Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа
В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7
Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7
Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15
Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения …………………….………………………………………23
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ
1) у младших школьников с нарушениями зрения наблюдается неоднородность в уровне развития навыков учебного сотрудничества: встречаются дети как с высоким уровнем, так и со средним и низкими уровнями;
2) у младших школьников с нарушениями зрения отмечается избирательность в общении со сверстниками;
3) при
отсутствии необходимости
1) некоторая избирательность в коммуникации ребят друг с другом;
2) недостаточно полное принятие точек зрения окружающих людей;
3) неумение договориться при обсуждении коллективных вопросов и выработке планов совместной деятельности;
4) недостаточная
готовность помочь
5) сотрудничество без инициативы, а лишь по просьбе или необходимости.
Преодоление данных трудностей, как нам кажется, будет возможно с помощью системы работы по развитию навыков учебного сотрудничества у младших школьников с нарушениями зрения. Данная программа работы описана в следующем параграфе.
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
1. Определить
подходы и принципы
2. Составить и апробировать систему занятий по развитию навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения зрения.
Требования к подготовке вытекают из общих принципов коррекционной педагогики. Учет этих принципов в практической работе позволит обеспечить успех коррекционных занятий.
1. Индивидуализация темпов заняти
Обеспечение для каждого ученика темпов занятий, максимально адаптированных к его возможностям. При необходимости рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные занятия.
2. Максимальное использование игровых методов.
Этот принцип работы вытекает, во-первых, из возрастных особенностей детей, во-вторых — из того, что проведение занятий в игровой форме вызывает у детей с нарушениями развития больший интерес и стремление к активной деятельности. Использование игровой деятельности во время коррекционных занятий позволяет формировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка.
3. Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала.
Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Построение программы в плане последовательности развития отдельных навыков и операций отражает последовательность их формирования в онтогенезе. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недостижение необходимого результата на каждом этапе приведет, в конечном счете, к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррекционных занятиях.
4. Постоянный контроль формирования навыков.
Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на данном занятии навыков — обязательное условие успешности выполнения последующих заданий и формирования положительной учебной мотивации.
5. Строгое соблюдение режима освещения и нагрузок во время занятий.
В качестве основного средства развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения нами были выбраны дидактические игры и игровые упражнения. В составленную программу вошли игры и упражнения Л.С. Римашевской, занимавшейся на протяжении довольно долгого времени технологией развития навыков сотрудничества у старших дошкольников и младших школьников. Присутствовали в системе работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и коммуникативные игры, предложенные Л.А Дубиной. В программу вошли также разработки игр и упражнений Л.В. Мищенковой.
Система занятий реализовалась 2 месяца, по 2 занятия в неделю, продолжительностью от 25 до 35 минут.
В ходе обоснования системы занятий были определены цели, задачи и принципы ее разработки, выделены основные направления и методы реализации работы, что дает основание для разработки основных содержательных ее компонентов. Общая структура занятий включает в себя стабильную схему, на которую впоследствии накладывается конкретный методический материал.
Система занятий состоит из трех этапов (более подробно указано в Приложениях А и Б). Первый этап включал 4 занятия. Цель данного этапа заключалась в развитии умения прислушиваться к мнению окружающих и принимать его во внимание в процессе коллективной деятельности. Это умение является очень важным компонентом как сотрудничества в целом, так и учебного сотрудничества в частности. Ведь для того, чтобы эффективно заниматься коллективной деятельностью для достижения общей цели необходимо считаться с мнениями всех участников процесса, а также иметь свои идеи. В первый этап вошли следующие игры и упражнения: «Сломанный телефон», «Словесный волейбол», «Паровозик», игра на инсценировку сказки, игра «Семейная фотография», игра «Пятёрки», игра «Пройди в ворота», «Мафия». На втором этапе главной целью было развитие умения входить в контакт, вести диалог. Это тоже является важным моментом в ситуациях учебного сотрудничества. На данном этапе было включено много коммуникативных упражнений и игр, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения навыков социального взаимодействия. Эти упражнения должны помочь в формировании навыков учебного сотрудничества у данной категории детей. Второй этап системы занятий также включил в себя 4 занятия. В данный блок вошли следующие упражнения: «Ласковое имя», «Вопрос-ответ», «Прощай», «Ручеёк», «Катаем мяч», «Руки танцуют», «Здороваемся без слов», «Возьмёмся за руки, друзья», «Музыкальные объятия (обнималки)», «На мостике», «Раскрасьте правильно». Этапы программы занятий шли последовательно: через развитие умения прислушиваться к мнению окружающих и умения вступать в контакт велась планомерная подготовка к развитию у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения навыков ведения совместной деятельности и работы в коллективе. Заключительный этап был направлен на развитие навыков взаимодействия в группе и коллективной деятельности. Он так же, как и предыдущие этапы, содержал 4 занятия. Сюда вошли следующие игры и упражнения: «Неожиданные картинки», «Небоскрёб», «Картонные башни», «Распускающийся бутон», «Совместный рисунок», «Придумайте рассказ», «Колдун», «Расскажи стих руками». Далее следует остановиться на некоторых рекомендациях к проведению игр и упражнений с ребятами. Некоторые рекомендации по организации и проведению игр с младшими школьниками:
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Для изучения эффективности проведённой программы работы по формированию навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения по её окончании была проведена повторная, контрольная диагностика уровня развития навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия среди обучающихся 2 Б класса КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат » Минобразования Чувашии. На контрольном этапе были поставлены следующие задачи:
1) изучить динамику
развития навыков учебного
2)установить эффективность системы занятий по развитию навыков учебного сотрудничества у младших школьников с нарушениями зрения.
На контрольном этапе исследования были использованы те же психодиагностические методики, которые применялись на констатирующем этапе исследования. А именно: применялась методика «Рукавички» и методика «Ковёр». Оценка результатов проводилась по тем же уровням. Материал и способ проведения методик так же были адаптированы к возможностям незрячих обучающихся, как и на констатирующем этапе исследования. Данные, полученные по методике «Рукавички» представлены в Таблице 3. А результаты, полученные после проведения методики «Ковёр» представлены в Таблице 4. Эти таблицы приводятся ниже. Они содержат процентное и численное распределение испытуемых по уровню развития навыков учебного сотрудничества по результатам методик по данным констатирующего и контрольного этапов исследования.
Таблица 3 – Распределение испытуемых по уровню развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Рукавички» по данным констатирующего и контрольного исследований
Данные констатирующего исследования |
Уровни | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
аб. |
% |
аб. |
% |
аб. |
% | |
4 |
33,3 % |
4 |
33,3% |
4 |
33,% | |
Данные контрольного исследования |
2 |
16, 6% |
4 |
33,3% |
6 |
50% |
Таблица 4 – Распределение испытуемых по уровню развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Ковёр» по данным констатирующего и контрольного исследований
Данные констатирующего исследования |
Уровни | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||
аб. |
% |
аб. |
% |
аб. |
% | |
4 |
33,3% |
4 |
33,3% |
4 |
33,3% | |
Данные контрольного исследования |
0 |
0% |
8 |
66,6% |
4 |
33,3% |
В данных таблицах представлено как численное, так и процентное распределение испытуемых по уровням развития навыков учебного сотрудничества. Внесены данные констатирующего и контрольного этапов исследования. Для наглядности процентное распределение учащихся по уровням развития навыков учебного сотрудничества и их динамике после проведённой системы работы можно представить в виде гистограмм на рисунках.
Рисунок 1 – Процентное соотношение уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения по методике «Рукавички» по данным констатирующего и контрольного исследований.
Глядя на Рисунок 1, можно заметить очевидную положительную динамику в уровне развития у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения навыков учебного сотрудничества после проведённой с ними системы работы по их совершенствованию с помощью дидактических игр и упражнений. Так, на 16, 7 % возросло количество испытуемых, показавших высокий уровень развития навыков учебного сотрудничества. Количество детей со средним уровнем развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Рукавички» осталось неизменным как на констатирующем, так и на контрольном этапе исследования. А отсутствие отрицательной динамики в данном случае – тоже результат, и довольно хороший. Также можно отметить, что количество испытуемых, показавших низкий уровень развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Рукавички» на контрольном этапе исследования после проведения системы работы снизилось на 16, 7%. А снижение доли испытуемых, находящимся на данном уровне развития навыков учебного сотрудничества, безусловно, является положительным моментом. И говорят эти данные в пользу того, что проводимая с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения система работы по формированию у них навыков учебного сотрудничества, оказалась полезной и эффективной. Далее хотелось бы остановиться на данных о процентном распределении детей по уровням развития учебного сотрудничества по результатам методики «Ковёр».