Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе

Файлы: 1 файл

otvety.docx

— 133.14 Кб (Скачать файл)

2. Аутосоциометрия

Аутосоциометрия не является самостоятельной диагностической процедурой. Она естественным образом дополняет и углубляет данные классической социометрии и проводится одновременно с ней. В ходе данной процедуры члены группы вербализуют свои представления о том, как группа в целом и отдельные ее представители относятся лично к ним. Тем самым исследователь может оценить, насколько верно каждый член группы представляет себе свое место в коллективе. В социальной психологии умение адекватно оценивать отношение к себе других людей называется социально-рефлексивнымпи навыками. Рефлексия - (от позднелат. reflexio -- обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии -- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Уровень социально-рефлексивного  развития - важный показатель личностной зрелости, эмоционального благополучия человека.

Адекватность представлений о  своем месте в группе является признаком положительным, даже если речь идет об отверженных или изолированных.

3. Референтометрия

Референтометрия - измерение ценностной значимости других лиц - существует в различных методических формах.

 

 

17;16

 Большая группа отличается  тремя основными признаками: она  включает в свой состав значительное  число членов, характеризуется отсутствием  обязательных личных контактов  между ними и обладает относительно меньшей степенью внутренней сплоченности и организованности. К ним относятся класс, нация, народ, город, теле- и киноаудитория, публика, толпа. Малая группа - это немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и наличием между всеми ее членами непосредственных контактов. К ней относятся семья, школьный класс, спортивная команда, производственная бригада, молодежная тусовка. Эту группу еще называют неформальной, первичной, контактной. По определению Дж. Хоманса, малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленное, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников. У.Р. Мертон определяет малую группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются её членами с точки зрения других людей. Согласно Р. Бейлзу, малая группа - это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.

Малая группа - группа людей, численностью от нескольких до нескольких десятков человек, объединенных - в том числе  формально - общими целями и задачами, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей  и норм поведения (например, осознание  членами группы себя как «Мы», а  иных групп - как «Они»).

Деление малых групп на виды возможно по разным критериям(рис.2).

Среди естественных малых групп  наиболее важным представляется выделение  групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо.

Формальные группы -- это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами. Формальные группы -- группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.

Неформальные группы -- это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений.

Условные группы -- это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.

Реальные группы -- это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные -- это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Диффузные группы -- это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Образование формальных групп, выступающих  структурными элементами социальных организаций  и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями  и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. Вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как  правило, определяется интересами и  потребностями, не связанными непосредственно  с потребностью в общении и  объединении именно с данными  людьми. Именно этим объясняется известный  феномен расхождения между группой  членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д.

Для того чтобы сложилась такая  группа, требуется соблюдение определенных условий:

1. Наличие общей территории, на  которой люди могут собраться  вместе, познакомиться и обсудить  стоящие перед ними задачи. Для  организации обычно требуется  специальное помещение, где возможно  выполнение совместной работы.

2. Непосредственный контакт людей,  необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных  взаимоотношений. Общение людей  между собой - это непременное  условие их совместной деятельности.

3. Время взаимодействия. Установление  прочных контактов и трудовых  связей не происходит мгновенно.  Необходимо определенное время,  в ходе которого разворачивается  динамика группового взаимодействия.

4. Численность группы. Количество  членов группы является важной  переменной, оказывающей влияние  на групповое поведение. В социальной  психологии установлено, что эффективность  группы и динамика протекания  групповых процессов зависит  от ее численности. Группа может  быть либо слишком маленькой,  либо слишком большой, чтобы  работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса  следует говорить о минимальной,  максимальной и оптимальной численности.  Минимальная численность группы - 2-3 человека, максимальная - от 25 до 40 человек.  Сложность вызывает определение  оптимальной численности. Здесь  эмпирически определены три критических  момента.

 

15. Способы воздействия в стихийных группах: 
-заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; 

-внушение (сообщение, убеждение, внушение); 

-подражание как воспроизведение поведения других; виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

 
Рассмотрим их подробнее. 
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.  
 
В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенньм психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» [8]. 
 
Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.  
 
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения [1]. 
 
Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. 
 
Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить [12]. 
 
Б. Ф. Поршнев замечает, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения [10]. 
 
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной. 
 
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика.  
 
Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.  
 
В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» [1]. 
 
Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения.  
 
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и т.д. [1]. 
 
Необходимо отметить, что в каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение – от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

 

14.  Характеристика и типы стихийных групп 
 
Стихийные группы – это особая разновидность больших групп, которые в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной [1]. 
 
^ Типы стихийных групп: толпа, масса, публика. 
 
С психологической точки зрения толпа – это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания [5]. 
 
Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам [1]. 
 
По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы: 

 
случайная (окказиональная) толпа возникает  в связи с каким-либо неожиданным  событием. Ее образуют «зеваки», лица, испытывающие потребность в новых  впечатлениях. Основной эмоцией является любопытство людей. Случайная толпа  может быстро собираться и так  же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна;

 
конвенциональная толпа – толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых  нормах и правилах поведения –  конвенциях. Собирается по поводу заранее  объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и  они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия;

 
экспрессивная толпа отличается особой силой массового проявления эмоций и чувств. Является результатом трансформации  случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с  определенными событиями, свидетелями  которых они стали, и под действием  их развития овладевает общий эмоциональный  настрой, выражаемый коллективно. Экспрессивная  толпа может трансформироваться в крайнюю форму – экстатическую  толпу, т.е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления  в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях [6].

 
Все три вида толпы относятся  к пассивным. Кроме того, существует и понятие действующей (активной) толпы – наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов. 
 
Г. Лебон отмечает, что, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам [5]. 
 
Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа.  
 
Толпа часто бывает преступна – это правда, но часто также она бывает героична. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господен из рук неверных или же, как в 93-м году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но именно при его-то помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьма немного [5]. 
 
Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым. 
 
Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. [1].

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"