Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе

Файлы: 1 файл

otvety.docx

— 133.14 Кб (Скачать файл)

Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая  активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность  о решаемой задаче, членах группы и  ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние  на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям  и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности  в различных ее сферах, выработка  и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных  социально-психологических отношений  в группе.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается  в результате взаимодействия членов группы для организации группы при  решении конкретной задачи. Он демонстрирует  более высокий, чем другие члены  группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается  в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные  члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет  вести, а они будут ведомыми. Лидерство  необходимо рассматривать как групповое  явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой  структуры, а лидерство есть система  отношений в этой структуре. Поэтому  феномен лидерства относится  к динамическим процессам малой  группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены  группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах  лидерские возможности могут  возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется  с понятием "авторитет", что  не вполне корректно: конечно, лидер  выступает как авторитет для  группы, но не всякий авторитет обязательно  означает лидерские возможности  его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет  такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как  идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен  лидерства - это весьма специфическое  явление, не описываемое никакими другими  понятиями. [1].

 

35.

 Конфликт (от лат. conflictus -- столкновение) -- это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Выделяют следующие виды конфликтов:

- внутриличностный -- столкновение примерно равных, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного и того же человека;

- межличностный -- ситуация во взаимодействии людей, при которой они:

а) преследуют несовместимые цели;

б) придерживаются несовместимых ценностей  и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом;

в) в острой конкурентной борьбе одновременно стремятся к достижению одной  и той же цели, которая может  быть достигнута лишь одной из конкурирующих  сторон;

- межгрупповой, при котором в  качестве конфликтующих сторон  выступают социальные группы, преследующие  несовместимые цели и с помощью  практических действий препятствующие  друг другу в их достижении.

Структура конфликта предполагает вычленение следующих элементов:

- стороны (участники) конфликта;

- условия протекания конфликта;

- образы конфликтной ситуации;

- возможные действия участников  конфликта;

- исходы конфликтных действий.

Сторонами конфликта могут быть отдельные аспекты личности, сами личности, отдельные группы. Исходя из этого возможны конфликты типа "аспект личности -- аспект личности", "личность -- личность", "личность -- группа", "группа -- группа".

Условия протекания конфликта -- это социальная среда в самом широком плане, включающая помимо малых групп и большие (классы, нации, профессиональные группы).

Образы конфликтной ситуации -- это внутренние картины конфликтной ситуации, которые включают представления участников:

- о самих себе (своих мотивах,  целях, возможностях и т.п.);

- о противостоящих сторонах (их  мотивах, целях, возможностях  и т.п.);

- о среде, в которой складываются  конфликтные отношения.

В целом эти образы обусловлены  объективной реальностью, однако возможны и серьезные расхождения.

Возможные действия участников конфликта -- это набор действий, предпринимаемых сторонами на основе образов конфликтной ситуации. При этом действие приобретает характер взаимодействия. Действия участников способствуют достижению их целей, препятствуют достижению целей противостоящей стороны, выполняют функцию общения.

Исходы конфликтных действий (результаты, последствия) органично вплетены в  сам конфликт, прежде всего на идеальном  уровне: участники с самого начала имеют образ возможных исходов  и ведут себя в соответствии с  ним.

2. Способы разрешения конфликтов

 

Разрешение конфликта возможно за счет:

а) преобразования самой объективно существующей конфликтной ситуации;

б) изменения имеющихся у сторон образов ситуации.

И в том, и в другом случае возможно двоякое разрешение конфликта: частичное  и полное. Частичное разрешение конфликта -- это ситуация, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон. Полное разрешение конфликта отличается тем, что конфликт устраняется и на уровне поведения, и на внутреннем уровне.

Как же нужно вести себя в конфликте, чтобы прийти к его конструктивному  разрешению? Конструктивное разрешение конфликта могут обеспечить следующие  условия:

- адекватность отражения конфликта;

- открытость и эффективность  общения конфликтующих сторон;

- создание климата взаимного  доверия конфликтующих сторон;

- определение существа конфликта.

Что касается адекватного восприятия конфликта, то очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем свои действия, намерения, равно как  и поступки, действия противоположной  стороны. При этом возможны следующие  ошибки (искажения) восприятия: выраженную в стремлении к согласию и взаимопониманию, нежелании использовать слабые и уязвимые стороны противника. Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров. Успешное решение общих задач повышает степень взаимного доверия (очень часто человек даже не представляет, что можно сотрудничать с оппонентом, находящимся с ним в конфликтных отношениях).

Определение существа конфликта необходимо для поиска эффективных средств  его разрешения.

 

34.

 В психологии под конфликтом  понимают обоюдное, отрицательное  психическое состояние двух или  более людей, характеризующееся  враждебностью, негативизмом в  отношениях, вызванное несовместимостью  их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты бывают открытые или  скрытые. Открытые конфликты принимают  форму ссоры, скандала, драки и  т.п. Скрытые же конфликты не  имеют яркого внешнего проявления, это внутреннее недовольство, но  их влияние на супружеские  отношения не менее ощутимо,  чем открытых. Особенности конфликтов  в семье выражаются в том,  что психическое состояние супругов  может перейти в стрессовое, искажающее  психику человека; обостряются отрицательные  переживания в духовном мире  человека, может наступить состояние  опустошенности, безразличия.

Конфликт вызывается какой-то сложной  для супругов проблемой. Конфликты  специфичны для различных стадий развития семьи. Наиболее существенна  роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных  ситуаций. На первом этапе развития семьи, когда закладывается система  ценностей и формируется семейная микрокультура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребенка появляются новые проблемы, требующие разрешения, особое значение приобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функция.

Конфликты могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В первых причина  может быть легко установлена  и разрешена. В трудноразрешимых конфликтах даже при выявлении причины  их нелегко ликвидировать, поэтому  отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно быстрее.

Возникновение ссор, которые иногда не проходят бесследно, - одно из губительных  последствий адаптации любви. Говорят: «Милые бранятся, только тешатся». Но это  не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-то отпечаток  на дальнейшие отношения. Но как часто  ссоры основываются на пустяках!

Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая  установка. В состоянии эмоциональной  усталости человек часто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу  понять причину срыва и тут  же это понимание продемонстрировать: «Я понимаю, ты сегодня устал и  поэтому так придирчив…», такое  проявление доброжелательности обычно помогает виновному одуматься. Если же партнеру вовремя не удается сдержаться, ссора нарастает, как снежный  ком.

Часто конфликты возникают из-за того, что супруги не поняли друг друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно. Чтобы поссориться используется все: и как чистят зубы, и как  держат ложку, и увлечения партнера. Для этого нужна только соответствующая  установка. И если взята установка  на «войну» в доме, то ссора неизбежна. И нет большей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может «ударить» больно, потому что знает, куда нужно бить, чтобы  причинить боль. Обида - тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой  аспект: необоснованная и чрезмерная обидчивость некоторых. Психологи  обращают внимание вот на что. Обида  может вызвать агрессию, которая  включает все иммунные механизмы, начинающие работать вхолостую. Любой же гормон, который не использован человеком, превращается для него в яд, а  значит ослабляет человека. Если постоянно думать о своих обидах, организм будет подвергаться постоянным перегрузкам. Для того, чтобы освободиться от этих болезненных явлений психики, нужно заниматься самовоспитанием мысли. Преодолеть излишнюю обидчивость - значит найти пути к более гибкому межличностному общению.

Возникновение конфликтов связано  со стремлением людей удовлетворять  те или иные потребности или создать  условия для их удовлетворения без  учета интересов другого супруга  или члена семьи.

Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени психолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т.п.

В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения конфликта, он может играть как разрушительную, так и созидательную роль. К  средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления, унижение человеческого  достоинства, стремление проучить, сильнее  обидеть, свалить вину за происходящий конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во втором случае, когда конфликт выполняет  созидательную функцию, супруги  стремятся выбрать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их прежде всего в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся взаимоотношения.

Семейное согласие строится постепенно на взаимопонимании и собственном  самосовершенствовании. Если кого-либо из супругов не устраивают привычки, потребности  и установки другого, необходимо, чтобы и другой осознал и понял  необходимость перемены. Исправить  положение можно в том случае, если этого хотят оба супруга. Скандалы, ультиматумы, брань, даже физическое насилие не побуждают к лучшему  поведению, не помогают, а только мешают виновному исправить свои ошибки или избавиться от недостатков. Повысить культуру быта, культуру отношений - это  значит и повысить требовательность супруга к самому себе.

Стремясь помочь любимому человеку избавиться от недостатков, нельзя занимать позиции судьи. Важно и самому определить свою долю вины в неправильном поведении любимого человека.

Можно сказать, что умение решать семейные конфликты - это прежде всего умение сделать шаг навстречу другому, способность изменить свои взгляды, позиции. К сожалению, вариант, когда оба супруга наделены этой способностью, встречается достаточно редко, гораздо чаще ею обладает лишь один из них. На нем-то, этом «уступающем» супруге, фактически и держится семья, он становится ее цементирующим началом.

Первый шаг навстречу важен  не только во время принятии важных семейных решений, когда мнения супругов не совпадают, когда в семье возникает конфликтная ситуация. На первых порах семейной жизни, в период приспособления, точнее, обучения жизни вдвоем, супругов сплошь и рядом подстерегают мелкие, незначительные ошибки, которые обычно приводят к столь же мелким конфликтам. Однако если их во время не погасить, эти мелкие конфликты могут основательно попортить нервы обоим супругам.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"