Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически раскрыть и обосновать значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить специальной литературы по данной теме;
2. Изучить теоретические основы темперамента детей дошкольного возраста;
3. Установить значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников;
4. Определить методы исследования темперамента дошкольников.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................2
Глава 1. Изучение темперамента дошкольников…………………………………..3
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента…………………………….4
1.2 Эмоциональность как параметр темперамента………………………………….9
1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста…………………….11
Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников……………..17
2.1 Изучение индивидуальных особенностей дошкольника……………………..18
2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: тест………………………20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Библиографический список…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии Шачнева.docx

— 110.61 Кб (Скачать файл)

 

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчивости.

Существенным выражением темперамента является скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических  процессов нужно еще отличать их темп и ритм. Основное проявление темперамента очень часто ищут в  динамических особенностях "реакций" человека - в том, с какой силой  и быстротой он действенно реагирует  на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях  темперамента являются те, которые  выражают динамические особенности  не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных  взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека, импульсивность, тревожность. [15]

Впечатлительность - это  сила воздействия на человека различных  стимулов, время их сохранения в  памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного.

Импульсивность проявляется  в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как  человек успевает обдумать сложившуюся  ситуацию и принять разумное решение  по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных  и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

Сочетание описанных свойств  и создает индивидуальный тип  темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. [12]

В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

 

1. ЭНДОМОРФНЫЙ (из эндодермы  образуются преимущественно внутренние  органы);

2. МЕЗОМОРФНЫЙ (из мезодермы образуется мышечная ткань);

3. ЭКТОМОРФНЫЙ (из эктодермы  развивается кожа и нервная  ткань).

При этом людям с эндоморфным  типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой  ткани; мезоморфному типу свойственно  иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и  силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera - “внутренности”), соматония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).

В психологической науке  большинство конституционных концепций  стало объектом острой критики. Они  неправомерны. Их недостаток в том, что они односторонни - их создатели учитывают только одну сторону деятельности организма.

С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты, показывающие зависимость темперамента от свойств  типа нервной системы. Это проявляется  в том, что определенные свойства нервной системы и темперамента соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности желез внутренней секреции.

Тем не менее при одном и том же типе конституции тела могут иметь место свойства темперамента, зависящие от разных типов нервной системы. Поэтому физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное приспособление организма к среде. Гормональные теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности. [7]

Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно  плохо поддаются изменению. Основные усилия человека при анализе своего темперамента должны быть направлены не на его изменение, а на выявление  и осознание его особенностей с тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют  его природной

предрасположенности. Это  связано с тем, что темперамент  определяет стиль поведения человека, способы, которыми он пользуется для  организации своей деятельности. [17]

1.2 Эмоциональность  как параметр темперамента 

В эмоциональной сфере  между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. Все  особенности личности, ее характера  и интеллекта, ее интересов и отношений  к другим людям проявляются и  отсвечивают в радуге эмоций и  чувств. [1]

Эмоции - класс психологических  состояний, представляющих собой приятные, неприятные и более сложные по своей окраске внутренние переживания. Это - настроения, аффекты, чувства, страсти, стрессы. [11]

Эмоции представляют собой  своеобразную форму отражения реального  процесса взаимодействия с окружающей действительностью. В эмоциях человек  проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или  неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга и т.д. Эмоции могут колебаться от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. [3]

У человека главная функция  эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоциональность - свойство темперамента и черта характера  человека, проявляющаяся в частоте, интенсивности и длительности возникающих у него эмоций, а также в их влиянии на его психологическое состояние и поведение. [13]

Эмоциональность образует комплекс свойств, характеризующих особенности  возникновения, протекания и прекращения  разнообразных чувств, аффектов и  настроений. В качестве основных характеристик  эмоциональности выступают впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает аффективную  восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям. Импульсивность означает быстроту, с  которой эмоции становятся побудительной  силой поступков и действий без  их предварительного обдумывания и  сознательного решения выполнить  их. Под эмоциональной лабильностью понимается скорость, с которой прекращается эмоциональное состояние или  происходит смена одного состояния  другим.

Типичные различия эмоциональных особенностей личности могут выражаться:

1) в сильной или слабой  эмоциональной возбудимости;

2) в большей или меньшей  эмоциональной устойчивости. Эти  различия в эмоциональной возбудимости  и устойчивости существенно характеризуют  темперамент человека;

3) силу, или интенсивность,  чувства, и 4) его глубину. [15]

Разные люди в зависимости  от их индивидуальности и личного  опыта по-разному реагируют на те или иные обстоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незначительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различиями в темпераментах, является чаще всего природно обусловленной, т.е. зависит от врожденных особенностей нервной системы человека. Поэтому такую эмоциональную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.

Но есть эмоциональность  и другого рода, представляющая собой  дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями  он в состоянии управлять, но для  этого ему надо знать их причину, выработав у себя новую, более  адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства. [12]

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились  как своеобразный способ поддержания  жизненного процесса в его оптимальных  границах и предупреждают о разрушающем  характере недостатка или избытка каких-либо факторов. [5]

У дошкольников система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции - не столько проявление переживаемого чувства, сколько  материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Эмоции и чувства наиболее эффективно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - игре. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями деятельности.

Необходимо отличать эмоциональность  и эмоциональную отзывчивость. Эмоциональность  как особенность поведения более  доступна наблюдению, чем эмоциональная  отзывчивость. Эмоциональность выступает  в разнообразных формах: плаксивость, обидчивость, динамика настроения. Эмоциональная  отзывчивость связана с социальными  мотивами, проявляется в эмпатии, идентификации, сотрудничестве со сверстниками. [10]

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые  появляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно  являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествующей стадии эмоции не развиваются  сами по себе. Они не имеют собственной  истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в  сознании.

1.3 Проявление  темперамента у детей дошкольного  возраста 

В основе индивидуальности ребенка лежат его природные  особенности, обусловленные всевозможными  комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо-физиологическими особенностями  организма, головного мозга, органов  чувств, а также типологическими  свойствами нервной системы, т.е. типом  высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическая основа темперамента.

Темперамент - это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости темпа, ритма психических процессов  и состояний.

Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической  активности и эмоциональности. Общая  активность личности складывается в  интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая - в темпе речи и силе голоса; эмоциональность - в  особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке  эмоций.

Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.

Сенситивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сенситивность.

Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое  замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

Активность - то, с какой  степенью активности (энергичности) человек  воздействует на внешний мир и  преодолевает препятствия при осуществлении  цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

Соотношение реактивности и  активность - то, от чего в большей  степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

Информация о работе Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста