Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа
В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7
Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7
Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15
Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения …………………….………………………………………23
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 2 – Процентное соотношение уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения по методике «Ковёр» по данным констатирующего и контрольного исследований.
Если взглянуть на Рисунок 2, то также можно обнаружить положительную динамику по уровням развития у младших школьников с нарушениями зрения навыков учебного сотрудничества по методике «Ковёр». Хотя процент испытуемых с высоким уровнем развития навыков учебного сотрудничества остался на том же уровне, что и при констатирующем исследовании, процент детей со средним уровнем развития этих навыков увеличился в 2 раза и составил 66, 60% вместо 33, 30% констатирующего этапа исследования. Такой рост произошёл за счёт перехода испытуемых из группы с низким уровнем развития навыков учебного сотрудничества в группу со средним уровнем развития указанных навыков. Так, ниша для детей с низким уровнем развития навыков учебного сотрудничества по данным методики «Ковёр» осталась незаполненной на контрольном этапе исследования после проведения программы работы по совершенствованию навыков учебного сотрудничества.
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента, полученные с помощью методик, использованных в данной работе, показали наличие заметной положительной динамики в развитии навыков учебного сотрудничества у младших школьников с нарушениями зрения. Было отмечено повышение как количественных, так и качественных показателей. Дети стали легче принимать мнения окружающих, им стало проще договариваться между собой и вести коллективные обсуждения. Также они стали более общительными и открытыми.
Из этого можно сделать вывод о том, что применяемая с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения система работа по развитию навыков учебного сотрудничества дала положительный результат и способствовала формированию и укреплению у испытуемых исследуемых навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После изучения теоретических основ и проблемы развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, выполнения экспериментальных исследований, можно подвести итоги, позволяющие подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы, сформулировать ряд обобщённых выводов:
1) Анализ проблемы показывает, что существует недостаток теоретических и практических разработок в области изучения уровня развития навыков учебного сотрудничества у младших школьников с нарушениями зрения.
2) От уровня развития навыков как сотрудничества в целом, так и учебного сотрудничества в частности, у человека в любом возрасте, включая младшего школьника, зависят его успешность в достижении поставленных целей, усвоении достаточного и полноценного для них объема знаний, умений, а также успешность в выполнении коллективной деятельности и умение договариваться с окружающими.
3) Для детей
младшего школьного возраста
с нарушениями зрения высокий
уровень развития навыков
В связи
с тем, что после проведенной
формирующей работы мы выявили
положительную динамику
Разработанная и апробированная система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения является эффективной при использовании системы последовательно усложняющихся и требующих все более тесного взаимодействия участников друг с другом на каждом последующем этапе игр и упражнений.
Разработанная
и апробированная в
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранова, Э. А. Технология Выполнения выпускной квалификационной работы по психологии: учебно-методическое пособие / Э. А. Баранова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. Ун-т, 2010.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. // Практикум по психодиагностике. ─ М., 1988.
3. Вергелес, Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. / Г.И. Вергелес. – СПб., 1999.
4. Виноградова М.Д., Первин И. Б. // Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. ─ М.,1997.
6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. ─ М.,1986.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М., 1991.
8. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. ─ 1993. - № 3-4.
9.Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты / М.И. Земцова. — М., 1996.
10. Зотов, А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности А.И. Зотов.— СПб., 2001.
11. Конев, А.П. Индивидуально - типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения / А. П. Конев. - М.,1986.
12. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. ─ М., 1983., Т. 2.
13. Литвак, А.Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак. — М., 1982.
14. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
15. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М., 1994.
16. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. — М., 1997.
17. Львова, Ю.Л. Как рождается урок \ Ю.Л. Львова. — М., 1976.
18. Ляудис, В.Я. Структура продуктивного
учебного взаимодействия//Психолого-
19. Мухина, B.C. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М., 1997.
20. Панюшкин, В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. — М., 1984.
21. Панюшкин, В.П. Освоение деятельности
в условиях взаимодействия ученика с учителем//Психолого-
22. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л.И. Плаксина. –– М., 1999.
23. Посталюк, Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Н.Ю. Посталюк. — Казань, 2002.
24. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной /2-е издание, стереотипное. – М., 1999.
25. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.,1999.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2000.
27. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1997.
28. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К.Марковой. — М., 1986.
29. Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.- №2.
30. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе?/ Г.. Цукерман. - М.,1995.
31. Цукерман, Г.А. Качественные особенности совместной учебной работы детей // Новые исследования в психологии. -1981.-№2.
32. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе /И.М. Чередов. - М., 1987.
33. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно - модульного обучения / М.А. Чошанов. - М., 1996.
34. Шакенова, Л.Х. Формы совместной деятельности младших школьников как условие формирования положительного отношения к учению// Совершенствование форм и методов обучения в соответствии с основными направлениями реформы школы. - Омск, 1986.
35. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. — М., 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тематический план
Содержание |
Время (мин.) |
Общее время |
1 этап. Цель: развитие умения прислушиваться к мнению окружающих и принимать его во внимание в процессе коллективной деятельности. | ||
Занятие 1 Игра «Сломанный телефон»: способствует развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для развития навыков сотрудничества. Игра «Словесный волейбол»: развитие умения слушать и слышать друг друга.
Занятие 2 Игра «Паровозик»: развитие умения согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться. Игра-сказка: умение согласованно и точно действовать и распознавать информацию от окружающих. Берется простенькая небольшая сказка. Участники делятся на 2 команды. Каждому участнику необходимо взять на себя роль какого-нибудь героя. Задача проиграть сказку, а другая команда должна угадать, что это за сказка.
Занятие 3 Игра «Семейная фотография»: развитие умения согласованно организовывать деятельность, развитие эмоционального гнозиса. Игра «Пятерки»: игра развивает умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать.
Занятие 4 Игра «Пройди в ворота»: развитие внимания и умения действовать сообща, формирование сплочённости коллектива. Игра «Мафия»: формирование сплочённости коллектива. |
15
15
15
15
15
20
15
20 |
30
30
35
35 |
2 этап. Цель: развитие умения входить в контакт, вести диалог. | ||
Занятие 1 Игра «Ласковое
имя»: развивает умение вступать в контакт,
оказывать внимание сверстникам. Игра «Прощай»: учит детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Занятие 2 Игра «Ручеёк»: помогает детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор. Игра «Катаем мяч»: развитие чувства общности и принадлежности к группе, установление контакта друг с другом. Игра «Руки танцуют»: помогает детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Занятие 3 Игра «Здороваемся без слов»: развитие умения использовать жесты, позу в общении. Игра «Возьмёмся за руки, друзья»: учит детей чувствовать прикосновения другого человека. Игра «Музыкальные объятия (обнималки)»: создание благоприятного эмоционального фона в детском коллективе. Занятие 4 Игра «На мостике»: развитие ловкости,
способности прогнозировать ситуацию,
соотносить свои действия с действиями
партнера для достижения общей цели. |
10
15
10
10
15
10
15
10
10
15
15 |
35
35
35
30 |
3 этап. Цель: развитие навыков взаимодействия в группе и коллективной деятельности. | ||
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3 Упражнение «Совместный рисунок»: развитие навыков совместной деятельности. Упражнение «Придумайте рассказ»: развитие навыков совместной деятельности и вербальной фантазии.
Занятие 4 Игра «Колдун»: развитие навыков группового взаимодействия и коллективного обсуждения, понимание языка жестов и тренировка невербального общения. Упражнение «Расскажи стих руками»: развитие навыков группового взаимодействия и коллективного обсуждения, понимание языка жестов и тренировка невербального общения. |
20
15
15
15
15
20
15
15 |
35
30
35
30 |
Итого |
395 мин. |
≈6,5 ч. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Описание игр и упражнений на формирование навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Игра «Сломанный телефон».
Цель: развитие умения детей проявлять внимательность
к другим людям, концентрироваться на
других людях, что является важным умением
для развития навыков сотрудничества.
Последний игрок говорит в слух то, что
у него получилось, и сравнивают с оригиналом.
Зачастую получается очень неожиданный
и смешной результат! Если играет две
команды, то ведущий передает слово двоим
игрокам из обеих команд. Побеждает та
команда, чей результат будет наиболее
похож на оригинальный.
В игру также могут присоединяться и взрослые.
Ведущий меняется в порядке очереди.
Ведущий также должен следить чтобы игроки
передавали друг-другу слово как можно
тише.
Для усложнения результата можно говорить
не только одно слово, а целую фразу. Также
на сложность влияет скорость произношения
слов игроками - чем быстрее, тем сложнее
и тем непредсказуемый результат.
Игра «Словесный волейбол».
Цель: развитие умения слушать и слышать друг
друга.
Игра «Паровозик».
Цель: развитие умения согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия
друг друга, договариваться.