Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7
Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7
Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15
Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения …………………….………………………………………23
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

После проведения данной игры очень полезно провести рефлексию в виде ответов детей на вопросы о только что проделанной ими работе. Можно предложить примерный перечень вопросов для совместного обсуждения.

— Хватило ли твоей группе материала?

— Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?

— Как работала ваша группа?

— Кто из детей в вашей группе начал строительство?

— Был ли у вас ведущий?

— Все ли дети участвовали в игре?

— Какое настроение царило в вашей группе?

— Как ты чувствовал себя в ходе работы?

— Что самое приятное было в вашей работе?

— Как вы понимали друг друга?

— Доволен ли ты своей работой в группе?

— Ты был хорошим членом команды?

— Сердился ли ты на кого-нибудь?

— Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?

— Какая башня тебе нравится больше всего?

— Доволен ли ты башней своей команды?

— От чего зависит работа в такой команде?

Упражнение «Распускающийся бутон».

Цель: направлено на активизацию совместной деятельности детей в малых группах и  синхронизацию  своих действий с действиями других детей.

Ход и правила проведения. Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.                                                                                                                            После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Анализ упражнения:

— Насколько тебе понравилась эта игра?

— Как твоя группа справилась с этим заданием?

— Быстро ли вы смогли подняться?

— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

Упражнение «Совместный рисунок».

Цель: развитие навыков совместной деятельности.

Ход и правила проведения. Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку или имя, если это персонаж.

 

Упражнение «Придумайте рассказ».

Цель: развитие навыков совместной деятельности и вербальной фантазии.                                           Ход и правила проведения. Детям предлагается в устной или письменной форме придумать совместный рассказ, составляя по одному предложению по цепочке.

 

Игра «Колдун».

Цель: развитие навыков группового взаимодействия и коллективного обсуждения, понимание языка жестов и тренировка невербального общения.

Ход и правила проведения.  Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

Упражнение «Расскажи стих руками».

Цель: развитие навыков группового взаимодействия и коллективного обсуждения, понимание языка жестов и тренировка невербального общения.

Ход и правила проведения. Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Характеристика степеней потери зрения участников исследовательской части работы

Имя

Класс

Степень потери зрения

Женя В.

2 Б

Тотальная слепота на оба глаза

Диана И.

2 Б

Практическая слепота на оба глаза, зрение на уровне светоощущения

Ангелина К.

2 Б

Миопия на оба глаза, косоглазие

Карина М.

2 Б

Миопия на оба глаза, косоглазие

Максим П.

2 Б

Гиперметропия на оба глаза, двусторонний нистагм

Аня П.

2 Б

Миопия на оба глаза

Соня С.

2 Б

Миопия на оба глаза

Стас Т.

2 Б

Тотальная слепота правого глаза, миопия левого глаза

Вова Ф.

2 Б

Миопия на оба глаза

Никита Ф.

2 Б

Миопия на оба глаза, косоглазие

Настя Ч.

2 Б

Тотальная слепота левого глаза, миопия правого глаза, косоглазие


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Данные об уровне развития у испытуемых навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия, полученные в ходе проведения методики «Рукавички» на констатирующем этапе исследования

Пары

Наблюдения

Уровень

Продуктивность совместной деятельности

Умение договариваться, приходить к общему решению

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности

Взаимопомощь по ходу выполнения деятельности

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

Женя В.  Диана И.

Несколько снижена, темп работы замедлен

Развито в достаточной степени

Несколько снижен, достигается с помощью взрослого

Присутствует по возможности

Стойкое положительное отношение и интерес к работе

Средний

Ангелина К.

Карина М.

Заметно снижена

Недостаточно развито

Несколько снижен

Практически отсутствует

Положительное отношение, настрой работать отдельно

Низкий

Максим П.

Аня П.

Достаточно высокая

Присутствует в достаточной мере

Присутствует в достаточной мере

Присутствует

Стойкое положительное отношение и интерес к работе

Высокий

Соня С.

Стас Т.

Несколько снижена, темп замедлен

Недостаточно развито

Несколько снижен

Практически отсутствует

Нейтральное отношение

Низкий

Вова Ф.

Никита Ф.

Достаточно высокая

Развито в достаточной степени

Несколько снижен

Присутствует

Стойкое положительное отношение и интерес к работе

Средний

Настя Ч.

Никита Ф.

Достаточно высокая

Присутствует в достаточной мере

Присутствует в достаточной мере

Присутствует

Стойкое положительное отношение и интерес

Высокий


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Результаты проведения диагностической методики «Ковёр» на констатирующем этапе исследования

Группа

Наличие центрального рисунка

Одинаковое оформление углов

Симметричное расположение деталей

Женя В.  Диана И.

Ангелина К.

 Карина М.

+

-

-

Максим П. Аня П.

Соня С. Стас Т.

+

+

-

Вова Ф. Никита Ф.

Настя Ч.

+

+

+


 

 

 


Информация о работе Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения