Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически раскрыть и обосновать значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить специальной литературы по данной теме;
2. Изучить теоретические основы темперамента детей дошкольного возраста;
3. Установить значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников;
4. Определить методы исследования темперамента дошкольников.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................2
Глава 1. Изучение темперамента дошкольников…………………………………..3
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента…………………………….4
1.2 Эмоциональность как параметр темперамента………………………………….9
1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста…………………….11
Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников……………..17
2.1 Изучение индивидуальных особенностей дошкольника……………………..18
2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: тест………………………20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Библиографический список…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии Шачнева.docx

— 110.61 Кб (Скачать файл)

 

Министерство науки и  образования  РФ

                          КГБ ОУСПО «Красноярский педагогический колледж № 1       

                                            им. М.Горького»                                  

 

 

                      Курсовая работа по психологии  .

 

 

 

Тема :ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

 

 

                                                                                      Выполнила: Шачнева Александра Николаевна

                    студент 21 гр.

 отделения « Преподавание в начальных        классах»

Руководитель: Фрицлер Наталья  Александровна

 

 

                                                           Красноярск, 2012

                                                           

 

                                           Содержание

 

Введение..........................................................................................................2

Глава 1. Изучение темперамента дошкольников…………………………………..3

1.1 Определение, понятие,  компоненты темперамента…………………………….4

1.2 Эмоциональность как  параметр темперамента………………………………….9

1.3 Проявление темперамента  у детей дошкольного возраста…………………….11

Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников……………..17

2.1 Изучение индивидуальных  особенностей дошкольника……………………..18

2.2 Определение уровня  зрелости нервных процессов: тест………………………20

Заключение……………………………………………………………………………..23

Библиографический список…………………………………………………………..25

 

 

 

 

                                                         

 

Введение 

 

Детство представляет собой  особый период, сущностью которого является процесс - взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир  взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности. Дошкольный возраст характеризуется  максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Слово "темперамент" в  переводе с латинского языка означает "надлежащее соотношение частей". Именно темперамент проявляется  у ребенка в виде общей психической  активности. От темперамента зависит  самая первая реакция на некое  событие или ситуацию.

Уже древнегреческий философ  Аристотель выделил 4 типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. "Чистые типы" в  жизни встречаются очень редко, чаще в каждом ребенке можно встретить  сочетание разных характеристик с преобладанием определенных черт.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические  различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем  не менее, темперамент и сегодня  остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический  фундамент, на котором формируется  личность как социальное существо. Р.С. Немов "Общие основы психологии", Москва, 1994

Мы считаем, что работа педагога не может быть успешной без  глубокого знания им свойств личности, а именно темперамента. Зная эти  особенности педагог будет грамотно управлять процессами воспитания и развития личности, избегая в процессе воспитания многих ошибок.

Вопросы о темпераменте волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких  как Р.С. Немов, М.К. Тутушкина, В.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Барташев, В.С. Мерлин, Е.Н. Рогов, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский и другие. Разные подходы к изучению темперамента отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение сущности темперамента как соотношение процессов возбуждения и торможения (И.П. Павлов), либо изучение частных проявлений темперамента (В.С. Мерлин).

Цель исследования - теоретически раскрыть и обосновать значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников.

Задачи исследования:

1.  Изучить специальной  литературы по данной теме;

2.  Изучить теоретические  основы темперамента детей дошкольного  возраста;

3.  Установить значение  эмоциональности как параметра  темперамента дошкольников;

4.  Определить методы  исследования темперамента дошкольников.

Объект исследования - темперамент  детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - эмоциональность  как значимый параметр темперамента детей дошкольного возраста.

Исходя из этого можно  сформулировать следующую гипотезу: внешние проявления темперамента, значительно выражаются в эмоциональности детей дошкольного возраста.

В исследовании использовались следующие методы:

·  Наблюдение;

·  Тестирование;

Глава 1. Изучение темперамента дошкольников

1.1 Определение,  понятие, компоненты темперамента 

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, можно заметить различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. [9]

Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его  психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном  тонусе его жизнедеятельности.

Учение о темпераменте и его типах имеет длинную  историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя  гуморальный подход, выделил четыре типа "красиса" (в переводе с  греческого - смешения), т.е. соотношения  в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи  и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, желтая желчь - сухость, черная желчь - влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние  организма, его склонность к тем  или иным заболеваниям.

Древнегреческий философ  Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между  людьми не в преобладании того или  сока, а в различиях состава  важнейшего из этих соков - крови. Он заметил, что способность к свертыванию  крови у разных животных не одинаковая. Большая быстрота свертывания обусловливается, по его мнению, преобладанием твердых, или земляных, частиц, меньшая - преобладанием водных, или жидких, частиц. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и предрасполагает к гневу.

В популярной литературе и  учебниках говорится, что именно Гиппократ явился основателем учения о четырех типах темперамента, дошедших до нашего времени: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Однако это не совсем так. Названия типов темпераментов появились позже и связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово "красис" на латинское слово temperamentum, от которого и ведет свое начало термин "темперамент".

В средние века, с возникновением алхимии, появились попытки объяснить  темпераменты преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов: соли, серы и ртути, даже эфира и  воздуха.

Развитие в эпоху Возрождения  анатомии и физиологии придало новое  направление объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать  с особенностями строения тела. Например, ряд ученых в основу деления темпераментов  кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просветов сосудов. Другое анатомическое направление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу темперамента в величине мозга и толщине нервов, другие - в особенностях их функционирования.

Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - как темпераменты действия (с точки зрения современных подходов можно первые связать с эмоциональностью как характеристикой темперамента, а вторые - с активностью). [1]

эмоциональность темперамент  дошкольника.

Большим шагом вперед в  разработке проблемы темперамента были работы академика И.П. Павлова о  типах высшей нервной деятельности. В основу своей классификации  он положил характеристику нервных  процессов, возбуждения и торможения, - силу, уравновешенность, подвижность. Под силой возбуждения понимается скорость и прочность выработки  условных рефлексов и навыков. Сила торможения - полнота и скорость выработки дифференцировки, угасания, запаздывания. Уравновешенность нервных  процессов - соотношение по силе торможения и возбуждения. Подвижность нервных  процессов - скорость "переделки" отрицательных и положительных  условных рефлексов. Исходя из сочетания  этих трех свойств, Павловым выделены четыре основных типа высшей нервной  деятельности.

Отечественными психологами  Б.М. Тепловым и В.Д. Небылициным, продолжавшими исследование И.П. Павлова, были открыты новые свойства основных нервных процессов. Среди них динамичность - свойство, которое определяет скорость и легкость выработки условно-рефлекторных связей (положительных - возбуждения, отрицательных - торможения) и лабильность нервных процессов - особое свойство, определяющее скорость возникновения возбудительного процесса. [1]

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации, Русалов выделили четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость степени напряженности взаимодействия организма со средой, легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

 

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: энергичность (устойчивость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. [12]

Другой подход к темпераменту был у В.С. Мерлина, основателя пермской психологической школы. Спецификой этой научной школы явилось изучение частных проявлений темперамента - темпераментных свойств. В.С. Мерлин считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым  можно было бы отличить темперамент  от других индивидуальных психологических  особенностей.

В.С. Мерлин считал, что тип  темперамента зависит от общего типа нервной системы. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной  и выдвигал ряд других признаков.

Первым основным признаком  темперамента В.С. Мерлин считал обусловленность  его свойствами нервной системы. Далее он называл следующие особенности, которые можно отнести к свойствам  темперамента: регулируют динамику психической  деятельности в целом; характеризуют  особенности динамики отдельных  психических процессов; имеют устойчивый характер на протяжении длительного  времени. К свойствам темперамента он также относил особенности  эмоционально-волевой сферы.

Однако на практике все  велось к изучению отдельных темпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил  сенситивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстравертированность - интровертированность.

Прикладное значение учения о темпераменте, как отмечает М.К. Тутушкина, заключается в определении тех негативных и позитивных черт, которые проявляются в поведении человека. Например, холерику надо всегда помнить, что его активность может носить разрушительный характер. Сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику - не забывать, что желательно действовать несколько быстрее, меланхолику - уметь отделять неудачи от "катастроф", неурядицы - от бед, частный промах - от крушения жизненных планов.

Информация о работе Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста