Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение тревожности у детей подросткового возраста.
Цель исследования определила задачи исследования:
- раскрыть понятие тревожности;
- рассмотреть психологические особенности детей подросткового возраста;
- исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
- раскрыть психопрофилактическую и психокоррекционную работу по преодолению школьной тревожности в подростковом возрасте

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
1 Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста………………………………………………

5
1.1 Понятие тревожности…………………………………………….
5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста…..
9
1.3Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте……………………………………………….

13
Выводы по 1 главе……………………………………………………..
16
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста………..

18
Организация проведения психодиагностического исследования
18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..
21
2.3Рекомендации по проведению психопрофилактической и психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности…………………………………………………………...
Выводы по 2 главе……………………………………………………..


24
26
Заключение……………………………………………………………..
27
Список использованных источников………………………………….
28
Приложение……………………………………………………………
30

Файлы: 1 файл

4465_курс (тревожность подростков).doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Подросток находится  в положении маргинальной личности - личности, принадлежащей двум культурам.

Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и  в то же время знает, что он еще  не взрослый. Как описывает К.Левин, характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [13].

Далее в нашей работе мы рассмотрим особенности эмоциональных  проявлений и возможные варианты нарушений эмоциональной сферы  подростков.

 

 

1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом воздасте

 

 

Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми и сверстниками нередко выступает тревожность подростка – нейротизм.

Результаты изучения тревожности  зарубежными исследователями во многом совпадают с выводами отечественной  психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит следующее соображения Спилберга: "…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы".

Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает  причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине[2].

Тревожные дети обычно не вызывают жалоб  со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации, "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие.

Параллельно с общительностью, тесно  переплетаясь с ней, противореча  ей и дополняя ее одновременно, в  подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.

Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические  исследования показали, что те, кто  считает себя застенчивыми, действительно  отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.

Чтобы облегчить свои коммуникативные  трудности, подростки используют "стратегическое взаимодействие". Понятие стратегического  взаимодействия введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гофманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.

Во-первых, будучи постоянно озабочены  собой, предполагая, что и другие разделяют эту озабоченность, подростки  обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию.

Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и озабоченность, часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.

Одной из главных психологических  трудностей подростков является склонность объяснять свои неудачи в общении  не конкретными ситуациями, а своими якобы непременными личностными качествами. Такая установка парализует попытки установления новых человеческих контактов, с учетом прошлых ошибок. Если в других сферах жизни, например, в учебе, они трезво оценивают причины своих успехов и переживаний, и, учась на своих ошибках, могут достигнуть высоких результатов, то в сфере общения, где они особо уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся прогноз. "У меня все равно ничего не получится".

Ведущий мотив  жизни и деятельности для подростка – самоуважение в коллективе. Быть признанным в коллективе, занимать определенное место, играть определенную роль – сверх-ценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.

Наиболее характерными для раннего подросткового периода  являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроклимате (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильный для него учебный или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми. Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут их на стороне – в дворовых и уличных компаниях. Этих ребят не от хорошей жизни тянет в уличную среду, в ней они ищут возможность удовлетворить, неудовлетворенную в школе потребность в эмоциональном контакте в дружеских связях, потребность в общении.

Дело в том, что такие группы обладают защитной функцией, окружают их неким психологическим барьером от проникновения травмирующих влияний со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей или мнение учителей. Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому, чье развитие отстает и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют слишком плоское, равнинное видение мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко приходится таким подросткам в окружении сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли [15].

Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о  том, что важную роль в общении  подростка играет самооценка. Она  вызывается необходимостью в объективном  знании себя и своих качеств трудовой деятельности и общения. И.М.Жутикова считает, что именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.

К началу подросткового  возраста человек знакомится с собой заново. И вот тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей ошибкой будет свести все это к перечню недостатков.

 Подросткам  очень помогает, когда им рассказывают о них, что с ними происходит, почему они нередко испытывают непонятное для них раздражение, досаду и т. д. Им очень нужны благожелательные, но не навязчивые советы. Сами они не догадываются обращаться по таким поводам.

Если у подростка общение с окружающими сложились не совсем удачно (нет друзей, конфликтные отношения со сверстниками или взрослыми), то это отражается на познании самого себя. Оно либо задерживается, либо его результат бывает несоответствующим действительности. И то и другое отрицательно сказывается на становлении личности. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что для многих младших и особенно, для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Самооценка подростка складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения меняется, может измениться и его самооценка.

 

 

 

Выводы  по 1 главе

 

 

Таким образом, многочисленные определения тревожности в психологической литературе позволили нам сделать следующие обобщения. Понятие тревожности определяется:

1) как эмоциональное состояние в определенной ситуации, которое проявляется у большинства людей и при невысоком уровне выраженности играет положительную, мотивирующую роль;

2) как устойчивое свойство, черта личности или темперамента;

3) тревожность как состояние, как некоторая тревожножность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время, с различной периодичностью, свойственная любому нормальному человеку;

4) устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в жизни стрессов и считающаяся признаком эмоциональных нарушений, ведущая к психоэмоциональному неблагополучию.

Анализ литературы показывает, что тревожность в подростковом возрасте формируется под влиянием различных факторов и условий (основными из которых являются школа и семья). Учебные страхи и тревожность оказывает наибольшее влияние на успешность учебной деятельности и формирование личности.

Своевременная диагностика и последующие профилактические мероприятия и коррекция тревожности необходимы в современной системе образования.

Диагностика эмоциональных  нарушений должна строиться на основе возрастного и функциональных принципов и должна включать 3 основные группы показателей:

1) ситуативные  особенности эмоциональной регуляции  – степень и характер выраженности  эмоциональной окраски наиболее  значимых на данном этапе предметных  и коммуникативных действий, адекватность этой оценки;

2) внеситуативные  особенности эмоциональной регуляции  – преобладающий эмоциональный  фон и характер основных эмоциональных  отношений (чувств) на данном возрастном  этапе; 

3) наличие специфических  эмоциональных механизмов, необходимых и достаточных на данном возрастном этапе (эмоциональная децентрация и эмоциональное смещение) [5].

Обозначенные  в данной части работы психологические  особенности подросткового возраста, особенности проявления тревожности  в подростковом возрасте, позволили построить нам исследовательские гипотезы, которые мы проверили с помощью эмпирического исследования, результаты которого представлены во второй главе нашей работы.

 

 

 

  1. Эмпирическое исследование проявления тревожности у детей подросткового возраста

 

    1. Организация и методика проведения психодиагностического исследования

 

 

Существует  ряд методик для диагностики  тревоги и тревожности. Для выявления  факторов тревожности, влияющих на эмоциональное  состояние ребенка, его учебу  и деятельность, взаимоотношения  с окружающими нами была выбрана методика Филипса, цель которой – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой так и у подростков [15]. 
   Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». (Приложение 1). 
   При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. Бланк ответа и ключ к вопросам представлен нами в приложении 2. При обработке подсчитывается: 
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности. 
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством (Таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 Факторы  тревожности

Факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность  в школе

(сумма 22)

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

2. Переживание  социального стресса (сумма 11)

5,10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

3. Фрустрация  в потребности в достижении успеха (сумма 13)

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

4. Страх самовыражения  (сумма 6)

27, 31, 34, 37, 40, 45

5. Страх ситуации  проверки знаний (сумма 6)

2, 7, 12, 16, 21, 26

6. Страх не  соответствовать ожиданиям окружающих (сумма 5)

3, 8, 13, 17, 22

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу (сумма  5)

9, 14, 18, 23, 28

8. Проблемы и  страхи в отношениях с учителями  (сумма 8)

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста