Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе

Файлы: 1 файл

otvety.docx

— 133.14 Кб (Скачать файл)

Главный отличительный  признак процесса общения в стих.группах заключается в том, что здесь возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Естественно, что и воздействие здесь приобретает специфику по сравнению с тем, которое имеет место в группе, связанной общей деятельностью. 

13. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.

По порядку возникновения:

первичная группа – это  совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной  близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие  признаки:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость членов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в группу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному  статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или  сформированности межличностных отношений:

1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);

2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));

2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);

3) организованные и стихийные и др.

К основным функциям группы относятся: 
-функция социализации - заключается в усвоении личностью определенных норм и ценностей в результате включения в определенную социальную среду

-инструментальная - состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей

-экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

-сравнительная функция группы заключается в том, что группа может выступать в качестве эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других.

 

12. Группа-это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной ,производственной , экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т. п. общности.

 

Е. В. Андреенко вывел основные перспективы группы:

1) интенсивные психологические принципы, которые состоят из:

- Общественное мнение –это публично выраженное, одобренное обществом и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общества(СМИ)

-психологического климата ,-это эмоционально- психологические связи учебного коллектива

-групповые нормы-  определенные правила, которые выработаны группой и которые должны подчиняться поведению учащихся.

2) Основные признаки группы:

-композиция группы- совокупность всех учащихся группы

-структура группы- важна с точки зрения ее анализа

3) Согласованность- с точки зрения зависит от развития

 

  Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными  и

реальными. Реальные группы делят  на  малые  и  большие,  официальные  и  не

официальные,  устойчивые  и   ситуативные,   организованные   и   стихийные,

контактные    и    неконтактные.    Стихийные    -    К.К.Платонов    назвал

«неорганизованными группами».

Существуют   постоянные,

временные, случайные или спорадические  группы. Некоторые группы созданы  для

длительного существования и стремятся  к этому: школы, деревня,  предприятия,

заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы,  которые не  хотят

исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное  существование  (туристы).

Некоторые группы являются свободными, другие  имеют  обязательный  характер.

Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или  нацию,

другие  группы,  куда  вступают  по  желанию:  спортивный  клуб,  культурные

общества  или  социальное  объединение.  Формальные  группы  характеризуются

организованной  структурой.  Социальные  отношения  здесь  носят   безличный

характер  (различные  партии).  В  неформальной  группе  существуют  личные,

социальные  отношения,  которые   осуществляются   в   ролях,   определяемых

внутренней средой, симпатиями (это  друзья, приятели, “клуб  по  интересам”).

Первичная или ограниченная  группа  является  основой  для  человека  это  -

семья. В ней происходит процесс  культуризации. Вторичные группы  -  большие

по размеру и отношения в  них формализованы.  Пример:  баскетбольный  клуб  в

который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна  команда -

первичная группа.

Для социальной  психологии  значимо  разделение  групп  на  условные  и

реальные. Она сосредоточивает  свое  исследование  на  реальных  группах.  Но

среди этих реальных существуют и  такие, которые  преимущественно  фигурируют

в  общепсихологических  исследованиях  -  реальные  лабораторные  группы.  В

отличие  от  них  существуют  реальные   естественные   группы.   Социально-

психологический анализ возможен относительно и той, и  другой  разновидности

реальных групп.  Однако  наибольшее  значение  имеют  реальные  естественные

группы. В  свою  очередь  эти  естественные  группы  подразделяются  на  так

называемые  “большие”  и  “малые”  группы.  Малые  группы  -  обжитое   поле

социальной психологии. И все  же остановимся на ней.

  Эта  классификация  может   быть  наглядно  представлена  в  виде  схемы

представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:

|        |Группа |            |       |            |                 |

|        |       |            |       |            |                 |

|        |       |            |       |            |                 |

|Условные|       |            |Реальны|            |                 |

|        |       |            |е      |            |                 |

|        |       |            |       |            |                 |

|        |       |            |       |            |                 |

|        |       |Лабораторные|       |Естественные|                 |

|        |       |            |       |            |                 |

|        |       |            |       |            |                 |

|        |       |            |Большие|            |Малые            |

|        |Организ|            |       |            |                 |

|        |о-ванны|            |       |            |                 |

|        |е      |            |       |            |                 |

|        |       |Не          |       |Становящиеся|Коллективы       |

|        |       |организованн|       |            |                 |

 

Социометрическая  методика.

Она измеряет не сам процесс  общения, а отношение или взаимодействие в группе.

Социометрия выявляет внутреннюю структуру взаимоотношений, их динамику, наличие неформальных лидеров, наличие  микрогрупп, статус, групповую сплоченность.

Социометрическая методика имеет 2 этапа:

-социометрический опрос

-разработка рез-та  и представление

I этап готовится заранее в форме трех вопросов. Изменяются она в зависимости от возраста детей и в зависимости от школ.

Первый вопрос касается «Деловых отношений»( с кем бы из одноклассников вы бы хотели готовиться к ЕГЭ)

Второй вопрос исследует  сферу личных отношений(Кого бы ты пригласил на др.)

Третий вопрос исследует  сферу деловых и личных отношений(с кем бы ты пошел в тур. поход)

1)Параметрический опрос: 21-23 чел.- 3;   23-25 чел.- 5

2)Обработка результатов

 Удовл. Общения: Ei = Mi/ Ki

 Социометр. Статус: Sti=M/N- 1

 Методика.

Раздается заготовка.Человек должен  выбрать 5 качеств, которые важны в групповой деят-ти.

0-33%- низкая сплоченность

34%-75%средняя, 76-100%- высокая.

 

Различные виды групп. 

скопление людей, не объединенных общностью целей  и единой организационно-ролевой  структурой, но связанных между собой  общим центром внимания и эмоциональным  состоянием.

Различные виды толпы:

1) простая (окказиональная) толпа – скопление лиц, образующееся на основе желания получить информацию о неожиданно возникшем происшествии, свидетелем которого они стали (дорожная авария, пожар, драка и т. п.). Такая толпа обычно образуется из лиц, испытывающих потребность в острых ощущениях, впечатлениях и объединяющая до нескольких сотен лиц. Она не представляет опасности, но может создавать помехи и неудобства. Однако, при особых ситуациях, такая толпа может превратиться в действующую, агрессивную и даже совершить самосуд;

2) экспрессивная толпа – формируется из людей, совместно выражающих сильные чувства (радости, горя, гнева, возмущение, протест и т. п.). Такая толпа может складываться из поклонников рок-музыкантов, эстрадных звезд на их концертах, из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях, из любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков, участников праздничные и похоронных шествий при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т. д. Крайней разновидностью экспрессивной толпы является экстатическая толпа, характеризующаяся состоянием общего экстаза на основе эффекта заражения или под влиянием наркотиков (дискотеки, массовые религиозные шествия и т. д.);

3) конвенциональная толпа – формируется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу. Конвенциональную толпу обычно составляют болельщики на стадионе, которые являются не просто любителями спорта, а лицами, испытывающими чувства привязанности к какой-либо из команд. Такая толпа способна лишь временно следовать нормам поведения;

4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Разделяется на:

а) стяжательскую толпу – характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного конфликта за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта. Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них. Крайним вариантом стяжательной толпы являются мародеры, которые разгромят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых в местах крупных катастроф, стихийных бедствий, военных действий;

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"