Активизации речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:06, реферат

Описание работы

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты активизации речи детей в психолого–педагогической литературе 7
1.1 Активизация речи детей как психолого–педагогическая проблема .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Активизация речи у детей дошкольного возраста.docx

— 40.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РС(Я) АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышении квалификации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 «Активизации речи у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила: Борисова Л.Е.

,4 группа, курс  ПП

 

 

2014г

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты активизации речи детей в психолого–педагогической литературе 7

1.1 Активизация речи детей  как психолого–педагогическая проблема .

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина и другие.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния  здоровья детей;

- существенное сужение  объема "живого" общения родителей  и детей;

- глобальное снижение  уровня речевой культуры в  обществе;

- недостаточное внимание  педагогов к речевому развитию  ребенка;

- дисбаланс семейного  воспитания в вопросах развития  речи, что проявляется либо в  его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению  письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему  отношении.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, В. В. Гербова. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой.

Актуальность проблемы, оказание помощи воспитателям в активизации речи детей, через различные методы, формы и приемы работы. Помощь воспитателю в повышении своего педагогического мастерства, самообразования.

Цель исследования – выявить эффективность методического руководства работы педагогов ДОУ по активизации речи детей в ДОУ.

Объект исследования: процесс методического руководств работы воспитателем в ДОУ.

Предмет исследования: Организация процесса методического руководства работы педагогов в ДОУ по активизации речи детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что эффективность методического руководства работы педагогов в ДОУ по активизации речи дошкольников зависит от выполнения следующих условий:

1. старший воспитатель  должен выявить уровень владения  педагогами ДОУ данной проблемы.

2. старший воспитатель  должен предложить разнообразные  формы и методы организации  работы.

3. контролировать процесс  реализации поставленных задач.

4. использовать различные  формы активизации и поощрения

Задачи исследования:

- провести анализ методической  литературы по данной теме.

- раскрыть роль старшего  воспитателя в организации методической  работы с воспитателями.

- проанализировать диагностику  для воспитателей и детей.

- Обобщить положительный  опыт методической работы

Методы исследования – сбор и анализ материала по теме исследования, анкетирование, тестирование.

Методики исследования: Опросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя по разделу "Развитие речи", методика "Определение активного словаря" (Пасечник Л. В.)

Исследовательская база: Экспериментальная работа проводилась не базе ГБОУ детский сад № 1588с детьми старших возрастных групп: по 12 детей из каждой группы, так же были задействованы педагоги этих групп.

Общее количество детей, участвовавших в эксперименте 24 человека, педагогов – 4 человека.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при разработке системы работы ДОУ по активизации словаря старших дошкольников и развитию речи, при разработке перспективного плана работы педагогов по развитию речи, а также в качестве материалов для самообразования молодых педагогов, при подготовке к педсоветам и педагогическим часам.

Этапы экспериментальной работы:

1-этап – Констатирующий  эксперимент, в который включен  анализ статистических данных  и проведение диагностик с  педагогами ДОУ.

2-этап – разработать  и апробировать систему работы  педагогов в ДОУ по активизации  речи детей старшего дошкольного  возраста.

3-этап – повторное  проведение диагностик, анализ выявления  динамики по активизации речи  детей старшего дошкольного возраста

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты активизации речи детей в психолого-педагогической литературе

1.1. Активизация  речи детей как психолого-педагогическая  проблема

Речь развивалась постепенно – от элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов у первобытных людей до сложных обобщенных звуковых комплексов у современного человека. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человеческого общества.

Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который может ускориться или замедлиться. Франсуаза Дольто говорила, что с малышами нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов. [26, с. 104]

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. С момента появления ребенка на свет мама, а вслед за ней и другие близкие начинают побуждать его к общению. Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослыми по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. [12, с. 95]

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения, совершенными формами структуры речи. Надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика по развитию речи детей начиная со дня рождения ребенка. [34, с. 6]

Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Умение относить слова к обозначенным ими предметами и действиями приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенка не только пользуется речью, но начинает осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой и, следовательно, овладение общением. [12, с. 152]

Специалисты в области речевого развития дошкольников определяют приблизительные показатели развития словаря у детей: к четырем годам количество слов доходит до 2000, в пять лет – до 2500, а в шесть-семь лет – до 4000 слов. Словарный запас у детей пополняется путем изучения окружающих их предметов и явлений, повседневной жизни, природы. Новое слово они могут употребить только тогда, когда наглядно, опытным путем устанавливают тесную связь между новым словом и предметом (или свойством), который они называют. Специалисты рекомендуют использовать различные игры и упражнения, развивающие словарь детей – дошкольников, например "Назови одним словом", "кто заблудился?", "как сказать по-другому" и т. д. [32, с. 16]

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общение невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием. [32, с. 10]

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.

Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря. Работа над словарем ребенка должна идти в тесной связи с развитием его мышления. Живые наблюдения, игры, занятия, прогулки дают детям обширный круг наглядных представлений. На этой основе уместно давать новые обозначения, уточнять уже знакомые. Было бы непростительной ошибкой повести дело таким образом, чтобы слова давались детям в отрыве от живой детской жизни. Слова, не имеющие под собой живого представления, – пустые слова. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений. При наличии запаса слов ребенок легче овладеет образной, связной речью [17, c. 87].

Программа указывает на развитие пассивного и активного словаря. Пассивный словарь – это те слова, которые ребенок слышит и понимает. Активный словарь – тот, которым ребенок пользуется. Несомненно, у ребенка пассивный словарь обширнее активного. Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка пользоваться таким количеством слов, которые необходимо для выражения его потребностей, общения со взрослыми, научить употреблять их в более точном смысле. Дело даже не в том, чтобы это были какие-то новые слова, хотя и их роль очень важна. Богатство словаря создается и за счет разнообразного изменения слова, овладения различными формами слов, словами уменьшительными, ласкательными, степенями сравнения. Ребенок – дошкольник практически владеет частями речи – существительными, прилагательными, глаголами, местоимением, но употребляет преимущественно существительные, местоимения, особенно указательные [31, c. 63].

Осторожно активизируя словарь ребенка, нужно научить его шире и разнообразнее пользоваться частями речи. Дети вышли на улицу в морозный, ясный, зимний день. Какое богатство восприятия, как много напрашивается обозначений! Однако не только дети, но и воспитательница пользуется одним – двумя словами: "Хорошо, красиво".

Воспитатель должен обдумать, какие слова связаны с той или иной деятельностью и наблюдением ребенка, отметить их с тем, чтобы пользоваться ими самому в разговоре с детьми и активизировать их в речи детей.

Язык детей будет богатым, красочным только тогда, когда содержание их жизни достаточно насыщено, интересно и наполнено. Наблюдение – один из путей всякого знания – должно быть основой для осуществления программы по языку в детском саду. Научить ребенка видеть, наблюдать – это значит обеспечить содержание его речи.

В практике детского сада приходиться сталкиваться с тем, что дети охотно говорят о многом. Но это не является показателем действительного умственного развития. Часто их знания – это сырой, не переработанный материал, результат случайных впечатлений, кое – как самими детьми размещенный в их умственном багаже [11, c. 29].

Разнообразная деятельность детей – игра, рисование, конструирование, труд в его различном содержании и формах – представляет путь знания, по которому развивается мысль ребенка, а следовательно, и язык. Круг этой деятельности обширен и разнообразен, дает богатое содержание для обогащения словаря детей, пользования определенными словами и формами речи.

Наконец, и само слово представляет источник знания. Из рассказов, бесед, чтения художественных произведений дети узнают то, чего они не видели, с чем не сталкивались, для них раскрывается новое в виденном. Здесь открываются большие возможности для работы над словарем, над связанной, выразительной речью. Однако и в этих случаях надо опираться на опыт ребенка.

Информация о работе Активизации речи у детей дошкольного возраста