыми. Одна
из важных составляющих В развитии ребенка
— формирование произвольных форм поведения , произвольной эмоциональной
регуляции. В основе формирования высших
психических функций лежит развитие произвольности
действий.Характеристику произвольных действий
у детей дал выдающийся психолог Александр
Романович Лурия со своими сотрудниками.
Наиболее простая форма произвольного действия
— выполнение движения по словесному
приказу. Исходя из этого психологи изучали
конкретные особенности регулирующей
роли речи и показали, что в ситуации выбора
предмета ребенком по слову взрослого
речь начинает играть регулирующую роль
с полутора лет, а в выполнении отсроченной
инструкции — с конца третьего года.
40. Личностное развитие в дошкольном
возрасте:эмоциональная сфера. Для дошкольного детства
характерна в целом спокойная эмоциональность,
отсутствие сильных аффективных вспышек
и конфликтов по незначительным поводам.В
раннем детстве течение эмоциональной
жизни ребенка обусловливали особенности
той конкретной ситуации, в которую он
был включен: обладает он привлекательным
предметом или не может его получить, успешно
он действует с игрушками или у него ничего
не получается, помогает ему взрослый
или нет и т.д.В дошкольном возрасте происходит
переход от желаний, направленных на предметы
воспринимаемой ситуации, к желаниям,
связанным с представляемыми предметами.
Действия ребенка уже не связаны прямо
с привлекательным предметом, а строятся
на основе представлений о предмете, о
желательном результате, о возможности
его достичь в ближайшем будущем.Появление
представлений дает возможность ребенку
отвлечься от непосредственной ситуации,
у него возникают переживания, с ней не
связанные, и сиюминутные затруднения
воспринимаются не так остро.Вся деятельность
дошкольника является эмоционально насыщенной.
Все, во что включается ребенок — игра,
рисование, лепка, конструирование, подготовка
к школе, помощь маме в домашних делах
и т.д., — должно иметь эмоциональную окраску,
иначе деятельность не состоится или быстро
разрушится. Ребенок, в силу своего возраста,
просто не способен делать то, что ему
неинтересно.Расширяется круг эмоций,
присущих ребенку. Особенно важно появление
у дошкольников таких эмоций как сочувствие
другому, сопереживание, — без них невозможны
совместная деятельность и сложные формы
общения детей.Механизм возникновения
эмоциональных состояний. Эмоции, связанные
с представлением, возникают на основе
механизма эмоционального предвосхищения.
Еще до того как дошкольник начнет действовать,
у него появляется эмоциональный образ,
отражающий и будущий результат, и его
оценку со стороны взрослых.Если он предвидит
результат, не отвечающий принятым нормам
воспитания, возможное неодобрение или
наказание, у него возникает тревожность—эмоциональное
состояние, способное затормозить нежелательные
для окружающих действия. Предвосхищение
полезного результата действий и вызванной
им высокой оценки со стороны близких
взрослых связано с положительными эмоциями,
дополнительно стимулирующими поведение.Таким
образом, в дошкольном возрасте происходит
смещение аффекта с конца к началу деятельности.
Эмоциональный образ становится первым
звеном в структуре поведения. Механизм
эмоциональной предвосхищения последствий
деятельности лежит в основе эмоциональной
регуляции действий ребенка.Контроль
эмоциональных состояний. Сдерживанию
непосредственных побуждений ребенка
способствует присутствие взрослого или
других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы
кто-то был рядом, контролировал его поведение,
а оставшись один, он ведет себя более
свободно, импульсивно. Затем, по мере
развития плана представлений, он начинает
сдерживаться при воображаемом контроле:
образ другого человека помогает ему регулировать
свое поведение.Структура эмоциональных
процессов. Изменяется в этот период и
структура эмоциональных процессов. В
раннем детстве в их состав были включены
вегетативные и моторные реакции: переживая
обиду, ребенок плакал, бросался на диван,
закрывая лицо руками, или хаотично двигался,
выкрикивая бессвязные слова, его дыхание
было неровным, пульс частым, в гневе он
краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать
подвернувшуюся под руку вещь, ударить
и т.д.Эти реакции сохраняются и у дошкольников,
хотя внешнее выражение эмоций становится
у детей более сдержанным. В структуру
эмоциональных процессов, помимо вегетативных
и моторных компонентов, входят теперь
сложные формы восприятия, образного мышления,
воображения. Ребенок начинает радоваться
и печалиться не только по поводу того,
что он делает в данный момент, но и по
поводу того, что ему предстоит сделать.
Переживания становятся сложнее и глубже.
41. Личностное развитие в дошкольном
возрасте:самосознание,самооценка. Самосознание формируется к концу дошкольного
возраста благодаря интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию, оно обычно считается
центральным новообразованием дошкольного
детства.Типы самооценки. М.И.Лисина проследила
развитие самосознания дошкольников в
зависимости от особенностей семейного
воспитания.Дети с точными представлениями
о себе воспитываются в семьях, гае родители
уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические
и умственные данные, но не считают уровень
их развития выше, чем у большинства сверстников;
прогнозируют хорошую успеваемость в
школе. Этих детей часто поощряют, но не
подарками; наказывают, в основном, отказом
от общения.Дети с заниженными представлениями
о себе растут в семьях, в которых с ними
не занимаются, но требуют послушания;
низко оценивают, часто упрекают, наказывают,
иногда — при посторонних; не ожидают
от них успехов в школе и значительных
достижений в дальнейшей жизни.Детей с
завышенными представлениями о себе в
семьях считают более развитыми, чем их
ровесников; часто поощряют, в том числе
подарками, хвалят при других детях и взрослых
и редко наказывают. Родители уверены
в том, что в школе они будут отличниками.Линии
развития самосознания. Можно выделить
несколько линий развития самосознания:
самооценка, осознание своих переживаний,
половая идентификация, осознание себя
во времени и др.Собственно самооценка
появляется во второй половине дошкольного
периода на основе первоначальной чисто
эмоциональной самооценки («я хороший»)
и рациональной оценки чужого поведения.
Ребенок приобретает сначала умение оценивать
действия других детей, а затем — собственные
действия, моральные качества и умения.Самооценка
в раннем возрасте практически всегда
совпадает с внешней оценкой, прежде всего
— оценкой близких взрослых. Оценивая
практические умения, 5-летний ребенок
преувеличивает свои достижения. К 6 годам
сохраняется завышенная самооценка, но
в это время дети хвалят себя уже не в такой
открытой форме, как раньше. Не меньше
половины их суждений о своих успехах
содержат какое-то обоснование. К 7 годам
у большинства самооценка умений становится
более адекватной.В целом самооценка дошкольника
очень высока, что помогает ему осваивать
новые виды деятельности, без сомнений
и страха включаться в занятия учебного
типа при подготовке к школе.Еще одна линия
развития самосознания — осознание своих
переживаний. В первой половине дошкольного
детства ребенок, имея разнообразные переживания,
не осознает их. Его эмоции и чувства можно
было бы передать так: «мне радостно»,
«мне взгрустнулось». В конце дошкольного
возраста он ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их словами:
«я рад», «я огорчен», «я сердит».Для этого
периода характерна половая идентификация:
ребенок осознает себя как мальчика или
девочку. Дети приобретают представления
о соответствующих стилях поведения. Большинство
мальчиков стараются быть сильными, смелыми,
мужественными, не плакать от боли или
обиды; многое девочки — аккуратными,
деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-
капризными в общении. К концу дошкольного
возраста мальчики и девочки играют не
во все игры вместе, у них появляются специфические
игры — только для мальчиков и только
для девочек.Начинается осознание себя
во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя
в прошлом, осознает в настоящем и представляет
себя в будущем: «когда я был маленьким»,
«когда я вырасту большой».
42.Игра как ведущая
деятельность формирования дошкольника,её
психическая структура. В дошкольном возрасте активность ребенка
не только нарастает, но и приобретает
форму и структуру человеческих видов
деятельности. Достаточно четко выделяются
игра, труд, учение, продуктивная деятельность
в виде конструирования и рисования.Игра
является ведущей деятельностью в развитии
ребенка не только по времени, но и по силе
влияния, которое она оказывает на формирующуюся
личность.Игра создает зону ближайшего
развития. В игре ребенок выше своего возраста,
он «как бы на голову выше самого себя.
- Действие в воображаемом поле... создание
произвольного намерения, образование
жизненного плана, волевых мотивов - все
это возникает в игре и ставит ее на высший
уровень развития». Отсюда ее роль как
ведущей деятельности. • Развитие игры
направленно от игры-воспоминания к игре-воображению,
от акцентов на мнимую ситуацию - к главенству
правила. Д. Б. Эльконин, развивая идеи
Л. С. Выготского, показывает исторический
характер игровой деятельности. Она выделяется
по мере того, как труд становится все
более сложным и недоступным для детей.
Основная тенденция и мотив игры - стремление
ребенка войти в мир взрослых, быть как
они. Ролевая игра социальна по своему
происхождению и содержанию. Игра есть
модель социальных отношений, форма познания
мотивов и смыслов человеческой деятельности.
Основной единицей игры является роль,
она диктует правила поведения.В структуре
игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие
компоненты:
1) роль,
2) игровые действия по реализации роли,
3) игровое замещение предметов,
4) реальные отношения между играющими
детьми. Но эти компоненты характерны
для достаточно развитой ролевой игры.Игра
- язык ребенка. То, о чем взрослый взволнованно
рассказывает, ребенок - проигрывает.Слово
-опора переносных значений, и задержка
в развитии речи задерживает развитие
игры. Но с развитием речи-рассказа сюжетная
игра сокращается, ребенок вербальными
средствами выражает свои впечатления.
В этом еще один парадокс игры.
43.Развитие когнитивных
процессов дошкольника. Важнейшей особенностью дошкольного
возраста, является то, что здесь складывается
новая система психических функций, в
центре которой – память. Память
дошкольника является центральной психической
функцией, которая определяет остальные
процессы. Мышление ребенка-дошкольника
во многом определяется его памятью. Мыслить
для дошкольника – значит вспоминать,
т. е. опираться на свой прежний опыт или
видоизменять его. Никогда мышление не
обнаруживает такой высокой корреляции
с памятью, как в этом возрасте.Воображение –
одно из важнейших новообразований дошкольного
возраста. Воображение имеет много общего
с памятью – в обоих случаях ребенок действует
в плане образов и представлений. Главным
средством воображения, как и мышления,
является речь. Воображение становится
возможным благодаря речи и развивается
вместе с ней. Существенным показателем
развития ребенка является овладения
знаниями, представления об окружающем
мире. Так же социальное развитие ребенка,
кот характеризуется освоением детьми
норм и правил поведения, взаимодействия
ребенка с другими детьми.Восприятие. Восприятие
в дошкольном возрасте утрачивает свой
первоначально аффективный характер:
перцептивные и эмоциональные процессы
дифференцируются. Восприятие становится
осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нем выделяются произвольные действия
– наблюдение, рассматривание, поиск.
Внимание ребенка раннего дошкольного
возраста является непроизвольным. Оно
вызывается внешне привлекательными предметами,
событиями и людьми и остается сосредоточенным
до тех пор, пока у ребенка сохраняется
непосредственный интерес к воспринимаемым
объектам.Внимание ребенка
в начале дошкольного возраста отражает
его интерес к окружающим предметам и
выполняемым с ними действиям. Ребенок
сосредоточен только до тех пор, пока интерес
не угаснет. Появление нового предмета
тотчас же вызывает переключение внимания
на него. Поэтому дети редко длительное
время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в
связи с усложнением деятельности детей
и их передвижением в общем умственном развитии
внимание приобретает большие сосредоточенность
и устойчивость. Воображение ребенка
складывается в игре. На первых порах оно
неотделимо от восприятия предметов и
выполнения с ними игровых действий. Ребенок
скачет верхом на палочке – в этот момент
он всадник, а палка – лошадь. Но он не
может вообразить лошадь при отсутствии
предмета, пригодного для скакания, и не
может мысленно преобразовать палку в
лошадь в то время, когда не действует
с ней. В игре детей трех-, четырехлетнего
возраста существенное значение имеет
сходство предмета-заместителя с предметом,
который он замещает.
44.Общение и
отношение дошкольников со сверстниками. Общение младших дошкольников
совершенно не похоже на их общение со
взрослыми. Они по-другому разговаривают,
смотрят друг на друга, иначе ведут себя.Особенности
общения дошкольников со сверстниками.Яркая
эмоциональная насыщенность,Нестандартность
и нерегламентированность,Преобладание
инициативных действий над ответнымиПервое,
что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая
эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать
спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся,
пугают друг друга и при этом захлебываются
от восторга. Повышенная эмоциональность
и раскованность существенно отличает
контакты малышей от их взаимодействия
со взрослыми. В общении сверстников наблюдается
примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые разные эмоциональные
состояния: от яростного негодования до
бурной радости, от нежности и сочувствия
до драки.Еще одна важная особенность
контактов детей заключается в нестандартности
их поведения и в отсутствии всяких правил
и приличий. Если в общении со взрослым даже
самые маленькие дети придерживаются
определенных норм поведения, то при взаимодействии
со сверстниками малыши используют самые
неожиданные и непредсказуемые звуки
и движения. Они прыгают, принимают причудливые
позы, кривляются, передразнивают друг
друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают
невообразимые звуки, слова, небылицы
и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную
веселость - и чем чуднее, тем веселее.
Естественно, взрослых подобные проявления
раздражают - так и хочется скорее прекратить
это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная
возня только нарушает покой, конечно
же не имеет никакой пользы и никакого
отношения к развитию ребенка. Но если
все дети дошкольного возраста при первой
возможности снова и снова кривляются
и передразнивают друг друга.
45.Понятие "готовность
к школе".Психологический и
педагогический подходы к проблеме.
Характеристику понятия "готовность
к школе" нельзя ограничивать предметным
содержанием (подготовкой к чтению и письму,
изучению русского языка и математики
и т.п.). В характеристику понятия необходимо
включить новое содержание: предпосылки
учебных умений; новые социальные роли
ученика; познавательные интересы будущего
школьника, умственные операции (сравнение,
классификацию, анализ, обобщение и пр.)
и др.Готовность ребенка к школьному обучению
должна рассматриваться, прежде всего,
как общая его готовность, включающая
в себя физическую, личностную, интеллектуальную.Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный
уровень зрелости организма ребенка, необходимый
уровень развития двигательных навыков
и качеств, в особенности тонких моторных
координаций, физическая и умственная
работоспособность.Личностная готовность – это определенный уровень
произвольности поведения, сформированность
общения, самооценки и мотивации учения
(познавательной и социальной); активность,
инициативность, самостоятельность, ответственность,
умение слушать другого и согласовывать
с ним свои действия, руководствоваться
установленными правилами, умение работать
в группе.Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления,
воображения и творчества, а также основ
словесно-логического мышления, овладение
средствами познавательной деятельности
(сравнение, анализ, классификация, обобщение,
схематизация, моделирование); возникновение
децентрации (учета позиции другого человека
при анализе ситуации); овладение родным
языком и основными формами речи (диалог,
монолог); овладение элементами учебной
деятельности внутри других специфически
детских видов деятельности (конструирования,
рисования, лепки, различных игр) - выделение
задачи из общего контекста деятельности,
осознание и обобщение способов решения,
планирование и контроль; наличие у детей
представлений о мире людей, вещей, природе.Психологический подход к проблеме готовности никак нельзя назвать
однородным или универсальным. Тем на
менее при большом разнообразии конкретных
средств, тестов, методов и процедур, используемых
психологами для определения готовности к школе , за всеми ними лежит
общее теоретическое представление, что готовность к школе есть результат общего
психического развития ребенка на протяжении
всей его дошкольной жизни.
Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что
в контексте общего единодушия о роли
психического развития в дошкольном детстве
разные авторы выделяют в качестве ведущих
большой ивесьма разнообразный спектр
факторов и характеристик психической
сферы дошкольника.