Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе

Файлы: 1 файл

otvety.docx

— 133.14 Кб (Скачать файл)

наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и

своего Я. Напротив, другие роли, а  их меньшинство, прежде всего те, которые

связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может

переживаться как внутренняя трагедия.

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1.      Описание типа  поведения, соответствующего данной  роли.

2.      Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек

занимает в обществе определенную позицию или должность, а с  ней непременно

связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и

сына). Исходя из этого, общество можно  представить как систему

взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную

единицу общества. Роль в такой  интерпретации означает совокупность действий,

которые производит субъект для  реализации занимаемой им позиции (требований

должности). Позиция связана не только с системой действий, но и  с системой

ожиданий. От человека, занимающего  ту или иную позицию, окружающие ждут

соответствующих действий. И сам  человек рассчитывает на определенное к себе

отношение.

3.      Оценка выполнения  предписанной роли. От человека  требуют определенных

действий, да и сам он оценивает  себя в зависимости от того, какую  роль играет

и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4.      Санкции, т.е.  социальные последствия того  или иного действия в рамках

требований социальной системы.

Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной

группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими,

экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных

институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения.

 

 

20.

Основы психоаналитического подхода  к пониманию развития психики  в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом  усложнения сферы влечений, мотивов  и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.

Фрейд выделял три уровня психики  человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических  процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.

Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.

Оно (ИД) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (ЭГО) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать.

Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

Индивидуальная психология Адлера

Он высказал предположение, что  у каждого индивидуума существуют определенные слабые места - органы, особенно подверженные болезням. Адлер также  отмечал, что органическая слабость может быть преодолена с помощью  усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить  до такой степени, что он станет самой  главной силой человека.

Он придумал термин комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко  воздействует сознание ими собственной  неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребенка  и отсутствия у него власти. Детские  впечатления самого Адлера привели  его к необходимости выделить эту мысль:

Адлер считал, что жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать  свою слабость, несостоятельность и  фрустрацию. Дети относительно малы и  беспомощны во взрослом мире. Для ребенка  контролировать собственное поведение  и вырваться на свободу из-под  власти взрослых - наиважнейшая задача. С этой точки зрения сила выглядит как первое добро, а слабость - как  первое зло. Борьба за достижение власти - это ранняя детская компенсация  чувства неполноценности.

Однако он отождествлял агрессию не с враждебностью, а скорее с инициативностью  и способностью преодолевать препятствия, например, как в агрессивной тактике  продаж. Адлер утверждал, что агрессивные  тенденции в человеке являются решающими  в индивидуальном и видовом выживании. Агрессия может проявлять себя как  воля к власти - фраза Ницше, которой  Адлер воспользовался. Адлер отмечал, что и мужчины, и женщины для  удовлетворения стремления к власти часто используют сексуальность.

Позднее, развивая свою теорию, Адлер  рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива - цели достичь превосходства или  совершенства, то есть стремления улучшить себя, развить своя способности и  возможности. Адлер считал, что все  здоровые индивидуумы руководствуются  стремлением к совершенствованию, к постоянному улучшению: "Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что оно - часть  жизни, побуждающая сила, нечто, без  чего жизнь была бы немыслима"

Юнг утверждал, что душа (в  теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих  структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы  сознания. Оно представляет собой  компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное  вмещает в себя конфликты и  воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль  о существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

 

 

19.

 Социальная психология  - это научное исследование того,  о чем люди думают,  как они влияют друг на друга и как относятся  друг  к другу. Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по  своему  содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с  психологией  личности  социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более - на том,  как люди, в общем, оценивают друг друга и влияют друг на друга. "Социальная психология - отрасль психологической науки, которая изучает  закономерности поведения и деятельности людей,  обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности  самих этих групп"[1]. 
 
Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы,  
 
а также психологические особенности самих этих групп. Социальная, или общественная, психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей.  
 
К основным разделам социальной психологии относятся:  
 
• психологические характеристики социальных групп;  
 
• психология личности;  
 
• закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности;  
 
• складывающиеся в различных общностях межличностные  
 
взаимоотношения.  
 
Все психические проявления человека обусловлены его формированием в человеческом обществе. Существующее в настоящее время деление психологической науки на общую психологию и социальную психологию является в определенной мере условным.  
 
Тем не менее, социальная психология имеет свой объект исследования.  
 
Социально-психологические факторы оказывают влияние на все психические проявления индивида - его восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Все психические процессы людей подвержены определенной социально-психологической стереотипизации. Люди отражают мир под влиянием социально сформированных позиций, отношений и подчиняют свое поведение определенным социальных нормам.  
 
Поэтому социальная психология изучает психические особенности людей в условиях их совместной деятельности.  
 
Все выше сказанное позволяет определить вопрос о месте социальной психологи в системе гуманитарного знания чрезвычайно актуальной, тем более что, социальная психология включает в себя ряд прикладных отраслей:  
 
• социальную психологию конкретных социальных общностей (нация, народ,  партия, семья, учащаяся молодежь и т. д.);  
 
• психологию искусства, права, религии и других форм общественного  
 
сознания;  
 
• психологию управления, средств массовой коммуникации и другое.  
               1.Основные понятия предмета социальной психологии  
 
1.1.Структура социальной психологии.  
 
           Структура социальной психологии, то есть система се категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:  
 
1) предмет и методы социальной психологии;  
 
2) личность и общество, социализация личности;  
 
3) общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;  
 
4) структура и социально-психологическая организация социальной группы;  
 
5) общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;  
 
6) психология больших социальных групп; массовидные социальные явления - общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;  
 
7) психология коммуникации и массовых средств коммуникации;  
 
8) управление социально-психологическими процессами.

 

 

18.

 Анализ социальной структуры  общества требует, чтобы в качестве  изучаемой единицы выступала  элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все  виды социальных связей. В качестве  такой единицы анализа была  выбрана так называемая малая  группа, которая стала постоянным  необходимым атрибутом всех видов  социологических исследований. Малая  группа - это группа, в которой  общественные отношения выступают  в форме непосредственных личных  контактов, другими словами, малыми  группами называются только те  группы, в которых индивиды имеют  личностные контакты каждый с  каждым. Примером таких групп  являются: школьный класс, экипаж  самолёта, студенческая группа, бригада.

Социометрия (от лат. societas -- общество и греч. metreo -- измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению

Социометрия позволяет анализировать  особенности эмоциональной структуры  малой социальной группы. Каждый человек  в группе имеет эмоциональный  статус. Если определять его качественно, то статус -- позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах. Ее изучение, формирование и коррекция важное дело для практика. Особенно важно знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.

Виды социометрии

1. Классическая социометрия

Этот вид социометрии предназначен для диагностики эмоциональных  связей, т. е. взаимных симпатий между  членами группы, и решения следующих  задач: измерение степени сплоченности-разобщенности  в группе; выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам  симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными  лидерами.

Методика позволяет сделать  моментальный срез с динамики внутригрупповых  отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для  переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"