Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка
40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе
2. Аутосоциометрия
Аутосоциометрия не является самостоятельной диагностической процедурой. Она естественным образом дополняет и углубляет данные классической социометрии и проводится одновременно с ней. В ходе данной процедуры члены группы вербализуют свои представления о том, как группа в целом и отдельные ее представители относятся лично к ним. Тем самым исследователь может оценить, насколько верно каждый член группы представляет себе свое место в коллективе. В социальной психологии умение адекватно оценивать отношение к себе других людей называется социально-рефлексивнымпи навыками. Рефлексия - (от позднелат. reflexio -- обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии -- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Уровень социально-рефлексивного развития - важный показатель личностной зрелости, эмоционального благополучия человека.
Адекватность представлений о своем месте в группе является признаком положительным, даже если речь идет об отверженных или изолированных.
3. Референтометрия
Референтометрия - измерение ценностной значимости других лиц - существует в различных методических формах.
17;16
Большая группа отличается
тремя основными признаками: она
включает в свой состав
Малая группа - группа людей, численностью
от нескольких до нескольких десятков
человек, объединенных - в том числе
формально - общими целями и задачами,
как правило, находящихся в личном
контакте друг с другом, что приводит
к возникновению групповых
Деление малых групп на виды возможно по разным критериям(рис.2).
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо.
Формальные группы -- это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами. Формальные группы -- группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.
Неформальные группы -- это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений.
Условные группы -- это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
Реальные группы -- это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные -- это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Диффузные группы -- это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Образование формальных групп, выступающих
структурными элементами социальных организаций
и институтов, происходит, как правило,
вне прямой связи с потребностями
и желаниями людей объединиться
именно в рамках данной конкретной
группы. Вхождение индивида в ту
или иную формальную группу, как
правило, определяется интересами и
потребностями, не связанными непосредственно
с потребностью в общении и
объединении именно с данными
людьми. Именно этим объясняется известный
феномен расхождения между
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д.
Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:
1. Наличие общей территории, на
которой люди могут собраться
вместе, познакомиться и обсудить
стоящие перед ними задачи. Для
организации обычно требуется
специальное помещение, где
2. Непосредственный контакт
3. Время взаимодействия. Установление
прочных контактов и трудовых
связей не происходит
4. Численность группы. Количество
членов группы является важной
переменной, оказывающей влияние
на групповое поведение. В
15. Способы воздействия в стихийных группах:
-заражение (психоз, экстаз) – передача
эмоционального состояния, механизм многократного
эмоционального взаимовоздействия;
-внушение (сообщение, убеждение, внушение);
-подражание как воспроизведение поведения других; виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.
Рассмотрим их подробнее.
Заражение с давних пор исследовалось
как особый способ воздействия, определенным
образом интегрирующий большие массы
людей, особенно в связи с возникновением
таких явлений, как религиозные экстазы,
массовые психозы и т.д.
В самом общем виде заражение можно определить
как бессознательную невольную подверженность
индивида определенньм психическим состояниям.
Она проявляется не через более или менее
осознанное принятие какой-то информации
или образцов поведения, а через передачу
определенного эмоционального состояния,
или «психического настроя» [8].
Поскольку это эмоциональное состояние
возникает в массе, действует механизм
многократного взаимного усиления эмоциональных
воздействий общающихся людей. Индивид
здесь не испытывает организованного
преднамеренного давления, но просто бессознательно
усваивает образцы чьего-то поведения,
лишь подчиняясь ему.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие
через заражение, является ситуация паники.
Паника возникает в массе людей как определенное
эмоциональное состояние, являющееся
следствием либо дефицита информации
о какой-либо пугающей или непонятной
новости, либо избытка этой информации.
Непосредственным поводом к панике является
появление какого-то известия, способного
вызвать своеобразный шок. В дальнейшем
паника наращивает силу, когда включается
в действие рассмотренный механизм взаимного
многократного отражения [1].
Паника относится к таким явлениям, которые
чрезвычайно трудно поддаются исследованию.
Ее нельзя непосредственно наблюдать,
во-первых, потому, что никогда заранее
не известны сроки ее возникновения, во-
вторых, потому, что в ситуации паники
весьма сложно остаться наблюдателем:
в том-то ее сила и заключается, что любой
человек, оказавшись «внутри» системы
паники, в той или иной степени поддается
ей.
Исследования паники остаются на уровне
описаний, сделанных после ее пика. Эти
описания позволили выделить основные
циклы, которые характерны для всего процесса
в целом. Знание этих циклов очень важно
для прекращения паники. Это возможно
при условии, что находятся силы, способные
внести элемент рациональности в ситуацию
паники, определенным образом захватить
руководство в этой ситуации. Кроме знания
циклов, необходимо также и понимание
психологического механизма паники, в
частности такой особенности заражения,
как бессознательное принятие определенных
образцов поведения. Если в ситуации паники
находится человек, который может предложить
образец поведения, способствующий восстановлению
нормального эмоционального состояния
толпы, есть возможность панику прекратить
[12].
Б. Ф. Поршнев замечает, что в современных
обществах заражение играет значительно
меньшую роль, чем на начальных этапах
человеческой истории. Справедливо отмечено,
что чем выше уровень развития общества,
тем критичнее отношение индивидов к силам,
автоматически увлекающим их на путь тех
или иных действий или переживаний, тем,
следовательно, слабее действие механизма
заражения [10].
Внушение представляет собой особый вид
воздействия, а именно целенаправленное,
неаргументированное воздействие одного
человека на другого или на группу. При
внушении осуществляется процесс передачи
информации, основанный на ее некритическом
восприятии. Часто всю информацию, передаваемую
от человека к человеку, классифицируют
с точки зрения меры активности позиции
коммуникатора, различая в ней сообщение,
убеждение и внушение. Именно эта третья
форма информации связана с некритическим
восприятием. Предполагается, что человек,
принимающий информацию, в случае внушения
не способен на ее критическую оценку.
Естественно, что в различных ситуациях
и для различных групп людей мера неаргументированности,
допускающая некритическое принятие информации,
становится весьма различной.
Подражание также относится к механизмам,
способам воздействия людей друг на друга,
в том числе в условиях массового поведения,
хотя его роль и в иных группах, особенно
в специальных видах деятельности, также
достаточно велика.
Подражание имеет ряд общих черт с явлениями
заражения и внушения, однако его специфика
состоит в том, что здесь осуществляется
не простое принятие внешних черт поведения
другого человека или массовых психических
состояний, но воспроизведение индивидом
черт и образцов демонстрируемого поведения.
В истории социальной психологии подражанию
уделено большое место. Разработка идей
о роли подражания в обществе характерна
для концепции Г. Тарда, которому принадлежит
так называемая теория подражания. В основных
чертах эта теория сводится к следующему:
фундаментальным принципом развития и
существования общества служит подражание.
Именно в результате подражания возникают
групповые нормы и ценности. Подражание
выступает как частный случай более общего
«мирового закона повторения». Если в
животном мире этот закон реализуется
через наследственность, то в человеческом
обществе — через подражание. Оно выступает
источником прогресса: периодически в
обществе совершаются изобретения, которым
подражают массы. Эти открытия и изобретения
входят впоследствии в структуру общества
и вновь осваиваются путем подражания.
Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено
как «род гипнотизма», когда осуществляется
«воспроизведение одного мозгового клише
чувствительной пластинкой другого мозга»
[1].
Социальные конфликты, происходящие в
обществе, объясняются противоречиями
между возможными направлениями подражания.
Поэтому природа этих конфликтов подобна
природе конфликтов в индивидуальном
сознании, когда человек просто испытывает
колебания, выбирая новый образец поведения.
Различается несколько видов подражания:
логическое и внелогическое, внутреннее
и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай,
подражание внутри одного социального
класса и подражание одного класса другому.
Анализ этих различных видов подражания
позволил сформулировать законы подражания,
среди которых, например, имеются следующие:
подражание осуществляется от внутреннего
к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают
подражание раньше, чем внешние: духу религии
подражают раньше, чем обрядам); низшие
(имеются в виду низшие по социальной лестнице)
подражают высшим (провинция – центру,
дворянство – королевскому двору) и т.д.
[1].
Необходимо отметить, что в каждом случае
осуществление воздействия при помощи
указанных способов наталкивается на
ту или иную степень критичности личностей,
составляющих массу. Воздействие вообще
не может быть рассмотрено как однонаправленный
процесс: всегда существует и обратное
движение – от личности к оказываемому
на нее воздействию. Особое значение все
это приобретает в стихийных группах.
Стихийные группы и демонстрируемое в
них массовое поведение и массовое сознание
являются существенным компонентом различных
социальных движений.
14. Характеристика и типы стихийных групп
Стихийные
группы – это особая разновидность
больших групп, которые в строгом смысле
слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные
объединения большого числа лиц, часто
с весьма различными интересами, но, тем
не менее, собравшихся вместе по какому-либо
определенному поводу и демонстрирующих
какие-то совместные действия. Членами
такого временного объединения являются
представители разных больших организованных
групп: классов, наций, профессий, возрастов
и т.д. Такая «группа» может быть в определенной
степени кем-то организована, но чаще возникает
стихийно, не обязательно четко осознает
свои цели, но, тем не менее, может быть
весьма активной [1].
^ Типы стихийных групп: толпа, масса,
публика.
С психологической точки зрения толпа
– это собрание людей, обладающих определенными
чертами, отличающимися от тех, которые
характеризуют отдельных индивидов, входящих
в состав этого собрания [5].
Толпа образуется
на улице по поводу самых различных событий:
дорожно-транспортного происшествия,
поимки правонарушителя, недовольства
действиями представителя власти или
просто проходящего человека. Длительность
ее существования определяется значимостью
инцидента: толпа зевак может разойтись,
как только элемент зрелищности ликвидирован.
В другом случае, особенно, когда это связано
с выражением недовольства каким-либо
социальным явлением (не привезли продукты
в магазин, отказались принимать или выдавать
деньги в сберкассе) толпа может все более
и более возбуждаться и переходить к действиям,
например к движению в сторону какого-либо
учреждения. Ее эмоциональный накал может
при этом возрастать, порождая агрессивное
поведение участников, в толпе могут возникать
элементы организации, если находится
человек, который сумеет ее возглавить.
Но если даже такие элементы возникли,
они очень нестабильны: толпа легко может
и смести возникшую организованность.
Стихия остается основным фоном поведения
толпы, приводя часто к его агрессивным
формам [1].
По типу доминирующей эмоции и особенностям
поведения исследователи выделяют следующие
виды толпы:
случайная (окказиональная) толпа возникает
в связи с каким-либо неожиданным
событием. Ее образуют «зеваки», лица,
испытывающие потребность в новых
впечатлениях. Основной эмоцией является
любопытство людей. Случайная толпа
может быстро собираться и так
же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна;
конвенциональная толпа –
экспрессивная толпа отличается особой
силой массового проявления эмоций
и чувств. Является результатом трансформации
случайной или конвенциональной
толпы, когда людьми в связи с
определенными событиями, свидетелями
которых они стали, и под действием
их развития овладевает общий эмоциональный
настрой, выражаемый коллективно. Экспрессивная
толпа может трансформироваться
в крайнюю форму –
Все три вида толпы относятся
к пассивным. Кроме того, существует
и понятие действующей (активной) толпы
– наиболее важный вид толпы, учитывая
социальную опасность некоторых ее подвидов.
Г. Лебон отмечает, что, становясь частицей
организованной толпы, человек спускается
на несколько ступеней ниже по лестнице
цивилизации. В изолированном положении
он, быть может, был бы культурным человеком;
в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное.
У него обнаруживается склонность к произволу,
буйству, свирепости, но также и к энтузиазму
и героизму, свойственным первобытному
человеку, сходство с которым еще более
усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно
легко подчиняется словам и представлениям,
не оказавшим бы на него в изолированном
положении никакого влияния, и совершает
поступки, явно противоречащие и его интересам,
и его привычкам [5].
Толпа в интеллектуальном отношении всегда
стоит ниже изолированного индивида, но
с точки зрения чувств и поступков, вызываемых
этими чувствами, она может быть лучше
или хуже его, смотря по обстоятельствам.
Все зависит от того, какому внушению повинуется
толпа.
Толпа часто бывает преступна – это правда,
но часто также она бывает героична. Толпа
пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь
верования или идеи; в толпе можно пробудить
энтузиазм и заставить ее, ради славы и
чести, идти без хлеба и оружия, как во
времена крестовых походов, освобождать
Гроб Господен из рук неверных или же,
как в 93-м году, защищать родную землю.
Это героизм, несколько бессознательный,
конечно, но именно при его-то помощи и
делается история. Если бы на счет народам
ставились только одни великие дела, хладнокровно
обдуманные, то в мировых списках их значилось
бы весьма немного [5].
Масса обычно
описывается как более стабильное образование
с довольно нечеткими границами. Масса
может выступать не обязательно как сиюминутное
образование, подобно толпе; она может
оказаться в значительно большей степени
организованной, когда определенные слои
населения достаточно сознательно собираются
ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации,
митинга. В этом случае более высока роль
организаторов: они обычно выдвигаются
не непосредственно в момент начала действий,
а известны заранее как лидеры тех организованных
групп, представители которых приняли
участие в данном массовом действии. В
действиях массы поэтому более четки и
продуманы как конечные цели, так и тактика
поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса
достаточно разнородна, в ней тоже могут
как сосуществовать, так и сталкиваться
различные интересы, поэтому ее существование
может быть неустойчивым.
Публика представляет
собой еще одну форму стихийной группы,
хотя элемент стихийности здесь слабее
выражен, чем, например, в толпе. Публика
– это тоже кратковременное собрание
людей для совместного времяпрепровождения
в связи с каким-то зрелищем – на трибуне
стадиона, в большом зрительном зале, на
площади перед динамиком при прослушивании
важного сообщения. В более замкнутых
помещениях, например в лекционных залах,
публику часто именуют аудиторией. Публика
всегда собирается ради общей и определенной
цели, поэтому она более управляема, в
частности в большей степени соблюдает
нормы, принятые в избранном типе организации
зрелищ. Но и публика остается массовым
собранием людей, и в ней действуют законы
массы. Достаточно и здесь какого-либо
инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.
Известны драматические случаи, к которым
приводят неуемные страсти, например болельщиков
футбола на стадионах и т.п. [1].