Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе

Файлы: 1 файл

otvety.docx

— 133.14 Кб (Скачать файл)

 

26.

 Понимание личности в рамках  экзистенциальной психологии

Экзистенциализм - одно из интереснейших  и глубоких направлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» («существование», «сущность») был употреблен С.Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Э.Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Ж.-П. Сартр, А. Камю, К.Ясперс, М.Хайдеггер и др. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. Естественно, что психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения. Представителями экзистенциальной психологии можносчитать В.Дильтея, Э.Фромма, В.Франкла и др. Ф.Перлз считает гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.

Покажем основные черты экзистенциальной психотерапии на примере психотерапии крупнейшего ее представителя В. Франкла. Основным сугубо человеческим стремлением, по В.Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и чело-иск ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в  принципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера,среды и религиозных убеждений. Он всегда уникален, ему нельзя на-учить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах.

В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть - орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека. Смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждал, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.

Наоборот, отсутствие смысла жизни, так  сказать, экзистенциальный вакуум, ведет  к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. Франкл писал, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни.Он считал, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Нормальное чувство счастья, по Франклу, - явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например,с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), сексуального и другого наслаждения. Однако чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользаети требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е. рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья.

 

24,25

 Трансактный анализ-направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний): 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние «Родитель» содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. п.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. п.). Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные комплексы  связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного». Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся». Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь-и-теперь» и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа — «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: «супружеские игры», «игры в кабинете врача», «игры преступного мира», «игры жизни» и т. д. В основе многих игр лежат скрипты, или «скрипт-программы» жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии «Ребенок», плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояния.

 

23.

 Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей Ярошевский М. Г.

Гуманистическая психология, созданная  во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности - не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. (Более подробно теория мотиваций изложена в 1 главе 3 раздела).

Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта  между человеком и социумом, между  сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.

Развитие представления о самом  себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения  ребенка с другими людьми. Человек  склонен также создавать идеальное  «Я» - образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным "Я" человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального "Я", что и составляет суть самоактуализации 

 

22.

Бихевиоризм - направление  в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией  в 1913 г. статьи американского психолога  Дж. Уотсона "Психология с точки  зрения бихевиориста". Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Бихевиористы считали, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовых, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, а в других - нет.

Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour -поведение. Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: стимул (S) и реакция (R), сознание и прочие субъективные понятия отрицаются.

Американский психолог, лидер бихевиоризма Б. Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой  нет места в научном анализе  поведения. Личность определяется им как  сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории.

Подкрепляющий стимул дается после  получения желаемых реакций, что  способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий  стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляющие  стимулы регулируют поведение и  управляют им.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Б. Скиннера, - только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие  вне жизненного опыта.

Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказание. Он считает, что «мы не можем принимать  мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки  в руках других.

 

21.

 Ролевая теория личности

 

В научной литературе утвердилось  мнение, что специальной социологической

теорией личности является ролевая  концепция личности. Понятие " социальная

роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера,

позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране

ролевая концепция разрабатывалась  И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется

указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные  ситуации с

игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных

ролей в стандартных жизненных  ситуациях. Хорошо описываются данными

понятиями  факты приспособления человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи  ролевой теории широко используют

ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются  на слова

пьесы Шекспира " Как вам это  нравится ":

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного  поведения, стало быть, это

поведение может соответствовать  или не соответствовать ожидаемому. Можно

сказать, что социальная роль - это  маска, в которую обличается человек,

попадая в люди.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные

Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и

требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием  людей друг с другом.

Конфликты и противоречия между  людьми есть нередко результат непонимания

ролей друг друга. Для их преодоления  необходимо осознание взаимных прав и

обязанностей людей по отношению  друг к другу, или соединение своей  роли с

ролью другого человека, умение поставить  себя на его место, без чего

невозможна социализация личности.

В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние роли" и

"принятие роли". Играние роли - это организация поведения в соответствии с

групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы

оно всегда представляло себя на месте  другого человека, чтобы стремилось

вообразить, как оно само выглядело  бы с точки зрения другого человека.

Например, лектор и аудитория, начальник  и подчиненный, врач и пациент,

продавец и покупатель. Способность  человека понимать жизнь, отличную от его

жизни, - один из показателей его  социальной зрелости, что особенно важно для

детей и юношества.

Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми  для

человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"