Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка
40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе
Взаимоотношения между структурными
элементами семейной системы можно
описать через следующие
СПЛОЧЕННОСТЬ
Сплоченность (связь,
ИЕРАРХИЯ
Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье, а также включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, главенство, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения.
Иерархия существует в любой социальной системе. Все семьи, в том числе, имеют определенную иерархическую структуру, где взрослые наделены определенной властью. Вместе с тем, идея иерархичности всегда контекстуальна. Например, в одной и той же семье в вопросах воспитания детей власть может принадлежать матери, в то время как распределением семейного бюджета занимается отец.
ГРАНИЦЫ СЕМЬИ
Понятие «границы семьи» используется для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семейные границы представляют собой символические эмоциональные барьеры, которые защищают и поддерживают чувство целостности отдельных индивидов, подсистем и целых семей.
Границы поддерживаются, прежде всего, системой правил и договоренностей, существующих между членами семьи. Эти правила определяют, кто принадлежит к данной системе или подсистеме, и каков характер этой принадлежности.
ГИБКОСТЬ
Гибкость – способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными.
В системной модели семейного функционирования R. Beavers способность семьи гибко реагировать и приспосабливаться к меняющимся условиям обозначается параметром «компетентность» (R. Beavers, 1990).
РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ
Роль – понятие, в котором отражены и социальные, и индивидуальные особенности личности, взаимодействие внешних и внутренних аспектов ее развития. По Э Томасу и Б. Биддлу, «роль – это набор предписаний, которые определяют, каким должно быть поведение человека, занимающего определенную социальную позицию. В разных контекстах роль определяет предписание, описание, оценку и действие; в идее роли находят отражение скрытые и явные процессы, собственное поведение и поведение других, поведение, которое инициирует индивид, и поведение, которое направлено на него» (B.J. Biddle, E.J. Thomas, 1966, с. 29)
Таким образом, роли представляют собой паттерны поведения, регулируемые долженствованиями и ожиданиями, которые определяют как собственные поступки человека, так и поступки окружающих его людей. Кроме актуального поведения в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые приписываются человеку. На характер распределения ролей в семье большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.
29.
Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются:
· репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
· экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
· воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
· коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
Некоторые авторы выделяют специфические
и неспецифические функции
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Как и в древние времена, в наши дни брак несет в себе символ узаконения, общественного одобрения и признания форм половых отношений и производства потомства.
Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей. По мере развития семейных отношений потребности расширяются до общесемейных, групповых и общественных.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
А.Н. Елизаров приводит следующий список основных функций семьи:
1. Порождение и воспитание детей.
2. Сохранение, развитие и
передача последующим
3. Удовлетворение потребностей
людей в психологическом
4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
5. Удовлетворение сексуально-
6. Удовлетворение потребностей
в совместном проведении
7. Организация совместного
ведения домашнего хозяйства,
разделение труда в семье,
8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.
9. Удовлетворение индивидуальных
потребностей в отцовстве или
материнстве, контактах с
28.
Понимание семьи как малой
группы находит множество
При всем многообразии определений понятия "малая группа" можно выделить основное его содержание. Малая группа -- это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Перечислим основные признаки малой группы:
· общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
· личный контакт между членами группы;
· определенный эмоциональный климат внутри группы;
· особые групповые нормы и ценности;
· физический и моральный образец члена группы;
· ролевая иерархия между членами группы;
· относительная независимость (автономность) этой группы от других;
· принципы приема в группу;
· сплоченность группы;
· социально-психологический
· особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы,
Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.
По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа -- это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы". А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду "мать -- ребенок", возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи.
Семья относится к разряду первичных
групп. Ей присущи интимные, лицом
к лицу, отношения между людьми.
Такая группа обеспечивает процесс
первичной социализации и опосредует
вхождение индивида в другие группы.
Мнения и представления членов первичной
группы имеют особое значение в формировании
сознания и самосознания ребенка. Можно
рассматривать процесс
Первичная группа является неформальным
объединением. Решающая роль в ее возникновении
и функционировании принадлежит
симпатиям и антипатиям людей, общности
их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению.
В неформальных группах многие вопросы
решаются совместно. Каждая неформальная
группа отличается своей особой, неповторимой
культурой. Имеются специальные
значения, выражения, обращения и
жесты, разделяемые только внутри данного
круга. Используется своя символика, понятная,
как правило, только тем, кто принадлежит
к этой группе. Именно так складывается
своеобразный "язык семьи", освоить
который бывает непросто новому члену
семьи, появившемуся в ней, например,
в результате повторного брака. Таким
путем формируется прочное
Первичная группа предполагает высокую
степень интимности и доверительности
отношений, эмоциональной вовлеченности
членов группы в ее дела. По мере развития
отношений интимность обычно растет.
Самораскрытие будет
Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей.
27.
Эти восточные теории
были созданы в обществах и
системах ценностей, которые
Религиозные традиции, лежащие в основе этих систем, — индуизм, буддизм и ислам — отражают взгляды почти трех миллиардов людей, живущих в более чем сотне стран. Эти религии исповедует большая часть населения мира. Они являются для их приверженцев повседневной реальностью, а не какими-то академическими, научными или оторванными от практики абстракциями.
Современный интерес к восточным системам
Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли. Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях. Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту, посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.
Восточные теории включают в
себя весомые концепции и
Все чаще признается, что
западные психологи могли недооценивать
психологию и терапию других культур.
Отдельные азиатские учения включают
в себя комплексные виды терапии,
и экспериментальные
Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии. Они содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsh, 1989, р. 547-548).
Данные главы включены в книгу с тем, чтобы дать вам возможность рассмотреть, оценить и в какой-то степени опробовать на практике эти подходы к личности в контексте критического и сравнительного направления внутри психологии. Мы имеем немало свидетельств о том внимании, которое учащиеся уже уделяют этим вопросам. Однако уровень фундаментальных знаний о восточных традициях часто бывает очень низок в сравнении с тем интересом, который многие люди проявляют к этим занятиям, или хотя бы с тем количеством времени, которое на них затрачивается.