Шпаргалка по "Теории обучения и воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 09:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории обучения и воспитания"

Файлы: 1 файл

11.docx

— 114.57 Кб (Скачать файл)

1. Исторический  анализ понятия "детство". 
   Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии -это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частных случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно -предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии.Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими. Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать.  Таким образом, согласно концепции Ф. Ариеса, понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией школы как теми специальными структурами, которые были созданы обществом для того, чтобы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности. 

3.Специфика психического развития ребенка.Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени.Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: /^реформированный и непреформированныи типы развития. Преформированныи тип -- это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример -эмбриональное развитие.   Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие -- это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс -- процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: "Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир"). В этом особенность детского развития.

4.Стратегии  и методы исследования психического  развития детей.Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и в конце концов понять его причину.Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание Обе стратегии - наблюдение и констатирующий эксперимент - широко распространены в детской психологии. В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования -- стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами.С помощью метода тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода "поперечных" срезов. Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюдного ("продольного") изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

5.Преформизм о  детском развитии.Преформизм- это учение, в котором организм рассматривается как "биологическая матрешка", заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, и поэтому ничего нового в нем появиться не может, не нужно ни совершенствования, ни эволюции. Сущность теории преформизма состоит в том, что развитие понимается как изначально предопределенное наследственными задатками , заключенными в зачатке , в семени. Развитие рассматривается как постепенное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень которого они достигают в ходе развития, - все это наследственно предопределено. Теория преформизма сводит всё психическое развитие к росту, к количественному изменению уже имеющихся свойств и тем самым отрицает развитие как появление новых качеств.

 

6. Теория влияния окружающей среды Локка.

До Локка многие философы считали, что некоторые идеи,являются врожденными, существуют в сознании до опыта. Локк считал, что наблюдения за детьми показывают, что эти идеи не присутствуют с самого начала и что дети их усваивают. Локк говорил, что будет правильным считать детское сознание, чистой доской, а все, что появляется в детском уме, приходит извне, из его окружения. Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит, писал Локк. Он отметил, что, хотя источником большей части человеческого опыта служит окружающая среда, человек также может позднее пополнять свой объем знаний путем размышления («рефлексии») о своих собственных мыслях и убеждения. Локк также признавал, что существуют некоторые врожденные эмоции и некоторые врожденные различия между людьми.Но в целом Локк говорил, что именно среда формирует разум. Локк подчеркивал, что влияние окружающей среды особенно сильно в первые годы жизни ребенка. Именно тогда ум ребенка наиболее податлив, и мы можем формировать его по своему желанию. И когда мы так делаем, то подготавливаем его природную организацию для дальнейшей жизни.

 

7.Романтический  натурализм Ж.Ж.Руссо.Руссо ввел несколько ключевых идей в теорию развития. Во-первых, он высказал предположение, что развитие происходит в соответствии с внутренним, биологическим графиком. Впервые нам предлагается картина развития, развертывающегося в общем-то независимо от влияний окружающей среды. Дети уже не просто формируются под влиянием внешних сил, таких как обучение взрослых и социальные подкрепления. Они растут и учатся в значительной степени сами, в соответствии с планом Природы. Во-вторых, Руссо предположил, что развитие представляет собой строгую последовательность стадий или периодов, во время которых дети приобретают опыт в отношении окружающей действительности разными, характерными для каждой стадии развития способами. В-третьих, Руссо предложил новую систему воспитания. Он говорил «обращайтесь с вашим учеником сообразно с его возрастом» имея в виду, что мы должны приспособить наши уроки к определенной стадии развития ребенка. Тогда дети будут в состоянии судить о вещах в соответствии с их собственным опытом и умственными силами.Все эти три идеи стали центральными принципами многих теорий развития.

8. Теория созревания  Гезелла.Человеком,положившим начало и внесшим наибольший вклад в научное изучение процесса созревания, по праву считается Арнольд Гезелл. На рост или развитие ребенка, говорил Гезелл, влияют два главных фактора. Прежде всего, ребенок — продукт своего окружения. Но более существенно, считал Гезелл, что развитие ребенка направляется изнутри, действием генов. Гезелл называл этот процесс созреванием. Главная характерная черта развития как созревания состоит в том, что оно всегда разворачивается в фиксированной последовательности. На самом раннем этапе жизни это можно наблюдать в развитии эмбриона, когда, например, сердце всегда начинает развиваться и функционировать первым. Вскоре после этого быстро дифференцирующиеся клетки начинают образовывать центральную нервную систему — головной и спинной мозг. Развитие мозга и головы, в свою очередь, начинается до развития остальных частей тела, таких как руки и ноги. Такой порядок, предписанный генетической программой, никогда не нарушается.Подобным же образом, последовательное развитие продолжается после рождения. По мере того как дети растут, они учатся сидеть прямо, стоять, ходить и бегать, и эти способности также развиваются в определенном порядке. Они возникают вместе с развитием нервной системы, опять-таки направляемым генами.Конечно, дети различаются темпами развития. Не все они начинают одновременно стоять и ходить. Тем не менее, все дети проходят одинаковую последовательность развития. Причем индивидуальные различия в темпах роста, по мнению Гезелла, в значительной степени контролируются внутренним генетическим механизмом.

9.Этологическая  теория К.Лоренца.Лоренца часто называют отцом современной этологии. В действительности, он совершил не больше открытий, чем другие этологи, но его смелый, живой и подчас ироничный литературный стиль во многом способствовал привлечению внимания к этой новой области исследований. Лоренц начал свои изыскания в этологии в начале 1930-х гг., придя к убеждению, что следы эволюции можно обнаружить во врожденных моделях поведения животных с такой же вероятностью, как и в их физических признаках). Многие наблюдения он сделал в Австрии, в собственном большом поместье, где жили на воле различные дикие животные.

10.Дж.Боуби и  М.Эйнсуорт. Теория привязанности.Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение только с учетом его зоны адаптированности), т. е. той первобытной среды, в которой оно эволюционировало. На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должно было развиться поведение привязанности- жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к заботящимся о них взрослым. Давайте теперь рассмотрим путь, который обычно проходит развитие поведения привязанности у ребенка. Его можно условно разделить на четыре стадии.Стадии развития привязанностиСтадия 1 (рождение — 3 месяца): недифференцированная реакция на людей.Стадия 2 (от 3 до 6 месяцев): ориентация на знакомых людей. Стадия 3 (от 6 месяцев до 3 лет): усиление привязанности и активные попытки поддержания пространственной близости. Стадия 4 (3 года — окончание детства): партнерское поведение.

11.Философия образования  М.Монтессори.Дети в возрасте около двух с половиной лет могут поступить в школу Монтессори. Там они учатся в одном классе с детьми в возрасте до 6 лет — это приблизительно тот же возрастной диапазон, что и в «Доме ребенка», основанном самой Монтессори. Последователи Монтессори открывают все больше школ этого типа, так что дети могут продолжать учиться по усовершенствованным методикам Монтессори – иногда даже в старших классах средней школы. Но смешанные по возрасту классы (например, от 6 до 9 лет) сохраняются везде, так как Монтессори обнаружила, что детям нравится такая организация.Цель обучения в такой школе по существу идентична цели раннего домашнего воспитания по системе Монтессори. Учитель не пытается управлять, инструктировать, натаскивать или заставлять детей делать что-то, вместо этого учитель старается создать ребенку все возможности для самостоятельного овладения знаниями и умениями.Таким образом, Монтессори, возможно, недооценивала некоторые составляющие детства, такие как игра, рисование и сказки. Но все же ее вклад в педагогику перевешивает то, что она упустила. Монтессори больше, чем кто-либо другой, продемонстрировала, как общие идеи Руссо, Гезелла и др. о естественном развитии могут быть использованы на практике. Она показала, как можно следовать спонтанным склонностям детей и обеспечивать их материалами, позволяющими им учиться самостоятельно и с большим энтузиазмом. Монтессори была одним из величайших педагогов в истории

 

 

 

.

12.Э.Шахтель о  детских переживаниях.Вклад Шахтеля состоит в расширении представления о том, как много мы теряем. Наша главная утрата не в том, что мы вытесняем наши влечения, и даже не в том, что социализация ограничивает силы эго, а в том, что мы теряем контакт с целыми модусами опыта. Младенец, находящийся в прямом контакте с объектами благодаря своим обонятельным, вкусовым и тактильным ощущениям, и ребенок, проявляющий открытое любопытство к миру, с возрастом превращаются в хорошо приспособленного к социальной жизни взрослого, рассматривающего мир через узкие, вербальные, условные схемы. Шахтель, помогая нам оценить серьезность этой проблемы, также показывает нам, с чего начать исправлять сложившееся положение дел.Наконец, Шахтель продемонстрировал в своих работах ценность феноменологического подхода к детству. Он дал нам возможность кратко познакомиться с тем, как может выглядеть мир младенца изнутри, и узнать, насколько сильно отличается их чувственный опыт от опыта более старших детей и взрослых в силу доминирования у них других перцептивных модусов. Феноменологический подход заслуживает более широкого применения в психологии развития.В то же время, работы Шахтеля страдают некоторым упрощенчеством. Прежде всего он, вероятно, недооценивал важность зрения в младенчестве. Например, в главе об этологии мы отмечали, насколько важно внимание младенца к визуальным паттернам, таким как лицо. Шахтель также довольно односторонне подходил к вопросу о роли языка в развитии ребенка. Ему казалось, что овладение языком подавляет креативность, так как ребенок выучивается замещать непосредственный опыт условным ярлыком или словом. Возможно, в этом есть доля истины, но язык как деятельность может также быть творческим, как мы увидим в главе, посвященной взглядам Хомского.И все-таки Шахтель много сделал для того, чтобы психологи и психоаналитики осознали ценность радикального мышления в духе Руссо. Он показал, как сильно мир ребенка отличается от нашего и какая огромная часть человеческого потенциала, связанного с использованием непосредственного, творческого опыта, теряется в процессе превращения человека в хорошо адаптированного члена конвенционального общества.

13 М.Мид. Культура и мир детства.Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека.В своей книге "Взросление на Самоа" М.Мид описывает процесс взросление девушек.  Она пожелала исследовать влияние цивилизации на развитие человека в пубертатный период. Мид описала жизнь девушек, жизнь их родных, отцов и матерей, мнения и установки, которые определяют мнения и установки детей. Описывая все это, стоял один и тот же вопрос: являются ли проблемы, будоражащие наших подростков, порождением подросткового периода, как такового или они продукт цивилизации? Будет ли подросток вести себя иначе в других условиях?В работе доктор Мид попыталась показать самоанку в её социальном окружении, описать течение её жизни от рождения до смерти, проблемы, которые она должна будет решать, ценности, которыми она руководствуется в своих решениях, страдания и наслаждения человеческой души, заброшенной на остров в южных морях. С рождением ребёнок спит рядом с матерью. После того как его отнимают от груди, главной нянькой становится девочка 6 – 7 лет. Если бы на Самоа преобладали маленькие семьи с малым числом детей, то это обязательно привело к тому, что половина населения вырастала бы в заботах о других, воспитывалась в духе самопожертвования, в то время как только ребенок подрастает до того возраста, когда его своеволие становится нестерпимым, на его плечи возлагается забота о младшем. Каждый ребёнок поэтому здесь дисциплинируется и социализируется ответственностью за младшего брата или сестру. К 6-7 годам девочка хорошо усваивает главные запреты, и потому ей можно поручить заботу о младшем. К этому же времени у неё формируется и ряд простых навыков.«Как только девочка набирается достаточных физических сил, чтобы носить тяжелые ноши, в интересах семьи оказывается переложить заботу о маленьких детях на плечи её младшей сестры…» Вся бытовая рутинная работа перекладывается на плечи детей 14 лет. Как только девочка становится способной на какую-либо целенаправленную работу, её сразу отправляют на рыбалку вместе с взрослыми.Девушка, не вышедшая замуж даже после 25 лет, ни в каком отношении не чувствует себя менее уважаемой или более безответственной, чем её замужние сестры.Ни один самоанский ребенок, исключая таупоу (церемониальной принцессы дома) и закоренелых малолетних преступников никогда не испытывает чувство, что он загнан в угол. У него всегда есть родственники, к которым можно убежать.Итак, развитие ребенка зависит от его окружения. В нашей цивилизации считается, что если ребёнок воспитывался и рос в более, лучших домашних условиях, то он будет обладать лучшими шансами на успех. Но точно также мы можем предполагать, что самоанская культура не только более легко обращается с ребёнком, но и лучше готовит его к предстоящим встречам с жизненными трудностями. Он воспитывается так, что самоанский ребёнок относится к этим трудностям намного легче, чем наши дети, воспитанные в «парниковых условиях». На Самоа такое воспитание, что ребёнок и младший и старший находятся на одном уровне, обращаются к ним одинаково. Здесь нет тесных связей между родителями и детьми, поэтому если и возникают какие-либо конфликты между ними, то решаются они безболезненно для обеих сторон.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории обучения и воспитания"