Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с предложенной темой работы, с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы проблемы исследования учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста;
выявить особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
составить и апробировать систему работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………..…….7
Учебное сотрудничество как проблема психолого-педагогических исследований……………………………………………………………………………7
Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями зрения……………………………………………………………………………..…….15
Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………………….……..…....19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………23
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения …………………….………………………………………23
2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………….….…………….33
2.3. Динамика в уровнях развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения………………………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

1) у младших школьников с нарушениями зрения наблюдается неоднородность в уровне развития навыков учебного сотрудничества: встречаются дети как с высоким уровнем, так и со средним и низкими уровнями;

2) у младших школьников с нарушениями зрения отмечается избирательность в общении со сверстниками;

3) при  отсутствии необходимости нахождения  в ситуации учебного сотрудничества, многие младшие школьники с  нарушениями зрения предпочитают  индивидуальную форму работы  коллективной.          Также у некоторых ребят имелись некоторые трудности в процессе выполнения диагностических методик в ситуациях учебного сотрудничества. Перечислим основные из них:

1) некоторая избирательность в коммуникации ребят друг с другом;

2) недостаточно полное принятие точек зрения окружающих людей;

3) неумение договориться при обсуждении коллективных вопросов и выработке планов совместной деятельности;

4) недостаточная  готовность помочь одноклассникам;

5) сотрудничество  без инициативы, а лишь по просьбе  или необходимости.

Преодоление данных трудностей, как нам кажется, будет возможно с помощью системы работы по развитию навыков учебного сотрудничества у младших школьников с нарушениями зрения. Данная программа работы описана в следующем параграфе.

 

 

 

2.2 Система работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

 

Целью формирующей части исследования явилось выявление психолого-педагогических условий, способствующих развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения при помощи специально разработанной системы занятий.           Для реализации были поставлены задачи:

1. Определить  подходы и принципы организации  работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

2. Составить и апробировать систему занятий по развитию навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения зрения.

Требования к подготовке вытекают из общих принципов коррекционной педагогики. Учет этих принципов в практической работе позволит обеспечить успех коррекционных занятий.

1. Индивидуализация темпов занятий.

Обеспечение для каждого ученика темпов занятий, максимально адаптированных к его возможностям. При необходимости рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные занятия.

2. Максимальное использование игровых методов.

Этот принцип работы вытекает, во-первых, из возрастных особенностей детей, во-вторых — из того, что проведение занятий в игровой форме вызывает у детей с нарушениями развития больший интерес и стремление к активной деятельности. Использование игровой деятельности во время коррекционных занятий позволяет формировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка.

3. Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала.

Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Построение программы в плане последовательности развития отдельных навыков и операций отражает последовательность их формирования в онтогенезе. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недостижение необходимого результата на каждом этапе приведет, в конечном счете, к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррекционных занятиях.

4. Постоянный контроль формирования навыков.

Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на данном занятии навыков — обязательное условие успешности выполнения последующих заданий и формирования положительной учебной мотивации.

5. Строгое соблюдение режима освещения и нагрузок во время занятий.

В качестве основного средства развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения нами были выбраны дидактические игры и игровые упражнения. В составленную программу вошли игры и упражнения Л.С. Римашевской, занимавшейся на протяжении довольно долгого времени технологией развития навыков сотрудничества у старших дошкольников и младших школьников. Присутствовали в системе работы по развитию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и коммуникативные игры, предложенные Л.А Дубиной. В программу вошли также разработки игр и упражнений Л.В. Мищенковой.

Система занятий реализовалась 2 месяца, по 2 занятия в неделю, продолжительностью от 25 до 35 минут.

В ходе обоснования системы занятий были определены цели, задачи и принципы ее разработки, выделены основные направления и методы реализации работы, что дает основание для разработки основных содержательных ее компонентов. Общая структура занятий включает в себя стабильную схему, на которую впоследствии накладывается конкретный методический материал.

Система занятий состоит из трех этапов (более подробно указано в Приложениях А и Б).              Первый этап включал 4 занятия. Цель данного этапа заключалась в развитии умения прислушиваться к мнению окружающих и принимать его  во внимание в процессе коллективной деятельности. Это умение является очень важным компонентом как сотрудничества в целом, так и учебного сотрудничества в частности. Ведь для того, чтобы эффективно заниматься коллективной деятельностью для достижения общей цели необходимо считаться с мнениями всех участников процесса, а также иметь свои идеи. В первый этап вошли следующие игры и упражнения: «Сломанный телефон», «Словесный волейбол», «Паровозик», игра на инсценировку сказки, игра «Семейная фотография», игра «Пятёрки», игра  «Пройди в ворота», «Мафия».        На втором этапе главной целью было развитие умения входить в контакт, вести диалог. Это тоже является важным моментом в ситуациях учебного сотрудничества.   На данном этапе было включено много коммуникативных упражнений и игр, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения навыков социального взаимодействия. Эти упражнения должны помочь в формировании навыков учебного сотрудничества у данной категории детей. Второй этап системы занятий также включил в себя 4 занятия. В данный блок вошли следующие упражнения: «Ласковое имя», «Вопрос-ответ», «Прощай», «Ручеёк», «Катаем мяч», «Руки танцуют», «Здороваемся без слов», «Возьмёмся за руки, друзья», «Музыкальные объятия (обнималки)», «На мостике», «Раскрасьте правильно».       Этапы программы занятий шли последовательно: через развитие умения прислушиваться к мнению окружающих и умения вступать в контакт велась планомерная подготовка к развитию у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения навыков ведения совместной деятельности и работы в коллективе.  Заключительный этап был направлен на развитие навыков взаимодействия в группе и коллективной деятельности. Он так же, как и предыдущие этапы, содержал 4 занятия. Сюда вошли следующие игры и упражнения: «Неожиданные картинки», «Небоскрёб», «Картонные башни», «Распускающийся бутон», «Совместный рисунок», «Придумайте рассказ», «Колдун», «Расскажи стих руками».        Далее следует остановиться на некоторых рекомендациях к проведению игр и упражнений с ребятами. Некоторые рекомендации по организации и проведению игр с младшими школьниками:

  1. Содержание игры, её условия не должны быть слишком сложными. В противном случае она потеряет свою привлекательность.
  2. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми перегрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.
  3. Рекомендуется чередование различных видов деятельности в ходе игры или использование нескольких небольших по длительности игр.
  4. Если по правилам игры ребёнок должен будет выйти из неё, то только на короткое время, иначе он будет вступать в неё самостоятельно, без разрешения.
  5. Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Эти игры способствуют развитию функции торможения.
  6. Выбор водящего в игре должен быть обоснован. Водящего можно выбирать с помощью считалок или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
  7. Детей надо учить играть, чётко соблюдая правила игры.
  8. Заканчивая игру нужно отметить лучших, самых активных игроков.
  9. В этом возрасте дети предпочитают сюжетно-ролевые и имитационные игры, где предстоит выполнять роли животных или взрослых людей (разведчиков, путешественников и др.)
  10. Важны для младших школьников и подвижные игры.      Следует заметить, что в системе работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения применялись игры и упражнения как не требующие зрительного контроля, так и с его необходимым наличием. Несмотря на контингент детей это было сделано не случайно. Включение игр и упражнений, требующих зрительного контроля для проведения с детским коллективом, в котором присутствуют незрячие ребята, как раз способствовало сотрудничеству среди ребят и создавало ситуации, в которых требовалась необходимая помощь товарищам. Таких игр было не много, но они имели место быть. Зрячие дети приняли их хорошо, оказывали при необходимости помощь незрячим одноклассникам для того, чтобы они тоже включились в деятельность и помогли коллективу успешно справиться с игровым заданием. Но особо хочется обратить внимание на то, что уровень взаимопомощи, поддержки друг друга и сплочённости в игровых ситуациях у незрячих детей гораздо более выражен, чем у ребят с имеющимся, хоть и небольшим, уровнем зрения.             Хотелось бы также остановиться на отношении детей к проводимой системе работы в целом. На первом этапе дети активно проявили себя в вербальных играх «Сломанный телефон» и «Словесный волейбол». А вот инсценировка сказки и последующее угадывание героев вызвало у ребят некоторые затруднения. В совместном разгадывании образов зрячие ребята были нацелены на свой личный результат, а не на работу в команде и её успех. При этом они забывали о необходимости сотрудничества в данной игре в виде помощи незрячим одноклассникам и вербальной передачи им увиденных образов инсценируемых героев.          На втором этапе всем ребятам очень понравилась игра первого занятия «Ласковое имя». Они с удовольствием придумывали друг другу приятные ласковые имена и не хотели, чтобы игра заканчивалась. Также детям запомнилась игра «Музыкальные объятия». Они даже просили повторить игру на следующий день. Хорошо ребята проявили себя в игре «Раскрась правильно». В созданной игровой ситуации сотрудничества дети охотно помогали друг другу (в том числе и незрячим товарищам), чтобы успешнее справиться с совместно начатым общим делом.      На заключительном этапе системы работы по формированию навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения также можно выделить свои особенности в отношении детей к игровым упражнениям. Ребятам понравилась игра «Неожиданные картинки», в который каждый участник мог почувствовать свой вклад в общее дело и получить удовлетворение от осознания важности своей работы. Нелегко далась игра «Картонные башни». Поначалу детям не удавалось скоординироваться, и они вынуждены были повторять свои попытки справиться с игровым заданием. Особо хочется упомянуть игру «Придумайте рассказ». Она настолько заинтересовала ребят, что они продолжали играть в неё почти каждый день на переменах и после уроков. Примечательно, что участвовали почти все. Детям нравилось придумывать вместе различные увлекательные истории, каждый с нетерпением ждал своей очереди высказаться и дополнить рассказ новыми событиями. Пожалуй, это все наиболее яркие и запомнившиеся моменты проведенной программы по развитию навыков учебного сотрудничества у младших школьников, имеющих нарушения зрения.   Итак, в течение двух месяцев проводилась работа, направленная на развитие навыков учебного сотрудничества у младших школьников, имеющих нарушения зрения. С этой целью применялись упражнения на формирование навыков группового взаимодействия, различные коммуникативные игры и игры, способствующие сплочённости класса. По окончании работы был проведен контрольный этап исследования для определения эффективности проведённой системы занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Динамика в уровнях  развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями  зрения.

Для изучения эффективности проведённой программы работы по формированию навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения по её окончании была проведена повторная, контрольная диагностика уровня развития навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия среди обучающихся 2 Б класса КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат » Минобразования Чувашии.  На контрольном этапе были поставлены следующие задачи:

1) изучить динамику  развития навыков учебного сотрудничества и группового взаимодействия у младших школьников с нарушениями зрения;

2)установить  эффективность системы занятий по развитию навыков учебного сотрудничества у младших школьников с нарушениями зрения.

На контрольном этапе исследования были использованы те же психодиагностические методики, которые применялись на констатирующем этапе исследования. А именно: применялась методика «Рукавички» и методика «Ковёр». Оценка результатов проводилась по тем же уровням. Материал и способ проведения методик так же были адаптированы к возможностям незрячих обучающихся, как и на констатирующем этапе исследования.         Данные, полученные по методике «Рукавички» представлены в Таблице 3. А результаты, полученные после проведения методики «Ковёр» представлены в Таблице 4. Эти таблицы приводятся ниже. Они содержат процентное и численное распределение испытуемых по уровню развития навыков учебного сотрудничества по результатам методик по данным констатирующего и контрольного этапов  исследования.

Таблица 3 – Распределение испытуемых по уровню развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Рукавички» по данным констатирующего и контрольного исследований

Данные констатирующего исследования

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

аб.

%

аб.

%

аб.

%

4

33,3 %

4

33,3%

4

33,%

Данные контрольного исследования

2

16, 6%

4

33,3%

6

50%


Таблица 4 – Распределение испытуемых по уровню развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Ковёр» по данным констатирующего и контрольного исследований

Данные констатирующего исследования

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

аб.

%

аб.

%

аб.

%

4

33,3%

4

33,3%

4

33,3%

Данные контрольного исследования

0

0%

8

66,6%

4

33,3%


 

В данных таблицах представлено как численное, так и процентное распределение испытуемых по уровням развития навыков учебного сотрудничества. Внесены данные констатирующего и контрольного этапов исследования. Для наглядности процентное распределение учащихся по уровням развития навыков учебного сотрудничества и их динамике после проведённой системы работы можно представить в виде гистограмм на рисунках.

Рисунок 1 – Процентное соотношение уровня развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения по методике «Рукавички» по данным констатирующего и контрольного исследований.

Глядя на Рисунок 1, можно заметить очевидную положительную динамику в уровне развития у детей младшего школьного возраста  с нарушениями зрения  навыков учебного сотрудничества после проведённой с ними системы работы по их совершенствованию с помощью дидактических игр  и упражнений. Так, на 16, 7 % возросло количество испытуемых, показавших высокий уровень развития навыков учебного сотрудничества.  Количество детей со средним уровнем развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Рукавички» осталось неизменным как на констатирующем, так и на контрольном этапе исследования. А отсутствие отрицательной динамики в данном случае – тоже результат, и довольно хороший. Также можно отметить, что количество испытуемых, показавших низкий уровень развития навыков учебного сотрудничества по результатам методики «Рукавички» на контрольном этапе исследования после проведения системы работы снизилось на 16, 7%. А снижение доли испытуемых, находящимся на данном уровне развития навыков учебного сотрудничества, безусловно, является положительным моментом. И говорят эти данные в пользу того, что проводимая с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения система работы по формированию у них навыков учебного сотрудничества, оказалась полезной и эффективной.         Далее хотелось бы остановиться на данных о процентном распределении детей по уровням развития учебного сотрудничества по результатам методики «Ковёр».

Информация о работе Особенности развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения