Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение тревожности у детей подросткового возраста.
Цель исследования определила задачи исследования:
- раскрыть понятие тревожности;
- рассмотреть психологические особенности детей подросткового возраста;
- исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
- раскрыть психопрофилактическую и психокоррекционную работу по преодолению школьной тревожности в подростковом возрасте

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
1 Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста………………………………………………

5
1.1 Понятие тревожности…………………………………………….
5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста…..
9
1.3Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте……………………………………………….

13
Выводы по 1 главе……………………………………………………..
16
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста………..

18
Организация проведения психодиагностического исследования
18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..
21
2.3Рекомендации по проведению психопрофилактической и психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности…………………………………………………………...
Выводы по 2 главе……………………………………………………..


24
26
Заключение……………………………………………………………..
27
Список использованных источников………………………………….
28
Приложение……………………………………………………………
30

Файлы: 1 файл

4465_курс (тревожность подростков).doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………

3

1 Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста………………………………………………

 

5

1.1 Понятие тревожности…………………………………………….

5

1.2 Психологическая  характеристика подросткового возраста…..

9

1.3Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте……………………………………………….

 

13

Выводы по 1 главе……………………………………………………..

16

2 Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста………..

 

18

    1. Организация проведения психодиагностического исследования

18

2.2 Анализ результатов исследования………………………………..

21

2.3Рекомендации  по проведению психопрофилактической  и психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности…………………………………………………………...   
Выводы по 2 главе……………………………………………………..

 

 

24

26

Заключение……………………………………………………………..

27

Список использованных источников………………………………….

28

Приложение……………………………………………………………

30


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема тревожности  является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Её изучением занимались такие психологи как Прихожан А. М., Мэй Р., Спилберг Ч. Д., Филипс Б., Бернс Д., Новикова Е. В. и другие. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, к трудностям в общении.

Эмоциональное благополучие подрастающего поколения  – один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика  подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений эмоционального благополучия (тревожности) – нервный срыв. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека.

В настоящее  время увеличилось число тревожных  детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление  тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями “Я-концепции”, отношение к себе. Различия в проявлении тревожности изучалось с различных точек зрения, например с позиции воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А. А. Плоткин), с позиции социального статуса (Кисловская В.Р., Н. В. Имедадзе) и т.д.

Тревожность имеет  ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации  и защиты. Для каждого возрастного  периода существуют определенные области, объекты действительности, которые  вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В данные "возрастные пики тревожности" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей подросткового школьного возраста.

Предмет исследования - тревожность в подростковом возрасте.

 Объект исследования - источники тревожности в подростковом возрасте.

Цель  исследования – изучение тревожности у детей подросткового возраста.

Цель  исследования определила задачи исследования:

-  раскрыть понятие тревожности;

- рассмотреть  психологические  особенности  детей подросткового возраста;

- исследовать  факторы и особенности, влияющие  на возникновение школьной тревожности  в подростковом возрасте;

-  раскрыть психопрофилактическую и психокоррекционную работу по преодолению школьной тревожности в подростковом возрасте;

- исследовать  особенности проявления тревожности  у детей подросткового возраста  с помощью методики диагностики  Филлипса.

Были использованы следующие методы  исследования: изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования; анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике и др.; экспериментальное исследование тревожности у детей подросткового возраста с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса.

Базой проведения исследования стала группа подростков 13-14 лет (8-й класс ГУО «Рожанский УПКДССШ Солигорского района»). Общее количество испытуемых 26 человек, из них 12 девочек и 14 мальчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психологическая  характеристика тревожности у детей подросткового возраста

 

 

1.1 Понятие тревожности

 

 

Тревожность изучали  такие зарубежные исследователи, как  З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные  ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие.

Понимание тревожности  было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители  психоанализа рассматривали тревожность  как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

З. Фрейд считал, что столкновение биологических  влечений с социальными запретами  порождает тревожность. З. Фрейд  смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего  эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими.

Проблема тревожности  стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории К. Хорни главные источники тревожности и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревожности, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления [7].

С. Салливен известен как создатель "межличностной теории". Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. С. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.

С. Салливен так  же, как и К. Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм, представитель неофрейдизма.

Он считает, что в эпоху средневекового общества, с его способом производства и  классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности, и не испытывал таких тревог, потому что он не был "отчужден" от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет естественными социальными связями, существующими в первобытном обществе. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревожности, порожденной "негативной свободой", человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги [4].

Э. Фромм, К. Хорни  и С. Салливен пытаются показать различные  механизмы избавления от тревожности.

Э. Фромм считает, что все эти механизмы, в том  числе "бегство в себя", лишь прикрывает чувство тревожности, но полностью не избавляет индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего "Я" составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по мнению Э. Фромма, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги.

К. Роджерс являлся  представителем направления гуманистической  психологии, принципами которой являлось особое внимание личности человека, ее формирование, развитие. Источник тревожности К. Роджерс видит в том, что есть явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий характер для личности, то они могут быть восприняты подсознательно еще до того, как они осознанны. Это может вызвать вегетативную реакцию, сердцебиение, которое сознательно воспринимается как волнение, тревога, а человек не в состоянии оценить причины беспокойства. Тревога ему кажется беспричинной.

В понимании  природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два  подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Бихевиористы  рассматривают тревожность как  неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни; возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием, и, т. о., эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события. Если человек недостаточно контролирует у себя проявление тревожности, то у него может развиться состояние повышенной тревожности, приступов раздражительности, усиления сердцебиения и страха смерти или страха умопомешательства[8].

В психологической  литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать  его дифференцированно - как ситуативное  явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

В отечественной психологической  школе термином "тревога" обозначается эмоциональное состояние, а термином "тревожность" - личностная черта (однако нередко термин "тревожность" применяют и для обозначения обоих видов тревожности). Спилбергер определяет различие между тревогой и тревожностью (или, по терминологии Спилбергера, между Т-состоянием и Т-диспозицией) так: состояние тревожности характеризуется субъективно, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением нервной системы. Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности [6].

Таким образом, у каждого  конкретного человека следует ожидать определенной взаимосвязи между значениями Т-состояния и Т-диспозиции. Предполагается также, что у имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в стрессогенных ситуациях Т-состояние проявится сильнее.

А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента[9].

Несколько иначе  рассматривает понятие тревожность Р. С. Немов, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях[17].

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста