Во многом с гипотезой Леви
корреспондирует и гипотеза В. А. Геодакяна
о половом диморфизме церебральной латерализации
на основе эволюционных представлений.
Ее суть заключается в том, что любая открытая
система, эволюционирующая в изменчивой
среде, для совершенствования своей адаптации
должна разделиться на две подсистемы,
специализированные на оперативных и
консервативных признаках. Такое разделение
приводит к асинхронной эволюции, поскольку
эволюция оперативной системы начинается
и заканчивается быстрее, чем консервативной.
Ученый предположил, что консервативной
подсистемой человека является женский
пол и правое полушарие, а оперативной
- мужской пол и левое полушарие. В процессе
филогенеза гены, ответственные за новые
признаки, появляются сначала в генотипе
мужского пола, а затем передаются женскому,
а контроль новых функций локализован
первоначально в левом полушарии, а затем
перемещается в правое. Эволюционно молодыми
функциями, латерализованными в левом
полушарии, автор считает речь, письмо,
движения пальцев руки, арифметический
счет, аналитическое, абстрактное мышление,
а эволюционно старыми, управляемыми правым
полушарием - зрительно-пространственный
анализ, просодические элементы речи,
интуицию, грубое движение рук, элементы
конкретно-ситуационного мышления. При
этом более выраженная латерализация
функций в мозге мужчин интерпретируется
как опережение в эволюции по сравнению
с женщинами.
Исследования русских ученых
(Балонов, Деглин, Бианки, Филиппова, Иванов,
Леонтьев), экспериментально изучавших
связь асимметрии межполушарных различий
с полом индивида и вероятности реализации
этих различий в речи, установили следующее:
к 4-5 годам мозг ребенка становится похожим
на мозг взрослого человека по одной очень
существенной детали своего строения.
Эта деталь - асимметричность высших функций
правого и левого полушарий. Пока не достигнут
"критический возраст", оба эти полушария
способны воспринимать речь и управлять
ею. Но как только развитие маленького
человека перешло определенный порог,
одно из полушарий теряет эту способность,
становится, образно говоря, немым. Изучалась
также речь билингвов и монолингвов обоего
пола в условиях преходящего угнетения
одного полушария. Полученные экспериментальные
данные позволили исследователям сделать
следующие обобщения, относительно речепорождающего
процесса с позиций генеративной семантики.
Можно полагать, что физиологические механизмы
правого полушария обеспечивают формирование
глубинно-семантических структур высказывания,
тогда как левое полушарие ответственно
за постсемантические процессы - трансформацию
глубинных структур в поверхностные, уже
оформленные и грамматически, и фонетически.
Нормальное взаимодействие обоих полушарий
обеспечивает адекватность речепорождающего
процесса на всех его этапах. Исследования
же в области ФАМ последних лет показали,
что функции полушарий неравны в формировании
не только фонетического, но и морфологического,
лексического, синтаксического и семантического
уровней языка. В. В. Иванов выдвинул оригинальную
гипотезу о семиотической природе функциональной
асимметрии мозга, согласно которой последняя
выявляется только при обработке знаковой
информации и отсутствует при обработке
информации, не имеющей знакового характера.
Ведущим, по мнению ученого, является принцип
семиотического дублирования: объективная
реальность получает в сознании двойное
отражение: мозг параллельно создает две
знаковые модели мира: правое полушарие
- иконическую, а левое - символическую.
55. Ароморфный механизм
эволюции мозга человека и межполушарная
асимметрия
Межполушарная асимметрия —
одна из фундаментальных закономерностей
организации мозга не толькочеловека, но
и животных. Проявляется не только в морфологии
мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное
внимание уделяется вопросам связи межполушарной
асимметрии с психическими познавательными
процессами и влиянию поражений отдельных
структур и областей мозга на протекание
этих процессов.
С функциями левого и правого полушария
у человека связаны два типа мышления
— абстрактно-логическое и пространственно-образное.
Эти типы мышления имеют ряд синонимов.
По В. Ротенбергу:
Вербальное и невербальное (поскольку
абстрактно-логическое мышление левого
полушария в отличие от образного мышления
правого полушария базируется на способности
к продуцированию речи);
Аналитическое и синтетическое (поскольку
с помощью логического мышления в левом
полушарии осуществляется анализ предметов
и явлений, тогда как образное мышление
в правом полушарии обеспечивает цельность
восприятия);
Дискретное и симультанное (поскольку
с помощью логического мышления левое
полушарие осуществляет ряд последовательных
операций, тогда как с помощью образного
мышления правое полушарие приобретает
способность к одномоментному восприятию
и оценке объекта).
Было показано, что правое полушарие,
создающее специфический пространственно-образный
контекст, имеет решающее значение для
творчества. Так, при органическом поражении
(например, при физическом повреждении)
левого полушария мозга у художников и
музыкантов практически не страдают их
артистические способности, а иногда даже
повышается уровень эстетической выразительности
творчества, но поражения правого полушария
способны привести к полной утрате способности
к творчеству.
Вместе с этим всё ещё не выясненными
остаются вопросы соотношения ведущей
руки и ведущего речевого полушария, связи
межполушарной асимметрии с эмоциональной
сферой и такими психическими познавательными
процессами, как память и воображение.
Асимметрия функций
мозга отражает, по-видимому, ароморфный
механизм в эволюции. Под ароморфозом
понимается организация мозга, обеспечивающая
человеку качественно новые социальные
взаимодействия и предметно-деятельностное
общение, способствующие повышению эффективности
работы и принципиально изменившие тип
отношений человека с окружающей средой
57. Нейрофизиологические
механизмы формирования стресс-
синдрома
Г. Селье и его сотрудники опубликовали
по проблеме стресса около двух тысяч
работ. При этом понятие "стресс"
трактуется Г. Селье различно. Если в первых
работах под стрессом понимается совокупность
всех неспецифических изменений, возникающих
в организме под влиянием любых сильных
воздействий и сопровождающихся перестройкой
защитных систем организма, то в более
поздних трудах под стрессом понимается
неспецифическая реакция организма на
любое предъявленное к нему требование,
т. е. происходит своего рода упрощение
понятия "стресс".
Основное внимание Г. Селье
и его последователи уделяли биологическим
и физиологическим аспектам проблемы
стресса. Традиционным стало понимание
стресса как физиологической реакции
организма, в частности, реакции эндокринных
желез, контролируемых гипофизом, на действие
различных отрицательных факторов. В функциональном
и морфологическом отношении стресс выражается
общим адаптационным синдромом, имеющим
определенные и хорошо известные стадии:
реакция тревоги, во время которой
сопротивление организма понижается ("фаза
шока"), а затем включаются защитные
механизмы;
стадия сопротивления (резистентности),
когда напряжением функционирования систем
достигается приспособление организма
к новым условиям;
стадия истощения, в которой
выявляется несостоятельность защитных
механизмов и нарастает нарушение согласованности
жизненных функций.
Продолжая дальнейшие исследования
биохимических и физиологических аспектов
проблемы стресса, Г. Селье постепенно
подошел к изучению еще одной стороны
стресса - психологической. Этому во многом
способствовали работы ученых, обобщавших'
опыт второй мировой войны. Наряду с термином
"стресс", в руководствах, монографиях
и статьях все чаще стали применяться
такие понятия, как психологический или
эмоциональный стресс. Психическим проявлениям
синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено
наименование "эмоциональный" стресс:
Термин яркий, но породивший разночтение
обозначенных им явлений. В содержание
этого термина включают и первичные эмоциональные
психические реакции, возникающие при
критических психологических воздействиях,
и эмоционально-психические синдромы,
порожденные телесными повреждениями,
и аффективные реакции при стрессе, и физиологические
механизмы, лежащие в их основе (Китаев-Смык
Л.А., 1983). Популяризация понятия "стресс"
в биологии и медицине и прямое перенесение
его физиологического значения в психологию
привели к смешению психофизиологического
и физиологического подходов к его изучению.
58. Понятие об эустрессе
и дистрессе
В исследованиях вопросов
эмоционального стресса Г. Селье все эмоционально-стрессовые
состояния, связанные с неприятными, отрицательными
переживаниями, обозначают как дистресс,
а связанные с положительными эмоциональными
реакциями - как эустресс. Подразделив
первоначальное понятие стресса на две
разновидности - дистресс и эустресс, Селье
способствовал тому, что в сферу применимости
этих новых понятий попали практически
все физиологические явления, в том числе
и сон. Селье пишет, что "даже в состоянии
полного расслабления спящий человек
испытывает некоторый стресс... Полная
свобода от стресса означает смерть".
59. Три последовательных стадии
стресса по Г. Селье.
Согласно Г.Селье в стресс-реакции
следует выделить три стадии:
1 -тревоги, 2 - резистентности (устойчивости)
и 3 - истощения.
Эти стадии отражают динамику ответа организма
на длительно действующий стрессор.
Стадия тревоги (боевой тревоги) представляет
собой встряску всего организма, призыв
к оружию, мобилизацию всех защитных механизмов.
Все три эндокринных механизма: адренокортикальный,
соматотропный и тиреоидный включаются
в реакцию, но первая скрипка -это адренокортикальный
механизм. Эта стадия длится 6-48 часов.
Уже в эту стадию наблюдается выброс лимфоцитов
из лимфоузлов и вилочковой железы, снижается
образование эозинофилов, а в желудке
могут образовываться язвы.
Стадия резистентности (устойчивости)
так и названа, поскольку в эту стадию
возрастает устойчивость организма к
данному стрессору, и одновременно - к
другим агентам (перекрестная резистентность).
В эту стадию частично снижается продукция
соматотропного и тиреоидных гормонов,
что приводит к гипертрофии коры надпочечников
и существенному увеличению продукции
глюкокортикоидов. В итоге, не смотря на
действие стрессора, имеет место сохранение
гомеостаза организма, что выражается
в его устойчивом состоянии. Однако эта
стадия может перейти в следующую - финальную,
так как возможности синтеза глюкокортикоидов
не безграничны, а так же снижается эффективность
их действия на органы и ткани. Поэтому,
при продолжающемся стрессовом воздействии
может произойти переход к третьей стадии
- истощения.
Стадия истощения характеризуется тем,
что уменьшаются размеры коры надпочечников,
снижается продукция глюкокортикоидов
и одновременно вновь запускаются в реакцию
соматотропный и тиреоидный механизмы,
что вновь возвращает организм к состоянию
"боевой тревоги", но защищаться становится
просто нечем, что и обуславливает гибель
организма в этой стадии.
Стресс не обязательно должен проходить
все указанные стадии, и может обрываться
на первой или второй.
60. Ницицептивные
реакции, наблюдаемые у человека в ситуациях
стресса
Сущность реакции на стрессор
заключается в активации всех систем организма,
необходимой для преодоления "препятствия"
и возвращения организма к нормальным
условиям существования. Если стрессовая
реакция выполняет эту функцию, ее адаптивная
ценность становится очевидной. Не вызывает
сомнения положение о том, что биологической
функцией стресса является адаптация.
В связи с этим, стресс предназначен для
защиты организма от угрожающих и разрушающих
воздействий различной модальности как
психических, так и физических. Поэтому
возникновение стресса означает, что человек
включается в определенную деятельность,
направленную на противостояние опасным
для него воздействиям. Одновременно с
этим возникает особое функциональное
состояние и целый комплекс различных
физиологических и психологических реакций.
Таким образом, стресс это нормальное
явление в здоровом организме — защитный
механизм биологической системы.
Сказанное выше, безусловно, справедливо
для физиологического стресса. Однако
стрессовую реакцию, возникающую у современного
человека при психоэмоциональном стрессе
нередко можно квалифицировать как неадекватное
возбуждение примитивных защитных механизмов,
когда организм активизируется для физической
деятельности (борьбы или бегства). В условиях
социальной регламентации поведения нет
места ни тому, ни другому. Очевидно, что
цивилизованный человек не можем ударить
своего оппонента, даже если абсолютно
уверен в своей правоте.
Многократно возникающая и не
получающая разрядки стрессовая реакция
нередко приводит к дисфункциональным
и патологическим нарушениям, характеризующимся
структурными изменениями в ткани и функциональной
системе органа-мишени. Когда эти изменения
возникают вследствие стресса, такая болезнь
получает название психосоматического
или психофизиологического, заболевания.
Тем не менее со времен Селье принято различатьконструктивный и деструктивный аспекты
стресса. Другими словами, не всякий стресс
вреден. Стрессовая активация нередко является
положительной силой, обогащая человека
осознанием своих реальных возможностей.
Селье называл положительный стресс эустрессом,
а ослабляющий и разрушающий стресс —
дистрессом. (По происхождению слово "стресс"
означает ограничение или притеснение,
а слово "дистресс" — пребывание
в состоянии ограничения или притеснения).
На ранней стадии развития стресса, как
правило, улучшается общее самочувствие
и состояние здоровья. Однако, продолжая
нарастать, стресс достигает своего апогея.
Эту точку можно назвать оптимальным уровнем
стресса, потому что, если стресс возрастает
и дальше, то он становится вредным для
организма.