Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7
Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7
Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15
Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения …………………….………………………………………23
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

 

Игра-сказка.

Цель: умение согласованно и точно действовать и распознавать информацию от окружающих.                                                                                                                                                 Ход и правила проведения. Берется простенькая небольшая сказка. Участники делятся на 2 команды. Каждому участнику необходимо взять на себя роль какого-нибудь героя. Задача проиграть сказку, а другая команда должна угадать, что это за сказка.

Игра «Семейная фотография».

Цель: развитие умения согласованно организовывать деятельность, развитие эмоционального гнозиса.                                                                                                                            Ход и правила проведения. Выбирается участник из группы, которому необходимо всех членов группы построить в композицию для семейной фотографии. Участник должен сообщить всем, кого из близких родственников или друзей изображает каждый участник. И поставить его для фотографии так, как стоял бы тот человек, которого он заменяет. Звучать это должно приблизительно так: «Ты будешь изображать моего старого друга N. Он будет стоять, подняв одну руку вверх…».

Игра «Пятёрки».

Цель: развивает умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать.                                                                                                                                              Ход и правила проведения. Карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и проинсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

Игра «Пройди в ворота».

Цель: развитие внимания и умения действовать сообща, формирование сплочённости коллектива.                                                                                                                                                     Ход и правила проведения. Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Мафия».

Цель: формирование сплочённости коллектива.                                                                                                    Ход и правила проведения. Ведущий объявляет:

  • Наступает ночь (все игроки закрывают глаза),
  • Мафия просыпается и знакомится (все игроки, которым выпала честь играть за мафию открывают глаза и запоминают свою "команду").
  • Мафия засыпает (все закрывают глаза).
  • Наступает утро, все просыпаются (все открывают глаза).
  • Итак, господа, у нас в городе обосновалась мафия!                                                                             Далее игроки на основании легенд и своих догадок (а мафия на основании того, что они друг о друге знают), высказывают мнения о подозрительных личностях. После того, как все высказались, проводится голосование. Тот, за кого проголосовало большинство, считается убитым и вскрывает свою карту, тем самым определяя свой статус. Во вторую и последующие "ночи" сначала просыпается мафия, совещается и показывает ведущему, кого она убивает, затем просыпается комиссар Каттани и указывая ведущему на любого игрока спрашивает честный он или нет. Ведущий отвечает заранее оговоренным жестом.

Если Мафия убивает Каттани, то он может оставить предсмертную записку об одном из игроков. Н-р, "девочка-скрипачка - мафия" или "нищий - честный человек". Соответственно, если Каттани указал на мафию, то ее убивают без голосования.

Игра «Ласковое имя».

Цель: развивает умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. 
Ход и правила проведения. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Обращается внимание детей на ласковую интонацию.

Игра «Вопрос-ответ».

Цель: развитие у детей умения отвечать на вопросы партнёра.

Ход и правила проведения. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”).

Игра «Прощай».

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации. Ход и правила проведения. Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игра «Ручеёк».

Цель: помогает детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Ход и правила проведения. Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

 

 

 

 

 

 

 
Игра «Катаем мяч».

Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе, установление контакта друг с другом.

Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч. 
Ход и правила проведения. Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про наш класс: 
Мы стоим рука в руке, 
Вместе мы – большая лента. 
Можем мы большими быть (подняли руки вверх), 
Можем маленькими быть (руки вниз), 
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки). 
А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Степан в нашем классе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя. 
(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить. Стихи читайте каждый раз, как собираете детей в круг.)

 

Игра «Руки  танцуют».

Цель: помогает детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Ход и правила проведения. Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Игра «Здороваемся без слов».

Цель: развитие умения использовать жесты, позу в общении.

Ход и правила проведения. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). 
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игра «Возьмёмся  за руки,  друзья».

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Ход и правила проведения. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

Игра «Музыкальные объятия (обнималки)».

Цель: создание благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Ход и правила проведения. Дети прыгают под музыку по залу. Когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу ( можно с партнером, если хочется). При  следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.

 

 

Игра «На мостике».

Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.     

Ход и правила проведения.  Пред началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик.(на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот, кто заступит за черту, выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.                                             

Игра «Раскрасьте правильно».

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

Ход и правила проведения. Дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок  по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

Упражнение «Неожиданные картинки».

Цель: развитие навыков  коллективной работы, понимание вклада, который  вносит каждый член группы в общий рисунок.   

Материалы: бумага и восковые мелки.                                                                                                    Ход и правила проведения.  Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)                                                                                                                По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину.                                                                                                                                    Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.                                                                                               Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

 

Игра «Небоскреб».

Цель: развитие  двигательных навыков, фантазии и рассудительности в ходе коллективной деятельности.

Материалы: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров.                                                                                                                 Ход и правила проведения. В этой игре участвует сразу все дети. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность. Инструкция: Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.                                          Время от времени измеряйте высоту получающегося небоскреба. Было бы хорошо, если бы Вы могли комментировать действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.

Игра «Картонные башни».

Цель: способствует налаживанию взаимодействия друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием.

Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), кроме того, каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.                                                                   Ход и правила проведения. Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры: вербальный и невербальный.                                          Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.                                                          Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.                                                                                                                                             Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте. Инструкция: Разбейтесь на группы по пять-шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент — пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.           Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

Информация о работе Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения