Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение тревожности у детей подросткового возраста.
Цель исследования определила задачи исследования:
- раскрыть понятие тревожности;
- рассмотреть психологические особенности детей подросткового возраста;
- исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
- раскрыть психопрофилактическую и психокоррекционную работу по преодолению школьной тревожности в подростковом возрасте

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
1 Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста………………………………………………

5
1.1 Понятие тревожности…………………………………………….
5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста…..
9
1.3Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте……………………………………………….

13
Выводы по 1 главе……………………………………………………..
16
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста………..

18
Организация проведения психодиагностического исследования
18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..
21
2.3Рекомендации по проведению психопрофилактической и психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности…………………………………………………………...
Выводы по 2 главе……………………………………………………..


24
26
Заключение……………………………………………………………..
27
Список использованных источников………………………………….
28
Приложение……………………………………………………………
30

Файлы: 1 файл

4465_курс (тревожность подростков).doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

1. Выявление  учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий;

2. Участие школьного  психолога в разработке и проведении  профилактических мероприятий, направленных  на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям;

3. Помощь психолога  учителям в реализации той  части коррекционных программ  для учащихся группы риска,  которая может быть обеспечена  в стенах школы;

Воспитательные  и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решением следующих задач:

1. Воспитание  у учащихся толерантности в  коммуникативных ситуациях, формирование  установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;

2. Воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3. Формирование  у школьников потребности находиться  в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

4. Формирование  у учащихся коммуникативных компетенций:  умений и навыков грамотно  строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты,  правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;

5. Развитие у  школьников самообладания, а также  умений и навыков психофизической  саморегуляции, которые дадут  возможность ученику чувствовать  себя увереннее при ответах  учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

6. Обучение психологическим  навыкам эффективного преодоления  деструктивных состояний – дистресса,  депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального  подхода к учащимся определяет необходимость  соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. Считаем необходимым, с целью формирования безопасного образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и коррекции отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и проч.) для участников образовательного процесса.

 

Выводы  по 2 главе

Во второй главе  мы рассмотрели методику школьной тревожности  Филипса, целью которой является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой как у младших  школьников, так и у подростков. Эта методика состоит из 58 вопросов и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. В рамках описания методики мы рассмотрели содержательную характеристику каждого фактора тревожности.

Мы провели  экспериментальную работу с целью  определить уровень и ведущие  факторы тревожности подростков. Однако проанализировав результаты теста, можно сделать вывод, что  ведущих факторов тревожности, существующих отдельно нет, все факторы взаимосвязаны между собой.

Наиболее часто  встречаются и отмечаются высоким  уровнем тревожности: страх самовыражения  и несоответствия ожиданиям взрослых, а так же взаимоотношения с  учителями у многих подростков напряженные. Большое значение на увеличение тревожности оказывают также и особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тревога и тревожность  обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере  «возрастных пиков» тревоги, частоте  распространенности и интенсивности  переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в последнее десятилетие.

Тревожность –  устойчивое личностное образование, сохраняющееся  на протяжении достаточно длительного  периода времени. Она имеет собственную  побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Как любое сложное психологическое явление, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный и эмоциональный аспекты, при доминировании эмоционального.

Проведенная работа показала, что тревожность как  переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.

Возникновение и закрепление тревожности как  устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают черты устойчивого образования в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями Я-концепци, отношения к себе. В свою очередь, тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт.  Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется и может приобрести стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенсации или способах защиты.

Наиболее значимыми  причинами возникновения тревожности  подростков выявились согласно проведенному исследованию причины неудовлетворенности социальным общением. А именно: переживания социального стресса, на фоне которого развиваются социальные контакты ребенка; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия; страх не соответствовать ожиданиям окружающих, что собственно подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Полученные  нами в ходе исследования подростковой тревожности данные не являются характерными для всех подростков, поскольку проводились в отдельно взятых классе и школе. Как показывают результаты научных исследований, приведенных в литературе, даже в разных восьмых классах одной школы могут быть получены различные показатели по общему уровню тревожности, а индивидуальные показатели тревожности могут значительно отличаться от общих.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бакеев, В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости / В.А. Бакеев. М.: Лениздат, 2000 – 17 с.
  2. Демидова, Н.В. Влияние семейного воспитания на подростковую тревожность //Семейная психология и семейная терапия.-2004.-№3.-С.34-41.
  3. Изард, К.Э. Психология эмоций.-СПб.: Питер,2005.-403с.
  4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства.-СПб.: Питер, 2002.-740с.
  5. Катыгин, Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психологическими характеристиками //Психофизиология.-Л., 2000.-С.46-49.
  6. Кон, И. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 2001.-191с.
  7. Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты //Социально-гуманитарные знания.-1999.-№3.-С.105-108.
  8. Кудрявцева, Н. Тревога как социальная болезнь //Химия и жизнь.-2004.-№11.-С.10-19.
  9. Лютова,  Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Академия, 2000.-190 с.
  10. Маринина, Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» //Воспитание школьников.-2003.-№6.-С.42-43.
  11. Микляева, А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь, 2004.-247 с.
  12. Немов, Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3 /Немов Р.С. психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 3 кн. – М., 1999. – 269 с.
  13. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 448с.
  14. Петровский, А.В., Ярошенко М.Г. Психология.-М.: Академия, 2001.-403с.
  15. Практическая психодиагностика: методики и тесты.-М.: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2002.-672с.
  16. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование.-1998.- №2.
  17. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.:МОДЭК, 2006.- 304с.
  18. Прихожан, А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог.- 2002.№4
  19. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб, 2000.-241 с.
  20. Спиридонова, Н.В. Влияние стиля семейного воспитания на характер отношений подростков с родителями и близкими сверстниками //Семейная психология и семейная терапия.-2006.-№3.-С.45-65.
  21. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. – СПб.: Лань, 1997 – 240 с.
  22. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.-СПб, 2000.-312с.

 

 

 

 

Приложение

 

Текст опросника диагностики уровня школьной тревожности Филипса

 

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь высл<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_0

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста