Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа
В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7
Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7
Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15
Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения …………………….………………………………………23
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ
После проведения данной игры очень полезно провести рефлексию в виде ответов детей на вопросы о только что проделанной ими работе. Можно предложить примерный перечень вопросов для совместного обсуждения.
— Хватило ли твоей группе материала?
— Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?
— Как работала ваша группа?
— Кто из детей в вашей группе начал строительство?
— Был ли у вас ведущий?
— Все ли дети участвовали в игре?
— Какое настроение царило в вашей группе?
— Как ты чувствовал себя в ходе работы?
— Что самое приятное было в вашей работе?
— Как вы понимали друг друга?
— Доволен ли ты своей работой в группе?
— Ты был хорошим членом команды?
— Сердился ли ты на кого-нибудь?
— Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?
— Какая башня тебе нравится больше всего?
— Доволен ли ты башней своей команды?
— От чего зависит работа в такой команде?
Упражнение «Распускающийся бутон».
Цель: направлено на активизацию совместной деятельности детей в малых группах и синхронизацию своих действий с действиями других детей.
Ход и правила проведения. Инструкция:
Разбейтесь на группы по пять человек.
Сядьте в круг на полу и возьмитесь за
руки. Постарайтесь все вместе одновременно
встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно
обсудить, кто где будет стоять, чтобы
лучше выполнить эту задачу.
Анализ упражнения:
— Насколько тебе понравилась эта игра?
— Как твоя группа справилась с этим заданием?
— Быстро ли вы смогли подняться?
— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?
— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?
— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?
Упражнение «Совместный рисунок».
Цель: развитие навыков совместной деятельности.
Ход и правила проведения. Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку или имя, если это персонаж.
Упражнение «Придумайте рассказ».
Цель: развитие навыков совместной
деятельности и вербальной фантазии.
Игра «Колдун».
Цель: развитие навыков группового взаимодействия и коллективного обсуждения, понимание языка жестов и тренировка невербального общения.
Ход и правила проведения. Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.
Упражнение «Расскажи стих руками».
Цель: развитие навыков группового взаимодействия и коллективного обсуждения, понимание языка жестов и тренировка невербального общения.
Ход и правила проведения. Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Характеристика степеней потери зрения участников исследовательской части работы
Имя |
Класс |
Степень потери зрения |
Женя В. |
2 Б |
Тотальная слепота на оба глаза |
Диана И. |
2 Б |
Практическая слепота на оба глаза, зрение на уровне светоощущения |
Ангелина К. |
2 Б |
Миопия на оба глаза, косоглазие |
Карина М. |
2 Б |
Миопия на оба глаза, косоглазие |
Максим П. |
2 Б |
Гиперметропия на оба глаза, двусторонний нистагм |
Аня П. |
2 Б |
Миопия на оба глаза |
Соня С. |
2 Б |
Миопия на оба глаза |
Стас Т. |
2 Б |
Тотальная слепота правого глаза, миопия левого глаза |
Вова Ф. |
2 Б |
Миопия на оба глаза |
Никита Ф. |
2 Б |
Миопия на оба глаза, косоглазие |
Настя Ч. |
2 Б |
Тотальная слепота левого глаза, миопия правого глаза, косоглазие |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Данные об уровне развития у испытуемых навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия, полученные в ходе проведения методики «Рукавички» на констатирующем этапе исследования
Пары |
Наблюдения |
Уровень | ||||
Продуктивность совместной деятельности |
Умение договариваться, приходить к общему решению |
Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности |
Взаимопомощь по ходу выполнения деятельности |
Эмоциональное отношение к совместной деятельности | ||
Женя В. Диана И. |
Несколько снижена, темп работы замедлен |
Развито в достаточной степени |
Несколько снижен, достигается с помощью взрослого |
Присутствует по возможности |
Стойкое положительное отношение и интерес к работе |
Средний |
Ангелина К. Карина М. |
Заметно снижена |
Недостаточно развито |
Несколько снижен |
Практически отсутствует |
Положительное отношение, настрой работать отдельно |
Низкий |
Максим П. Аня П. |
Достаточно высокая |
Присутствует в достаточной мере |
Присутствует в достаточной мере |
Присутствует |
Стойкое положительное отношение и интерес к работе |
Высокий |
Соня С. Стас Т. |
Несколько снижена, темп замедлен |
Недостаточно развито |
Несколько снижен |
Практически отсутствует |
Нейтральное отношение |
Низкий |
Вова Ф. Никита Ф. |
Достаточно высокая |
Развито в достаточной степени |
Несколько снижен |
Присутствует |
Стойкое положительное отношение и интерес к работе |
Средний |
Настя Ч. Никита Ф. |
Достаточно высокая |
Присутствует в достаточной мере |
Присутствует в достаточной мере |
Присутствует |
Стойкое положительное отношение и интерес |
Высокий |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Результаты проведения диагностической методики «Ковёр» на констатирующем этапе исследования
Группа |
Наличие центрального рисунка |
Одинаковое оформление углов |
Симметричное расположение деталей |
Женя В. Диана И. Ангелина К. Карина М. |
+ |
- |
- |
Максим П. Аня П. Соня С. Стас Т. |
+ |
+ |
- |
Вова Ф. Никита Ф. Настя Ч. |
+ |
+ |
+ |