Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

40. Психология межгрупповых отношений
38. Теория черт и харизматическая концепция лидерства
37. Теория черт, или "харизматическая теория"
36. Лидерство в малой группе

Файлы: 1 файл

otvety.docx

— 133.14 Кб (Скачать файл)

 

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы можно  описать через следующие параметры: сплоченность, иерархия, внешние и  внутренние границы, гибкость, ролевая структура семьи.

 

СПЛОЧЕННОСТЬ 

 

Сплоченность (связь, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Критерием определения данного параметра семейной структуры является в большей степени интенсивность субъективных переживаний членами семьи характера их отношений, чем модальность этих переживаний (например, любовь, ненависть, обида и др.).

ИЕРАРХИЯ 

 

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье, а также включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, главенство, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. 

 

Иерархия существует в любой  социальной системе. Все семьи, в  том числе, имеют определенную иерархическую  структуру, где взрослые наделены определенной властью. Вместе с тем, идея иерархичности  всегда контекстуальна. Например, в одной и той же семье в вопросах воспитания детей власть может принадлежать матери, в то время как распределением семейного бюджета занимается отец. 

 

ГРАНИЦЫ СЕМЬИ 

 

Понятие «границы семьи» используется для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семейные границы представляют собой символические эмоциональные барьеры, которые защищают и поддерживают чувство целостности отдельных индивидов, подсистем и целых семей. 

 

Границы поддерживаются, прежде всего, системой правил и договоренностей, существующих между членами семьи. Эти правила определяют, кто принадлежит  к данной системе или подсистеме, и каков характер этой принадлежности.

ГИБКОСТЬ 

 

Гибкость – способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными.  

 

В системной модели семейного функционирования R. Beavers способность семьи гибко реагировать и приспосабливаться к меняющимся условиям обозначается параметром «компетентность» (R. Beavers, 1990).

РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ 

 

Роль – понятие, в котором  отражены и социальные, и индивидуальные особенности личности, взаимодействие внешних и внутренних аспектов ее развития. По Э Томасу и Б. Биддлу, «роль – это набор предписаний, которые определяют, каким должно быть поведение человека, занимающего определенную социальную позицию. В разных контекстах роль определяет предписание, описание, оценку и действие; в идее роли находят отражение скрытые и явные процессы, собственное поведение и поведение других, поведение, которое инициирует индивид, и поведение, которое направлено на него» (B.J. Biddle, E.J. Thomas, 1966, с. 29) 

 

Таким образом, роли представляют собой  паттерны поведения, регулируемые долженствованиями  и ожиданиями, которые определяют как собственные поступки человека, так и поступки окружающих его  людей. Кроме актуального поведения в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые приписываются человеку. На характер распределения ролей в семье большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

 

29.

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются:

·         репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

·         экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

·         воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

·         коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические  и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и  женщиной. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения  между полами. Как и в древние  времена, в наши дни брак несет  в себе символ узаконения, общественного  одобрения и признания форм половых  отношений и производства потомства.

Любая семья создается  с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей. По мере развития семейных отношений  потребности расширяются до общесемейных, групповых и общественных.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно  связанная с удовлетворением  определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

А.Н. Елизаров приводит следующий  список основных функций семьи:

1. Порождение и воспитание  детей.

2. Сохранение, развитие и  передача последующим поколениям  ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация  социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей  людей в психологическом комфорте  и эмоциональной поддержке, чувстве  безопасности, ощущении ценности  и значимости своего "Я", эмоциональном  тепле, любви.

4. Создание условий для  развития личности всех членов  семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических  потребностей.

6. Удовлетворение потребностей  в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного  ведения домашнего хозяйства,  разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности  человека в общении с близкими  людьми, в установлении прочных  коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальных  потребностей в отцовстве или  материнстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в  детях.

 

 

 

28.

 Понимание семьи как малой  группы находит множество своих  сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков,  поскольку открывает неоценимые  возможности для оказания психологической  помощи семье.

При всем многообразии определений  понятия "малая группа" можно  выделить основное его содержание. Малая группа -- это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой  группы:

· общие цели и общая для всех членов группы деятельность;

· личный контакт между членами  группы;

· определенный эмоциональный климат внутри группы;

· особые групповые нормы и ценности;

· физический и моральный образец  члена группы;

· ролевая иерархия между членами  группы;

· относительная независимость (автономность) этой группы от других;

· принципы приема в группу;

· сплоченность группы;

· социально-психологический контроль поведения членов группы;

· особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны  членов группы,

Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков  входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.

По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться  малой группой. Решение этого  вопроса является принципиальным для  психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа -- это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы". А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду "мать -- ребенок", возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи.

Семья относится к разряду первичных  групп. Ей присущи интимные, лицом  к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс  первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной  группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно  рассматривать процесс формирования человеческого Я как результат  социального взаимодействия.

Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении  и функционировании принадлежит  симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы  решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные  значения, выражения, обращения и  жесты, разделяемые только внутри данного  круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит  к этой группе. Именно так складывается своеобразный "язык семьи", освоить  который бывает непросто новому члену  семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким  путем формируется прочное чувство "мы" -- психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

Первичная группа предполагает высокую  степень интимности и доверительности  отношений, эмоциональной вовлеченности  членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны  других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с  принятием этого желания партнером  укрепляет чувства любви и  симпатии.

Доверительный и интимный стиль  отношений может стимулировать  более четкое и ответственное  выполнение членами группы своих  обязанностей.

27.

 Эти восточные теории  были созданы в обществах и  системах ценностей, которые зачастую  резко отличаются от Европы  и Соединенных Штатов. Верования  и идеалы, присущие этим культурам,  обогащают наши представления  о том, что значит быть человеческим  существом.

Религиозные традиции, лежащие  в основе этих систем, — индуизм, буддизм и ислам — отражают взгляды почти трех миллиардов людей, живущих в более чем сотне  стран. Эти религии исповедует большая  часть населения мира. Они являются для их приверженцев повседневной реальностью, а не какими-то академическими, научными или оторванными от практики абстракциями.

Современный интерес  к восточным системам

Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший  интерес к восточной мысли. Появилось  множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных  учениях. Многие западные люди в поисках  новых ценностей, стремясь к личностному  и духовному росту, посвящают  свое время интенсивному изучению и  практике той или иной восточной  системы.

Восточные теории включают в  себя весомые концепции и эффективные  методики личностного и духовного  развития. На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.

Все чаще признается, что  западные психологи могли недооценивать  психологию и терапию других культур. Отдельные азиатские учения включают в себя комплексные виды терапии, и экспериментальные исследования подтверждают их способность оказывать  психологическое, физиологическое  и психотерапевтическое воздействие. Сейчас азиатские виды терапии используются все большим числом западных людей, в том числе специалистами  в области психического здоровья. Они позволяют по-новому взглянуть  на психологическое функционирование, потенциальные возможности и  патологии, а также применить  новые подходы и методы. Вдобавок изучение других культур и практик  часто оказывает целительное  воздействие, разоблачая скрытые этноцентрические гипотезы и ограниченные представления и тем самым способствуя более широкому взгляду на человеческую природу и терапию...

Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии. Они содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsh, 1989, р. 547-548).

Данные главы включены в книгу с тем, чтобы дать вам  возможность рассмотреть, оценить  и в какой-то степени опробовать на практике эти подходы к личности в контексте критического и сравнительного направления внутри психологии. Мы имеем немало свидетельств о том  внимании, которое учащиеся уже уделяют  этим вопросам. Однако уровень фундаментальных  знаний о восточных традициях  часто бывает очень низок в  сравнении с тем интересом, который  многие люди проявляют к этим занятиям, или хотя бы с тем количеством  времени, которое на них затрачивается.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"