Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7
Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7
Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15
Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения …………………….………………………………………23
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра возрастной, педагогической и специальной психологии

 

 

 

 

 

Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

 

 

 

Курсовая работа

Выполнила: студентка 4 курса

Группы «С» очного отделения

Специальности «СП Олигофренопедагогика»

Митякова Ольга Николаевна

Научный руководитель: старший преподаватель

кафедры возрастной, педагогической

и специальной психологии

Мустафина Анна Робертовна                             

 

 

Чебоксары 2013

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7

    1. Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7

    1. Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15

    1. Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19

ГЛАВА 2.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23

2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня  развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями         зрения …………………….………………………………………23

2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33

2.3. Динамика в уровнях  развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы выбрана не случайно. Это можно объяснить её теоретической значимостью. Проблема изучения особенностей развития и формирования навыков учебного сотрудничества  у детей младшего школьного возраста рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. На сегодняшний день имеется не так много теоретических материалов и практических разработок в области данной темы. Г.А. Цукерман исследовала учебное сотрудничество в учебном процессе как цепочку взаимодействий учителя и учеников между собой, изучала специфику учебного сотрудничество в младшем школьном возрасте и доказывала в исследованиях преимущества учебного сотрудничества и групповых форм работы над индивидуальной. Панюшкин В.П. занимался изучением фаз и этапов учебного сотрудничества как процесса. В.Я. Ляудис исследовала учебное сотрудничество как процесс, протекающий по нескольким линиям сотрудничества. Маркова А.К., Матис Т.А. занимались изучением вопроса о влиянии отношения учащихся к коллективной деятельности на процесс эффективности учебного сотрудничества. Некоторые исследователи занимались изучением специфики процесса учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте и его влиянии на успеваемость (В.В. Рубцов, А.А. Тюков). Учебное сотрудничество упоминается в работах некоторых исследователей как элемент коллективной деятельности (Х.Й. Лийметс,  В. Дойз,  С.Г. Якобсон,   А.В. Петровский, Л.И. Айдарова, Донцов, Д.И.).

С практической точки зрения учебное сотрудничество является очень важным компонентом как в учебной деятельности младших школьников, так и в сфере их межличностного общения со сверстниками. Ведь учебное сотрудничество формируется из умения работать согласованно, умения договариваться и учитывать мнение коллектива для более успешного выполнения совместной работы. А это означает, что от уровня сформированности навыков учебного сотрудничества  у младших школьников напрямую зависит уровень их успеваемости в школе, успеха в коллективных делах и дальнейшая социализация.            Младший школьный возраст выбран для исследования в данной работе, потому что именно в этот период идёт становление процесса формирования навыков учебного сотрудничества и очень важно знать необходимые психолого-педагогические условия формирования данных навыков и учитывать их в работе с детьми. Потому что в более позднем возрасте данный процесс уже не окажется столь гибким, сложнее будет поддаваться корректировке.           Особо значимы в повседневной жизни и в продолжение всего периода учебной деятельности навыки учебного сотрудничества для младших школьников, имеющих нарушения в развитии. В частности, учебное сотрудничество, очень важно для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Имеющиеся зрительные нарушения требуют от ребят больших усилий в процессе учебной деятельности, и им чаще, чем здоровым сверстникам, может потребоваться взаимовыручка и помощь при возникновении затруднений при выполнении заданий. Поэтому для них очень важным является умение действовать сообща для достижения лучших результатов коллективной деятельности. К тому же, имеющееся у них нарушение, накладывает отпечатки на многие стороны развития их психических процессов. Поэтому и навыки учебного сотрудничества у данной категории детей формируются сложнее и более длительно во временном отношении.  Этим и объясняется обоснование выбора темы данной курсовой работы.

Основная цель исследования: выявление психологических особенностей развития и психолого-педагогических условий формирования  навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.     В качестве объекта исследования выступает процесс формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.  Предметом исследования будут являться особенности процесса формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста  с нарушениями зрения.            В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

  1. изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
  2. выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
  3. составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
  4. провести сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования и сформулировать выводы.               

Гипотеза: развитие навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения будет осуществляться наиболее эффективно при организации  систематической, целенаправленной и поэтапной работы на занятиях в виде  использования системы дидактических игр и упражнений.

Методы, которые применялись в ходе выполнения работы:

     - анализ психолого-педагогической  литературы по исследуемой проблеме;

     - наблюдение;

     - констатирующий эксперимент;

     - количественный и качественный  анализ полученных данных;

     - контрольный эксперимент;

    - сравнительный анализ данных.

Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении сформулирован научный аппарат исследования, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана теоретическая и практическая значимость работы. Также во введении представлена информация об учреждении, на базе которого проводилась работа и о контингенте участников констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.         В первой главе раскрыты теоретические основы особенностей развития навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия у детей младшего школьного возраста  с нарушениями зрения в работах отечественных и зарубежных исследователей. Также в первой главе отражено изучение литературных источников по вопросам условий и возможностей развития навыков учебного сотрудничества   у младших школьников с нарушениями зрения.           Во второй главе раскрыт ход проведения экспериментального  исследования по предложенной теме. Также описаны применяемые диагностические методики изучения уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, отражены этапы модификации и адаптации выбранных методик применительно к контингенту исследуемых, приводится количественный и качественный анализ полученных данных.         В заключении сформулированы выводы на основе полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов исследования данных, а также на основе изучения литературных источников по предложенной теме работы.      В приложениях приведён тематический план работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и дано описание проводимых дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование навыков учебного сотрудничества у исследуемой в данной работе категории детей.              В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной работы.      

Этапы:

1 этап (сентябрь 2012 год – февраль 2013 год).

Подбор, изучение и анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач. Освещение вопросов теоретической части работы, определение комплекса диагностических методов и методик эксперимента. Определение базы исследования.

2 этап (февраль 2013 год – март 2013 год).

Проведение экспериментального исследования, количественный и качественный анализ данных, обобщение результатов.

3 этап (апрель2013 год - май 2013 год).

Проведение программы работы, проведение контрольного этапа экспериментального исследования. Сравнительный анализ полученных данных и формулировка выводов. Составление  заключения работы, подведение итогов.

Организация исследования: решение указанных задач осуществилось в ходе констатирующего и контрольного этапов  экспериментального исследования, которое проводилось на базе КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат » Минобразования Чувашии. В нём принимали участие 11 детей, имеющих нарушения зрения различной степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

1.1 Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований.

Проблема изучения особенностей развития и формирования навыков учебного сотрудничества  у детей младшего школьного возраста рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. На сегодняшний день имеется не так много теоретических материалов и практических разработок в области данной темы. Г.А. Цукерман исследовала учебное сотрудничество в учебном процессе как цепочку взаимодействий учителя и учеников между собой, изучала специфику учебного сотрудничество в младшем школьном возрасте и доказывала в исследованиях преимущества учебного сотрудничества и групповых форм работы над индивидуальной. Панюшкин В.П. занимался изучением фаз и этапов учебного сотрудничества как процесса. В.Я. Ляудис исследовала учебное сотрудничество как процесс, протекающий по нескольким линиям сотрудничества. Маркова А.К., Матис Т.А. занимались изучением вопроса о влиянии отношения учащихся к коллективной деятельности на процесс эффективности учебного сотрудничества. Некоторые исследователи занимались изучением специфики процесса учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте и его влиянии на успеваемость (В.В. Рубцов, А.А. Тюков). Учебное сотрудничество упоминается в работах некоторых исследователей как элемент коллективной деятельности (Х.Й. Лийметс,  В. Дойз,  С.Г. Якобсон,   А.В. Петровский, Л.И. Айдарова, Донцов, Д.И.).

Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучающихся, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. [4, 7, 8].                В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений.

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе и 4) учитель — учительский коллектив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий — сотрудничество ученика «с самим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя).

При анализе сотрудничества необходимо отметить, во-первых, что линия учитель — ученик(и), как правило, дополняется взаимодействием по линии ученик + ученик, что обусловливается самим групповым характером учебной деятельности. Во-вторых, основные исследования направлены на изучение влияния сотрудничества на личностное развитие обучающегося (обучающихся), на эффективность его (их) учебной деятельности. В результате убедительно показано, что учебное сотрудничество ученик — ученик как организационная форма обучения предоставляет значительные резервы не только для повышения эффективности обучения конкретному учебному предмету, но и для развития, формирования личности учащегося.

Анализируя в целом специфику учебного сотрудничества с разными людьми на примере его осуществления детьми младшего школьного возраста, Г.А. Цукерман подчеркивает его важные особенности. «Построение учебного сотрудничества со взрослыми требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия.

Информация о работе Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения