Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически раскрыть и обосновать значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить специальной литературы по данной теме;
2. Изучить теоретические основы темперамента детей дошкольного возраста;
3. Установить значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников;
4. Определить методы исследования темперамента дошкольников.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................2
Глава 1. Изучение темперамента дошкольников…………………………………..3
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента…………………………….4
1.2 Эмоциональность как параметр темперамента………………………………….9
1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста…………………….11
Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников……………..17
2.1 Изучение индивидуальных особенностей дошкольника……………………..18
2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: тест………………………20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Библиографический список…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии Шачнева.docx

— 110.61 Кб (Скачать файл)

Эти свойства нервной системы, составляющие физиологическую основу темперамента, проявляются в повседневном поведении человека.

Изучить индивидуально-типологические особенности дошкольников нам помогла  программа, использованная в исследовании Л.И. Уманского [Приложение 1].

Анализ исследования индивидуально-типологических особенностей. Мирослава 4 года

 

В результате исследования мы установили, что Мирослава общительная, располагает к себе окружающих, легко  входит в новую обстановку и в  новую деятельность, имеет много  товарищей, но редко доводит начатое  до конца, быстро реагирует на все  новое в окружающей среде, легко  и быстро вырабатывает и изменяет жизненные стереотипы (привычки, навыки). Мирослава быстро засыпает, сон спокойный, крепкий. Мирослава покладиста, с легкостью подчиняется и с такой же легкостью берет на себя руководство. Для нее характерно непостоянство интересов. Однако ее жизнерадостность и коммуникабельность делают ее любимицей коллектива. На основании этих показателей мы сделали вывод, что темперамент Мирославы относится к сангвиническому типу.

Даша, 4 года

Даша очень настойчива в достижении цели. Она достаточно долго пытается добиться успеха, не сдается, несмотря ни на что. Неудачи  вызывают раздражение, агрессию. Речь очень громкая, разбивчивая, быстрая, сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией. Она легковозбудимая, очень энергична, импульсивна, задириста, часто конфликтует из-за игрушек, склонна к смене настроения, очень любит подвижные игры, стремится выполнять в них главные роли, стремится к лидерству, руководству. Переживания очень сильны, ярко выражены. Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывает у нее чувство протеста. Долго засыпает, но быстро просыпается. Проанализировав поведение Даши, мы пришли к выводу, что у нее холерический тип темперамента.

Никита, 3,5 года

Никита обычно спокоен, сдержан, малоподвижен. Часто длительное время  находится в молчаливом, неподвижном  состоянии. Однако нет признаков  вялости и равнодушия. Наоборот, он всем интересуется, живо реагирует  на окружающее, но без всякой внешне проявленной эмоциональности. Для  него характерна серьезность и спокойствие. Он редко плачет, не требует к  себе особого внимания, засыпает быстро, сон крепкий, медленно просыпается. Никита инертен, его трудно вывести  из себя, говорит и смеется он негромко. В привычной для него обстановке без принуждения выполняет правила поведения, исполняет данные ему поручения, очень старателен, аккуратен в выполнении работы, старателен. Не склонен к частой смене настроений. В результате исследования мы выявили, что Никита обладает флегматическим типом темперамента.

Саша М, 4 года

саша отличается повышенной ранимостью, замкнутостью и чувствительностью. Он не только тихий, он еще и добрый, мягкий, доверчивый и открытый. Он играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других. Неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор, теряется в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии

постоять за себя. Саша не включается в разговор, не демонстрирует  свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую  движений. Он быстро устает от шума, от новых людей, от замечаний. Внимание его неустойчивое, ему трудно сосредоточиться  и распределить внимание. Саша обладает меланхолическим типом темперамента.

2.2 Определение  уровня зрелости нервных процессов: тест

В диагностической работе мы воспользовались теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой). [11]

На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим образом:

 

2

3

6

5

4




                              

 

 

 

(Это делается для того, чтобы ребенок не терял времени  в процессе выполнения тестового  задания при переходе к работе  с 3-го в 4-й квадрат.) Перед  проведением теста детям несколько  раз дают поиграть в игру "Насыпем птичкам в клетки зернышек" с тем, чтобы у них образовался навык проставления точек в максимально быстром темпе. Затем проводится сам тест. У каждого ребенка лист с квадратами и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают в максимальном темпе ставить точки в 1 квадрат ("сыпать зернышки птичке"). По второму сигналу ребенок без остановки переходит к работе во втором квадрате и т.д. Продолжительность проставления точек в каждом квадрате по 10 секунд. В целом тестирование длится 1 минуту. Тест выявляет динамику работоспособности ребенка. Воспитатель анализирует полученные данные по каждому ребенку.

К сильному типу нервной  системы относят детей, у которых  разница между 1-м и 6-м квадратом  отсутствует или же наблюдается  увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы  характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более  чем на 10 % числа точек в одном  квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель вычисляется путем сложения числа  точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т.е. на 6. Эти  показатели говорят о том, что  у ребенка сохраняется высокая  работоспособность без значительных колебаний в течение заданного  времени.

Слабый тип нервной  системы характеризуется значительным снижением количества точек в  последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем  того, что период работоспособности  ребенка непродолжителен и характеризуется  перепадами.

                                                             Анализ результатов

Мирослава, 4 года

У Мирославы сильный тип нервной системы, т.к. число точек в 6-м квадрате превысило число в 1-м квадрате. Также показателем сильного типа нервной системы является отсутствие пиков, т.е. увеличения более чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Эти показатели говорят о том, что у Мирославы сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.

 

Даша, 4 года

Даша обладает сильным  типом нервной системы. Число  точек в 1-м и в 6-м квадрате одинаковое. Также показателем сильного типа нервной системы является отсутствие пиков, т.е. увеличения более чем  на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Эти показатели говорят о  том, что у Даши сохраняется высокая  работоспособность без значительных колебаний в течение заданного  времени.

Никита., 3,5 года

В результате теста мы пришли к выводу, что у Никиты слабый тип нервной системы. Он характеризуется  значительным снижением количества точек в последних квадратах  и наличием нескольких пиков. Это  является показателем того, что период работоспособности непродолжителен  и характеризуется перепадами. В  деятельности Никита уравновешен, инертен.

Саша., 4 года

Саша является обладателем  слабого типа нервной системы. В  последних квадратах количество точек значительно меньше по сравнению  с 1-м квадратом. Также показателем  слабого типа нервной системы  является наличие пиков. Саша характеризуется  низкой работоспособностью и быстрой  утомляемостью.

ТЕСТ для родителей

"Какой тип темперамента  преобладает у Вашего ребенка?" (Панфилова М.А. Игра - терапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000г.)

Мы провели тестирование с родителями, которое помогло  глубже изучить темперамент детей, т.к. поведение в детском саду и в семье может быть неодинаковым.

Изучив результаты теста  я пришла к выводу:

У Мирославы сангвинический тип темперамента, т.к. практически во всех вопросах родители Мирославы отметили вариант а). Это говорит о том, что Мирослава одинаково легко вступает в общение как со знакомыми людьми, так и незнакомыми. Охотно включается в игры, рвется выполнять задания в числе первых. Как дома, так и в детском саду ведет себя активно, энергично, преобладает веселое настроение.

Даша.

Даша вспыльчивая, несдержанная, быстро успокаивается, если ей идут на встречу, уступают. Ее движения порывисты, но непродолжительны. Настроение часто  меняется, не заканчивает начатое. Пользуется авторитетом среди сверстников. Холерик берется со страстью за любое  дело, страшно инициатив. В общении  вспыльчива, резка, не сдерживает эмоции. Данные показатели свидетельствуют  о том, что у Даши холерический тип темперамента.

Никита.

 

Исследование показало, что  Никита обладает малой реактивностью. Это проявляется в том, что  его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно  преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи  и неприятности не выводят его  из себя. Таким образом, проанализировав  ответы родителей, мы выявили, что темперамент  Никиты относится к флегматическому  типу.

Саша.

Саша обидчив, редко смеется, не уверен в себе, часто и легко  теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим  темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства  медленно возникают, но проявляется  глубиной, легко уязвим, хотя внешне этого не показывает. Тактичный, мягкий, стеснительный. Ему присуща мнительность и пессимизм. У Саши слабый тип  нервной системы, он обладает меланхолическим  типом темперамента.

Таким образом, в результате исследования нами были выявлены специфические  черты каждого типа темперамента, которые отличают их друг от друга. Также мы зафиксировали различия в поведении детей в различных  ситуациях, их реакции на явления  окружающей действительности, отношения  со сверстниками и взрослыми.

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого  человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании  темперамента другого. Приведенные  характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической  жизни человека, динамику психической  деятельности. "Течение психической  жизни подобно водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводной реке, психическая жизнь  течет медленно, с большим внутренним напором". В этом плане в основном и можно говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам  темперамента.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование  свойств темперамента приводит к  развитию отрицательных черт у дошкольников, например у: сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;

холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;

флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;

меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Нужно направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления  отрицательных черт у дошкольников. В воспитании детей всех типов  темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения. В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

Неумение учитывать особенности  темперамента порой приводит к серьезным  ошибкам в воспитании. Это бывает, например, тогда, когда родители и  воспитатели принимают особенности  темперамента детей за хорошие или  дурные черты характера. Поэтому  важно владеть способами распознавания  темперамента и учета их в воспитательной работе с детьми.

                                                               Заключение

Таким образом вряд ли можно говорить о "хороших" или "плохих" темпераментах. Неверно считать, что такие свойства нервной системы, как слабость или инертность, отрицательные, а черты темпераментов, которые складываются на их основе, подлежат скорейшей переделке. Конечный результат зависит от воспитания. При неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии влияние отрицательных черт может быть перекрыто. Поэтому, говоря о правильном подходе родителей и воспитателей к детям, имеется в виду лишь необходимость сбалансировать действие тех или иных свойств темперамента, а вовсе не искоренять их.

Ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту, воспитывать  нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выражен еще  неярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно  воспитать ребенка, родители и воспитатели  учтут жизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при  длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно высокий положительный  эмоциональный тонус, смелость в  непривычных условиях, устойчивое внимание, как в спокойной, так и в  шумной обстановке.

Информация о работе Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста