Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически раскрыть и обосновать значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить специальной литературы по данной теме;
2. Изучить теоретические основы темперамента детей дошкольного возраста;
3. Установить значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников;
4. Определить методы исследования темперамента дошкольников.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................2
Глава 1. Изучение темперамента дошкольников…………………………………..3
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента…………………………….4
1.2 Эмоциональность как параметр темперамента………………………………….9
1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста…………………….11
Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников……………..17
2.1 Изучение индивидуальных особенностей дошкольника……………………..18
2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: тест………………………20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Библиографический список…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии Шачнева.docx

— 110.61 Кб (Скачать файл)

Таким образом, во всех своих  проявлениях темперамент опосредован  и обусловлен реальными условиями  и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные  типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может  также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек  может изменить в определенную сторону  свой темперамент.

Следует помнить, что не стоит  сваливать на темперамент невоспитанность, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует  только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ  действий человека в окружающей среде.

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого  человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании  темперамента другого. Приведенные  характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической  жизни человека, динамику психической  деятельности. "Течение психической  жизни подобно водному потоку. У одних, как в горной реке,

образы и мысли, чувства  и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно  широкой, многоводной реке, психическая  жизнь течет медленно, с большим  внутренним напором". В этом плане  в основном и можно говорить об индивидуальных различиях людей  по свойствам темперамента.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование  свойств темперамента приводит к  развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:

сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;

холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;

флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;

меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Нужно направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления  отрицательных черт у дошкольников. В воспитании детей всех типов  темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения. В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

Неумение учитывать особенности  темперамента порой приводит к серьезным  ошибкам в воспитании. Это бывает, например, тогда, когда родители и  воспитатели принимают особенности  темперамента детей за хорошие или  дурные черты характера. Поэтому  важно владеть способами распознавания  темперамента и учета их в воспитательной работе с детьми.

 

                                                   Библиографический список

 

1.  Барташев, А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Барташев. - 2е изд., перераб. - Спб.: Питер, 2007.

2.  Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы ребенка / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание, 2007, №12

3.  Выготский, Л.С. Эмоции  и их развитие в детском  возрасте // Л.С. Выготский / Собр. соч., т.2. - М., 1982.

4.  Ершова, У.В. Эмоциональное воспитание в семье / У.В. Ершова // Практическая психология и логопедия, 2008, - №6. -

5.  Изотова, Е. И Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

6.  Ильин, Е.П. Дифференциальная психология. - Спб.: Питер, 2001 ил. - (серия "Учебник нового века")

7.  Каменская, В.Г. Эмоциональное и мотивационное развитие детей раннего возраста // В.Г. Каменская Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. / В.Г. Каменская. - М.: ФОРУМ, 2005.

8.  Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

9.  Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии.

10.  Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11.  Осипова, М.П. Педагогика и методика семейного воспитания / М.П. Осипова [и др.]; под ред. М.П. Осиповой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.

12.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2002.

13.  Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

14.  Тутушкина М.К. Современная практическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Тутушкина, Е. А Соловьева, О.Б. Годлиник и др.; Под ред. М.К. Тутушкиной. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.

15.  Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учуб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

16.  Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева - М.: Издательский центр "Академия", 1995.

17.  Шостак, В.И. Психофизиология. Учеб. пособие / В.И. Шостак, С.А. Лытаев, М.С. Березанцева. - СПб.: ЭЛБИ - СПб, 2007


Информация о работе Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста