Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка
40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе
3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.
Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:
1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;
2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;
3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;
4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.
Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.
Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.
9. Образ жизни
Образ жизни – это устойчивая совокупность
всего того своеобразно-отличительного,
типичного, что присуще жизнедеятельности
именно данной конкретной личности, группы
и общества.
Образ жизни рассматривают с учетом многообразных
условий общественной жизни:
1) естественно-географические предпосылки
этой жизни: рельеф местности, естественные
пути сообщения, климат, природные ресурсы
и т.д.;
2) вся совокупность объективных условий
данной общественной жизни: характер технологии,
специфика экономических отношений, особенности
политической организации;
3) «уровень жизни», т.е. уровень обеспеченности
личности и населения в целом материальными,
социальными и культурными благами и услугами;
4) целая сфера культурных детерминаций
– национальных, религиозных, образовательных,
бытовых, досуговых, ментальных и т.д.
Решающим базисом любого конкретного
образа жизни выступает источник средств
существования. В зависимости от характера
этого источника все население принято
подразделять на две большие группы:
- самодеятельная (самостоятельная),
- несамодеятельная (несамостоятельная).
Самодеятельное население – это все те,
кто имеет самостоятельный источник дохода
и вполне самостоятелен в своем образе
жизни.
Несамодеятельное население – это все
те, кто лишен самостоятельного источника
средств своего существования, и поэтому
существует на чьем-то иждивении – частном
или благотворительном (дети, домохозяйки,
безработные и т.д.).
В самодеятельном населении в зависимости
от характера источника дохода выделяют
две подгруппы населения – экономически
активного и неактивного.
Экономически активное население – это
все те, кто существует на доход от какого-либо
занятия:
1) все занятые какой-то приносящей доход
трудовой деятельностью («занятое население»);
2) официально зафиксированные безработные,
как лица, лишь временно утратившие занятость,
ищущие работу и временно же существующие
на соответствующее государственное пособие;
3) военнослужащие и заключенные исправительно-трудовых
учреждений.
Экономически неактивное население –
это все те, кто имеет самостоятельный
доход нетрудового характера. Можно выделить
три группы экономически неактивного
населения, различимых по своему статусу
и образу жизни:
1) это все те, чей нетрудовой доход находится
в прямой связи с прошлым или предстоящим
трудовым доходом (пенсионеры, студенты
- стипендиаты). Их образ жизни, система
жизненных ценностей, менталитет наиболее
близки к ориентациям занятого населения;
2) все те, чей нетрудовой доход обусловлен
находящейся в их распоряжении собственностью:
проценты и дивиденды вкладов и помещенного
капитала, доходы от сдачи в аренду, наследство
и т.д.;
3) все те, кто существует на «случайные»,
в том числе и на противоправные доходы
– нищие, бродяги, проститутки, преступники
и деклассированные элементы. Их образ
жизни демонстрирует наибольшие отклонения
от общепринятых в данном обществе нормативов
образа жизни.
Качественная
определенность образа жизни представлена
содержательной спецификой характерных
для данного общества видов и форм жизнедеятельности.
Эта специфика предопределяется сложившимися
в данном обществе технологическими и
социально-экономическими условиями его
существования. С понятием качественная
определенность образа жизни нельзя смешивать
понятие «качество жизни»
Качество жизни характеризуется:
1) как совокупность объективных условий
существования личности, группы, общества
в целом;
2) субъективная оценка личностью или группой
степени своей удовлетворенности сложившимся
образом жизни и условиями, его предопределяющими.
Количественная определенность образа жизни четко фиксируется в том распределении времени, которое затрачивается личностью, группой, обществом на соответствующие формы деятельности.
Фундаментальным
в общей структуре образа жизни выступает
личностный уровень образа жизни, который
представлен двумя формами существования:
ролестатусной и индивидуальной.
Ролевая форма
образа жизни личности фиксирует конкретное
своеобразие включенности индивида именно
в данную ролевую совокупность форм жизнедеятельности,
отвечающей определенному статусу.
В ролестатусной форме
образа жизни фиксируется социально-типичное
и поэтому устойчивое в поведении людей,
все то, что отвечает нормативным стандартам
поведения лиц данного социального статуса.
Индивидуальная форма
образа жизни раскрывает перед нами индивидуально-типичное
и устойчивое в поведении именно данной
конкретной личности, ее личностные определенность
и специфичность.
Ролестатусный
и индивидуальный образ жизни личности
обладает возрастной структурой. Она сводится
к четырем последовательно-временным
стадиям развертывания образа жизни личности
– детство, молодость, зрелость, старость.
На первых трех стадиях происходят последовательное
накопление и обогащение поля личностной
жизнедеятельности, на последней - доминируют
процессы его естественного сужения и
угасания.
Групповой уровень
образа жизни – это сумма наиболее типичных
форм жизнедеятельности составляющих
ее индивидов и формы жизнедеятельности
группы как целостности.
У каждого общественного
слоя свои отличительные черты образа
жизни, что в современной социологии получило
специальное терминологическое закрепление
– групповая «субкультура».
труктура
образа жизни включает в себя следующие
компоненты:
- аксиологический (ценностный,
нормативный), означающий ориентацию на
соблюдение правил поведения;
- поведенческий,
выражающийся в привычках, устойчивых
способах реагирования на различные социальные
ситуации;
- когнитивный,
связанный с содержанием картин мира,
познавательных стереотипов;
- коммуникативный,
обусловленный включенностью человека
в систему социальных связей, а также состоянием
активного словарного запаса различных
социальных групп, их лексикой, стилистикой,
жаргоном, профессионализмами, особой
терминологией, произношением.
Существуют различные виды образа
жизни:
- здоровый, который предполагает правильное
питание, соблюдение гигиенических норм,
наличие психологически комфортных условий
на работе и быту, занятие спортом, упорядоченный
отдых, избежание стресса, крепкий сон,
минимальное употребление алкоголя;
- нравственно-здоровый, отвечающий содержанию
основных ценностей жизни и культуры;
- замкнутый, аскетический, предполагающий
постоянную заботу о спасении души и спартанскую
скромность;
- богемный, связанный с нестрогим соблюдением
повседневных норм общения;
- студенческий, ассоциирующийся с беззаботностью
и легким отношением к жизни.
8.