Особенности детей подросткового возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
Подобрать необходимые методики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Задержка психического развития детей подросткового
возраста как психологическая проблема……………………….6
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза………………………………..6
1.2. Психологические особенности личности подростка с ЗПР………..11
1.3. Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР……...15
Выводы по теоретической части…………………………………………18

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
детей подросткового возраста с ЗПР…………………………..19
2.1. Методы и организация исследования……………………………….19
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….21
2.3. Рекомендации…………………………………………………………27
Выводы по практической части…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...29
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

4610.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности детей подросткового возраста  с ЗПР

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Задержка психического развития детей подросткового

              возраста как  психологическая  проблема……………………….6

1.1. ЗПР как одна из форм  дизонтогенеза………………………………..6

1.2. Психологические особенности личности подростка с ЗПР………..11

1.3. Психологическая помощь и  коррекционная работа при ЗПР……...15

Выводы по теоретической части…………………………………………18

 

Глава  2  Эмпирическое исследование особенностей

               детей подросткового возраста  с ЗПР…………………………..19

2.1. Методы и организация исследования……………………………….19

2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….21

2.3. Рекомендации…………………………………………………………27

Выводы по практической части…………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………...29

Литература………………………………………………………………....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы  и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии»[1].

Изучение психологических особенностей детей с ЗПР, выявление закономерностей развития таких детей в различные периоды онтогенеза является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
    2. Подобрать необходимые методики;
    3. Провести эмпирическое исследование подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза, проанализировать  результаты;
    4. Провести сравнительный анализ полученных данных; сделать выводы.

Предметом исследования являются некоторые психологические особенности подростка с ЗПР (нами были выбраны следующие: агрессивность, социальный интеллект, эмпатия).

Объектом исследования выступают дети подросткового возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования состоит в том, подростки с ЗПР имеют определенные психологические особенности. В нашем исследовании это проявляется в существенных различиях в уровне развития таких психологических характеристик, как социальный интеллект, агрессивность, эмпатия  у подростков с ЗПР и подростков с нормальным онтогенезом.

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы
    2. Тест-опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»
    3. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна
    4. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»
    5. Методы обработки и интерпретации данных –  качественный и количественный анализ.

В исследовании приняло участие 25 человек (12 подростков с ЗПР и 13 подростков с нормальным онтогенезом), учащиеся 8-9 классов начальных школ.

 

Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов нами были разработаны рекомендации по коррекции личностных особенностей подростков с ЗПР. Данные рекомендации могут быть предназначены как для педагогов, так и для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Задержка психического развития детей подросткового возраста как  психологическая проблема

    1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка.   В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания [4].        

Задержка психического развития является по классификации В.В.Лебединского (1985) является одной из форм дизонтогенеза (Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития), наряду с другими вариантами такими как,  недоразвитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие [8].

Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.

Основной биологической причиной, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.  Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности [11].

 Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк. К ним относятся следующие: ранняя депривация, неприятие ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. Неблагоприятные  социальные   факторы усугубляют отставание  в  развитии,  но  не  представляют  единственную  или главную причину ЗПР.

Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

 М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:

- обусловленная психическими и  психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

- возникающая на ранних этапах  жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями [1].

      В  целом  же  ЗПР   проявляется   в   нескольких   основных   клинико-психологических  формах:  конституционального  происхождения,  соматогенного происхождения,  психогенного   происхождения   и   церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности,  динамика,  прогноз  в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

К ЗПР конституционального происхождения относят: истинный инфантилизм; гармонический или психофизический инфантилизм; психический инфантилизм. При данной форме отмечается такая структура личности, при которой  эмоционально-волевая сфера находится как  бы  на  ранней  ступени  развития.  Преобладает эмоциональная мотивация поведения,  повышенный  фон  настроения,  незрелость личности в целом,  легкая  внушаемость,  непроизвольность  всех  психических функций. При переходе к школьному возрасту  сохраняется  большая  значимость для детей игровых интересов.  Черты  эмоционально-волевой  незрелости  часто сочетаются  с   инфантильным   типом   телосложения.   Ребенок   по   своему психическому  и  физическому  облику  соответствует  более   раннему   этапу возрастного  развития.  Как  правило,  причиной  такого  состояния  являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР  может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям  с  этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь,  поскольку  со  временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с  6-летнего  возраста  для них нерационально [7].

 

При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.

 ЗПР  соматогенного  происхождения  с  явлениями  стойкой  соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма  возникает  вследствие длительной  соматической  недостаточности  различного  генеза  (хронические инфекции,  аллергические  состояния,  врожденные  и  приобретенные   пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей  большая роль  принадлежит  стойкой  астении,  снижающей  не  только  общий,  но   и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие  к появлению различных невротических  наслоений  (неуверенность,  боязливость, капризность, ощущение  физической  неполноценности).  Усугубляет  состояние ребенка режим ограничений и запретов, в  котором  он  постоянно  находится [15].

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки. Неблагоприятные социальные  условия,  долго  воздействующие  и  оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в  его  нервно-психической  сфере.  Эту  форму  ЗПР  надо  уметь отличать от  педагогической  запущенности,  проявляющейся,  прежде  всего  в ограниченных   знаниях   и   умениях    ребенка    вследствие    недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР  наблюдается  при  аномальном развитии  личности  по  типу  психической   неустойчивости,   обусловленном явлениями гипоопеки и  гиперопеки.  У  ребенка  в  условиях  безнадзорности (гипоопеки)  не  формируется  произвольное  поведение,   не   стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы [1,2].

Патологическая   незрелость   эмоционально-волевой   сферы   сочетается   с

недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка  в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет  к  возникновению  у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или  недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны  к  волевому  усилию,  у  них  отсутствует  произвольная  форма поведения. Все эти качества в конечном счете  ведут  к  тому,  что  ребенок оказывается неприспособленным  к  жизни. 

      Патологическое развитие  личности по невротическому типу  наблюдается у детей, воспитывающихся  в  условиях,  где  царят  грубость,  деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма  ЗПР  часто  встречается  у  детей, лишенных  семьи.  У  них   отмечается   эмоциональная   незрелость,   малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой  формирования познавательной деятельности [10].

Информация о работе Особенности детей подросткового возраста с ЗПР