Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе

Файлы: 1 файл

otvety.docx

— 133.14 Кб (Скачать файл)

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.

 

9. Образ жизни

Образ жизни – это устойчивая совокупность всего того своеобразно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятельности именно данной конкретной личности, группы и общества. 
 
Образ жизни рассматривают с учетом многообразных условий общественной жизни: 
 
1) естественно-географические предпосылки этой жизни: рельеф местности, естественные пути сообщения, климат, природные ресурсы и т.д.; 
 
2) вся совокупность объективных условий данной общественной жизни: характер технологии, специфика экономических отношений, особенности политической организации; 
 
3) «уровень жизни», т.е. уровень обеспеченности личности и населения в целом материальными, социальными и культурными благами и услугами; 
 
4) целая сфера культурных детерминаций – национальных, религиозных, образовательных, бытовых, досуговых, ментальных и т.д. 
 
Решающим базисом любого конкретного образа жизни выступает источник средств существования. В зависимости от характера этого источника все население принято подразделять на две большие группы: 
 
- самодеятельная (самостоятельная), 
- несамодеятельная (несамостоятельная). 
 
Самодеятельное население – это все те, кто имеет самостоятельный источник дохода и вполне самостоятелен в своем образе жизни. 
 
Несамодеятельное население – это все те, кто лишен самостоятельного источника средств своего существования, и поэтому существует на чьем-то иждивении – частном или благотворительном (дети, домохозяйки, безработные и т.д.). 
 
В самодеятельном населении в зависимости от характера источника дохода выделяют две подгруппы населения – экономически активного и неактивного. 
 
Экономически активное население – это все те, кто существует на доход от какого-либо занятия: 
 
1) все занятые какой-то приносящей доход трудовой деятельностью («занятое население»); 
2) официально зафиксированные безработные, как лица, лишь временно утратившие занятость, ищущие работу и временно же существующие на соответствующее государственное пособие; 
3) военнослужащие и заключенные исправительно-трудовых учреждений. 
 
Экономически неактивное население – это все те, кто имеет самостоятельный доход нетрудового характера. Можно выделить три группы экономически неактивного населения, различимых по своему статусу и образу жизни: 
 
1) это все те, чей нетрудовой доход находится в прямой связи с прошлым или предстоящим трудовым доходом (пенсионеры, студенты - стипендиаты). Их образ жизни, система жизненных ценностей, менталитет наиболее близки к ориентациям занятого населения; 
2) все те, чей нетрудовой доход обусловлен находящейся в их распоряжении собственностью: проценты и дивиденды вкладов и помещенного капитала, доходы от сдачи в аренду, наследство и т.д.; 
3) все те, кто существует на «случайные», в том числе и на противоправные доходы – нищие, бродяги, проститутки, преступники и деклассированные элементы. Их образ жизни демонстрирует наибольшие отклонения от общепринятых в данном обществе нормативов образа жизни.

 

Качественная определенность образа жизни представлена содержательной спецификой характерных для данного общества видов и форм жизнедеятельности. Эта специфика предопределяется сложившимися в данном обществе технологическими и социально-экономическими условиями его существования. С понятием качественная определенность образа жизни нельзя смешивать понятие «качество жизни» 
 
Качество жизни характеризуется: 
 
1) как совокупность объективных условий существования личности, группы, общества в целом; 
2) субъективная оценка личностью или группой степени своей удовлетворенности сложившимся образом жизни и условиями, его предопределяющими.

Количественная определенность образа жизни четко фиксируется в том распределении времени, которое затрачивается личностью, группой, обществом на соответствующие формы деятельности.

Фундаментальным в общей структуре образа жизни выступает личностный уровень образа жизни, который представлен двумя формами существования: ролестатусной и индивидуальной. 
 
Ролевая форма образа жизни личности фиксирует конкретное своеобразие включенности индивида именно в данную ролевую совокупность форм жизнедеятельности, отвечающей определенному статусу. 
 
В ролестатусной форме образа жизни фиксируется социально-типичное и поэтому устойчивое в поведении людей, все то, что отвечает нормативным стандартам поведения лиц данного социального статуса. 
 
Индивидуальная форма образа жизни раскрывает перед нами индивидуально-типичное и устойчивое в поведении именно данной конкретной личности, ее личностные определенность и специфичность. 
 
Ролестатусный и индивидуальный образ жизни личности обладает возрастной структурой. Она сводится к четырем последовательно-временным стадиям развертывания образа жизни личности – детство, молодость, зрелость, старость. На первых трех стадиях происходят последовательное накопление и обогащение поля личностной жизнедеятельности, на последней - доминируют процессы его естественного сужения и угасания. 
 
Групповой уровень образа жизни – это сумма наиболее типичных форм жизнедеятельности составляющих ее индивидов и формы жизнедеятельности группы как целостности. 
 
У каждого общественного слоя свои отличительные черты образа жизни, что в современной социологии получило специальное терминологическое закрепление – групповая «субкультура».

 

труктура образа жизни включает в себя следующие компоненты: 
 
- аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение правил поведения; 
 
- поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации; 
 
- когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов; 
 
- коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмами, особой терминологией, произношением. 
 
Существуют различные виды образа жизни: 
 
- здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя; 
- нравственно-здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры; 
- замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность; 
- богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения; 
- студенческий, ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

 

8.


Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"